Паушальные взносы проиндексируют
13 августа 2024Бизнес все чаще предпочитает перейти с фиксированного налога на стандартную ставку подоходного налога
Российские владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК, структуры, зачастую зарегистрированные в офшорных юрисдикциях, которые состоятельные россияне используют для владения активами в России) готовятся к повышению фиксированного налога на доходы («паушального взноса»), который они платят с прибыли этих компаний. Об этом сообщает «Forbes» со ссылкой на источники в крупных консалтинговых компаниях.
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек отмечает, что «ряд контролирующих лиц рассматривают возможность перехода на обычный режим, а клиенты начали оценивать необходимость своих компаний, чтобы ликвидировать ненужные.
– Есть спрос на рассмотрение вариантов реструктуризации КИК, которые позволят адекватно вписаться в новые правила, – подтверждает партнер Б1 Марина Белякова.
В числе вариантов – переход на общий режим, сокращение числа компаний или их объединение у одного владельца. Но поскольку одновременно применять общий и паушальный режимы один человек не может, в некоторых случаях можно распределить собственность на КИК внутри семьи.
Согласно статье 227.2 Налогового кодекса, фиксированный НДФЛ в ₽5 млн уплачивается одним владельцем КИК независимо от числа контролируемых компаний. С 2025 года по ₽5 млн будет взиматься с каждой КИК (максимум ₽25 млн).
Фиксированный налоговый режим должен применяться не менее пяти лет (для тех, кто перешел на фиксированный платеж с 2020 или 2021 года, обязательный срок составлял три года). Также в 2023 году в правило минимального срока внесли исключение: если в Налоговый кодекс вносятся изменения, приводящие к увеличению суммы уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, налогоплательщик может досрочно прекратить использование режима (статья 227.2 Налогового кодекса), отмечает юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите.
«Паушальный взнос» для владельцев КИК ввели в 2020 году, в том числе как один из инструментов деофшоризации. Тогда был период амнистии капиталов, которая позволяла задекларировать иностранные активы в России, избежать штрафов, уголовной ответственности и предоставляла ряд гарантий, говорит руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая.
При этом режим стал компромиссным решением для владельцев КИК и налоговых органов – он позволяет контролирующим лицам избежать штрафов из-за нерасторопности директоров или провайдеров услуг по подготовке финансовой отчетности или аудита, может давать отсрочку в уплате налога с прибыли КИК, отмечает Донат Подниек.
Точный расчет налога с КИК от фактической прибыли требует подтверждения финансовой отчетностью по иностранному праву – аудиторским заключением, дополнительными пояснениями, объясняет партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Это повышает издержки и налоговые риски владения КИКами – из-за ошибок, запросов налоговых органов, необходимости подтверждающих документов и так далее.
Повышение фиксированного налога, вероятно, связано в первую очередь с повышением максимальной ставки НДФЛ до 22%, а также в какой-то мере с усилившимся процессом деофшоризации: многие КИК связаны с владением не иностранными, а российскими активами, отметил Вадим Зарипов. За время действия нормы у налоговой службы появилось понимание, сколько в среднем у российских резидентов КИК и какова их средняя декларируемая прибыльность. На основе этого Минфин определил новые параметры, полагает он.
– Принимая концепцию изменений в Налоговый кодекс (кто больше зарабатывает, тот должен платить больше), повышение «паушального» налога с прибыли КИК выглядит вполне логичным, – добавил Донат Подниек.
Кроме того, «паушальный взнос» расслабил многих владельцев иностранных компаний, отмечает Марина Белякова.
Для многих держателей КИК ₽5 млн были комфортной суммой, согласна Екатерина Смоловая. И даже если часть КИК не использовалась, то при оценке затрат на составление и аудит финансовой отчетности, реструктуризацию или ликвидацию контролирующие лица предпочитали «оставить все, как есть». А планируемое повышение налогов вынуждает выйти из зоны комфорта.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам 2022 года (последние данные) число КИК в России выросло на 21%, до 45 600. Уведомления о таких компаниях за 2022 год предоставили более 18 300 налогоплательщиков, 82% из которых физлица, остальные 18% контролируются юрлицами. По сравнению с 2021 годом число уведомивших о КИК выросло на 10%. В среднем на одного отчитавшегося налогоплательщика приходилось по 2,5 КИК.
Росту интереса к переходу на обычный режим налогообложения КИК также могут способствовать недавние поправки в Налоговый кодекс, облегчающие расчет прибыли КИК из недружественных юрисдикций, отмечает партнер налоговой практики компании «Технологии доверия» Анна Модянова. Ранее для этого нужна была локальная отчетность, доступ к которой у российского контролирующего лица был зачастую ограничен из-за санкций. Теперь налогоплательщик сможет для расчета прибыли КИК использовать отчетность, подготовленную по международным стандартам.
По словам Марины Беляковой, также рассматривается в качестве вариантов реструктуризации КИК перевод активов на частные фонды и трасты. Однако вряд ли интерес к ним будет активно расти и дальше. Многие исторически популярные структуры теперь применять сложно, они работают в «недружественных» государствах. Не совсем разумно, спасаясь от не столь значимых для крупного капитала последствий по КИК, рисковать самими активами. В таких странах, например, как в ОАЭ, частные фонды и трасты не имеют столь внушительной истории, как в системе права Великобритании.
Уровень доверия у клиентов к ним пока невысокий, согласен Подниек. Он отмечает спрос на структурирование активов через закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ).
Переход на обычный режим можно рассматривать в качестве одного из наиболее оптимальных механизмов для снижения негативных последствий, считает Екатерина Смоловая. Зачастую этого действительно достаточно: при владении несколькими КИК, с учетом их совокупной прибыли, уплата фиксированного налога была выгодной стратегией, но с вступлением в силу новых правил станет явно обременительной.
Напомним, фиксированную ставку налога для владельцев контролируемых иностранных компаний предлагается увеличить с ₽5 млн до ₽25 млн. LR
История вопроса
В налоговых новеллах нужны правки в части льготного НДС
Чтобы вступить в право собственности, нужно спросить разрешение
Среди прочего растет спрос на переход с режима фиксированного налога, который сейчас составляет ₽5 млн со всех КИК, принадлежащих одному лицу, на стандартную ставку подоходного налога (c 2025 года ставка по нему – от 13% до 22% для физлиц).В налоговых новеллах нужны правки в части льготного НДС
Чтобы вступить в право собственности, нужно спросить разрешение
Партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Донат Подниек отмечает, что «ряд контролирующих лиц рассматривают возможность перехода на обычный режим, а клиенты начали оценивать необходимость своих компаний, чтобы ликвидировать ненужные.
– Есть спрос на рассмотрение вариантов реструктуризации КИК, которые позволят адекватно вписаться в новые правила, – подтверждает партнер Б1 Марина Белякова.
В числе вариантов – переход на общий режим, сокращение числа компаний или их объединение у одного владельца. Но поскольку одновременно применять общий и паушальный режимы один человек не может, в некоторых случаях можно распределить собственность на КИК внутри семьи.
Согласно статье 227.2 Налогового кодекса, фиксированный НДФЛ в ₽5 млн уплачивается одним владельцем КИК независимо от числа контролируемых компаний. С 2025 года по ₽5 млн будет взиматься с каждой КИК (максимум ₽25 млн).
Фиксированный налоговый режим должен применяться не менее пяти лет (для тех, кто перешел на фиксированный платеж с 2020 или 2021 года, обязательный срок составлял три года). Также в 2023 году в правило минимального срока внесли исключение: если в Налоговый кодекс вносятся изменения, приводящие к увеличению суммы уплаты НДФЛ с фиксированной прибыли КИК, налогоплательщик может досрочно прекратить использование режима (статья 227.2 Налогового кодекса), отмечает юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите.
«Паушальный взнос» для владельцев КИК ввели в 2020 году, в том числе как один из инструментов деофшоризации. Тогда был период амнистии капиталов, которая позволяла задекларировать иностранные активы в России, избежать штрафов, уголовной ответственности и предоставляла ряд гарантий, говорит руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая.
При этом режим стал компромиссным решением для владельцев КИК и налоговых органов – он позволяет контролирующим лицам избежать штрафов из-за нерасторопности директоров или провайдеров услуг по подготовке финансовой отчетности или аудита, может давать отсрочку в уплате налога с прибыли КИК, отмечает Донат Подниек.
Точный расчет налога с КИК от фактической прибыли требует подтверждения финансовой отчетностью по иностранному праву – аудиторским заключением, дополнительными пояснениями, объясняет партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Это повышает издержки и налоговые риски владения КИКами – из-за ошибок, запросов налоговых органов, необходимости подтверждающих документов и так далее.
Повышение фиксированного налога, вероятно, связано в первую очередь с повышением максимальной ставки НДФЛ до 22%, а также в какой-то мере с усилившимся процессом деофшоризации: многие КИК связаны с владением не иностранными, а российскими активами, отметил Вадим Зарипов. За время действия нормы у налоговой службы появилось понимание, сколько в среднем у российских резидентов КИК и какова их средняя декларируемая прибыльность. На основе этого Минфин определил новые параметры, полагает он.
– Принимая концепцию изменений в Налоговый кодекс (кто больше зарабатывает, тот должен платить больше), повышение «паушального» налога с прибыли КИК выглядит вполне логичным, – добавил Донат Подниек.
Кроме того, «паушальный взнос» расслабил многих владельцев иностранных компаний, отмечает Марина Белякова.
Для многих держателей КИК ₽5 млн были комфортной суммой, согласна Екатерина Смоловая. И даже если часть КИК не использовалась, то при оценке затрат на составление и аудит финансовой отчетности, реструктуризацию или ликвидацию контролирующие лица предпочитали «оставить все, как есть». А планируемое повышение налогов вынуждает выйти из зоны комфорта.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам 2022 года (последние данные) число КИК в России выросло на 21%, до 45 600. Уведомления о таких компаниях за 2022 год предоставили более 18 300 налогоплательщиков, 82% из которых физлица, остальные 18% контролируются юрлицами. По сравнению с 2021 годом число уведомивших о КИК выросло на 10%. В среднем на одного отчитавшегося налогоплательщика приходилось по 2,5 КИК.
Росту интереса к переходу на обычный режим налогообложения КИК также могут способствовать недавние поправки в Налоговый кодекс, облегчающие расчет прибыли КИК из недружественных юрисдикций, отмечает партнер налоговой практики компании «Технологии доверия» Анна Модянова. Ранее для этого нужна была локальная отчетность, доступ к которой у российского контролирующего лица был зачастую ограничен из-за санкций. Теперь налогоплательщик сможет для расчета прибыли КИК использовать отчетность, подготовленную по международным стандартам.
По словам Марины Беляковой, также рассматривается в качестве вариантов реструктуризации КИК перевод активов на частные фонды и трасты. Однако вряд ли интерес к ним будет активно расти и дальше. Многие исторически популярные структуры теперь применять сложно, они работают в «недружественных» государствах. Не совсем разумно, спасаясь от не столь значимых для крупного капитала последствий по КИК, рисковать самими активами. В таких странах, например, как в ОАЭ, частные фонды и трасты не имеют столь внушительной истории, как в системе права Великобритании.
Уровень доверия у клиентов к ним пока невысокий, согласен Подниек. Он отмечает спрос на структурирование активов через закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ).
Переход на обычный режим можно рассматривать в качестве одного из наиболее оптимальных механизмов для снижения негативных последствий, считает Екатерина Смоловая. Зачастую этого действительно достаточно: при владении несколькими КИК, с учетом их совокупной прибыли, уплата фиксированного налога была выгодной стратегией, но с вступлением в силу новых правил станет явно обременительной.
Напомним, фиксированную ставку налога для владельцев контролируемых иностранных компаний предлагается увеличить с ₽5 млн до ₽25 млн. LR
Тэги: бизнес, налоговая реформа
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости