Подсчитано: везти грузы из Украины в Казахстан через Россию дешевле, чем через что-то иное

19 июля 2016

Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» «подбила» расходы импортеров

Подсчитано: везти грузы из Украины в Казахстан через Россию дешевле, чем через что-то иное

Доставка разрешенных к перевозке грузов с Украины в Казахстан транзитом через Россию теперь обходится казахстанским предпринимателям дополнительно в 95 тыс. рублей (таможенное сопровождение и простои в Смоленске) плюс расходы на пломбирование, тогда как альтернативный маршрут через порты Черного и Каспийского морей потребует затрат от 2 900 до 4 500 долларов. Эти суммы не учитывают непосредственные расходы перевозчика, включая зарплату водителя, техобслуживание, расходы на бензин и прочее, подсчитали в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».

После подписания президентом РФ указа о внесении изменений в особый порядок ввоза товаров с Украины в Казахстан транзитом через территорию России с 1 июля 2016 года таким маршрутом могут следовать только товары с нулевой ставкой таможенной пошлины в ЕТТ ЕАЭС. Так, в соответствии с новыми изменениями введен запрет на ввоз санкционной продукции, а также товаров, ввозная таможенная пошлина которых выше нуля. Действие временного запрета распространяется и на украинские товары, и на перевозки из третьих стран (Турция, некоторые страны Европейского союза), которые следуют транзитом через территорию Украины в Казахстан.

По данным НПП «Атамекен», на сегодня в ЕТТ ЕАЭС нулевая ставка применяется в отношении 1908 товаров, из которых для 80 – на временной основе. К таким товарам относится продукция машиностроения (1103 позиций), АПК и пищепрома (161), химпрома (159) и легпрома (46), недрагоценные металлы и изделия из них (120), транспортные средства (111), минеральные продукты (31), изделия деревообработки (21), драгоценные и недрагоценные камни (11 позиций), прочие промтовары (144).

Для ввоза товаров в Казахстан сухопутными путями, страной происхождения и отправления которых является Украина, определены железнодорожные и автомобильные пункты пропуска на внешней границе ЕАЭС и на государственных границах между Республикой Беларусь и РФ, РФ и РК. Так, на белорусско-украинском участке товары можно ввозить через три железнодорожных и шесть автомобильных пунктов пропуска в Гомельской и Брестской областях. На белорусско-российском участке вагоны могут следовать через станцию Смоленск Сортировочная, автотранспорт – через Краснинский таможенный пост Смоленской таможни. На российско-казахстанском участке доступны один железнодорожный (станция Озинки РФ – пункт пропуска «Жайык» РК) и два автомобильных пункта пропуска («Маштаково», Самарская таможня РФ/пункт пропуска «Сырым», Западно-Казахстанская область и «Бугристое», Челябинская таможня/«Кайрак», расположенный в Костанайской области).

Перевозки грузов возможны только при условии применения пломб на основе системы ГЛОНАСС. При этом наложение (снятие) пломб производится при въезде (выезде) на территорию РФ в стационарных или передвижных контрольных пунктах, в том числе и контрольных пунктах, расположенных на железнодорожных станциях, за счет отправителя или получателя груза. Водители автотранспорта при въезде на территорию РФ обязаны получить учетные талоны, которые при выезде с территории РФ необходимо сдать сотруднику Ространснадзора.

По решению таможенного пункта пропуска может быть дополнительно применено таможенное сопровождение (конвой) в отношении АТС, на которых установлены пломбы на основе системы ГЛОНАСС. Стоимость таможенного сопровождения автотранспорта и вагонов различаются в зависимости от расстояния. Так, сопровождение до 50 км включительно обойдется в 2 000 руб., от 51 до 100 км – 3 000 руб., от 101 до 200 км – 4 000 руб., свыше 200 км – 1 000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6 000 руб. За таможенное сопровождение каждого водного или воздушного судна – 20 000 руб. вне зависимости от расстояния перемещения.

Ориентировочная стоимость таможенного сопровождения для казахстанских предпринимателей при доставке грузов из Украины в РК по территории РФ (~2500 км от Смоленска в РФ до Костаная в РК) – 25 000 рублей, подсчитали в НПП «Атамекен».

Выходом в сложившейся ситуации в НПП РК считают альтернативный маршрут через порты Черного и Каспийского морей: Украина (Ильичевск) – Грузия (Поти/Батуми) – Азербайджан (Баку) – Казахстан (Актау), хотя дополнительные расходы по альтернативному маршруту колеблются от 2 900 до 4 500 долл.

– Необходимо отметить, что указанная сумма прибавляется к себестоимости перевозки, которая складывается из непосредственных расходов перевозчика (оплата зарплаты водителю; техобслуживание машины, расходы на бензин и т. д.), – уточняется в сообщении палаты.

При этом тарифообразование Транскаспийского маршрута складывается из таких составляющих, как стоимость паромной переправы в портах, сборы за проезд и соответствующие бланки разрешений для проезда по территориям Украины, Грузии и Азербайджана, стоимость фрахта.

В целом плата за проезд по дорогам и бланки разрешений в среднем составляет 430 долл. Так, бланки разрешений на перевозку груза из Украины в РК и на транзитный проезд по территории Азербайджана стоят одинаково – по 6 363 тенге (около 20 долл.) по отдельности. Сбор за пользование автодорогами в Грузии при транзитном проезде равен 200 лари (около 110 долл.). Сбор за пользование автодорогами в Азербайджане – от 20 до 280 долл. в зависимости от срока нахождения на территории и грузоподъемности АТС.

Плата за использование паромов варьируется от 2 500 до 4 190 долл. в зависимости от перевозимого груза. Так, переправа на пароме Ильичевск (Украина) – Поти/Батуми (Грузия) обойдется от 1 000 до 2 690 долл. плюс дополнительная оплата 90 долл.; паромом Баку (Азербайджан) – Актау (Казахстан) – 1200 долл., при этом портовые сборы в Баку составят около 140 долл. Портовые сборы и оформление документов в порту Актау – около 160 долл.

Паромный комплекс на линии Баку – Актау принимает 6–7 паромов еженедельно при пропускной способности 10–11 паромов в неделю. Норма обработки грузопассажирских паромов в порту Актау составляет 10–12 часов, фактически суда обрабатываются за 6–7 часов, грузовые паромы – за 8–10 часов, уточняется в сообщении НПП РК «Атамекен».

В среднем плата за один грузовой автотранспорт в порту Актау составляет около 55 000 тенге (чуть более 10 тыс. руб.), включая плату за погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые силами и средствами клиента (перевалка); за выписку поручения на погрузку/выгрузку; услуги по сопровождению и оформлению документов на импортные грузы. Оформление коносамента (при экспорте) обойдется в 3 200 тенге. Хранение одной единицы колесной техники на территории порта – 3 220 тенге в сутки;

В настоящее время, по информации перевозчиков, в Смоленске находится порядка 60–70 машин, из них 29 – казахстанские. Только 5 машин перевозят грузы из Украины в Казахстан, остальные 24 машины следовали транзитом по территории Украины из Турции, Болгарии и Италии. Простои машин в Смоленске влекут за собой допрасходы для перевозчиков до 70 000 руб. (аренда СВХ – 3 000 руб., погрузка/выгрузка для осуществления досмотра – 12 000 руб., обеспечение РОСТЭК – 35 000 руб., заполнение транзитной декларации – 20 000 руб.).

С 4 по 15 июля в НПП РК «Атамекен» обратилось несколько казахстанских компаний, 12 вагонов которых простаивали в Смоленске с такими грузами, как молоко и сливки сгущенные, водка «Мороша» с казахстанскими акцизами, консервы рыбные, сантехника, шлаковозы, контейнер, мебель и матрацы, запчасти к сельхозтехнике, обои. По информации таможенного пункта пропуска Смоленска, все эти вагоны возвращены в Белоруссию.

По информации сотрудников таможенного пункта пропуска Смоленска, по состоянию на 15 июля в зоне таможенного контроля находится 3 транспортных средства, следующих в Казахстан. Все они будут возвращены в соответствии с указом президента РФ. Железнодорожных вагонов там нет. LR

Тэги: Украина, Казахстан, импорт, транзит, Актау, автоперевозки, грузоперевозки, контейнерные перевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх