Онлайну «догонять» офлайн-ретейл еще минимум 5 лет

5 января 2021

Даже в непроводольственном сегменте доля электронной коммерции только приближается к 20%

Онлайну «догонять» офлайн-ретейл еще минимум 5 лет

Несмотря на рекордные темпы роста, e-commerce по итогам 2020 года достигает всего 9% от общего объема ретейла, считает партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. При этом даже в непроводольственном сегменте доля онлайна только приближается к 20%.

– Обгон традиционного ретейла по объемам продаж – точно не перспектива ближайших пяти лет. Тем более что даже на самых продвинутых рынках – вроде Великобритании, Южной Кореи или Китая – объем онлайн-продаж пока примерно в 2,5-3,5 раза меньше офлайн-объема, – подчеркнул эксперт.

Тем не менее в 2020 году многие офлайновые ретейлеры были вынуждены срочно перенастраивать свои бизнес-модели и выходить в Интернет, добавил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Так как во время карантинных ограничений онлайн был единственным каналом продаж и возможностью удержаться «на плаву» в условиях кризиса. На рынке появилось четкое понимание, что в условиях нынешней жесткой конкуренции цифровые технологии – это не только значительное снижение издержек, но и инструмент анализа потребительских предпочтений и изменения спроса, отметил собеседник «Логируса».

По словам Артема Соколова, в период самоизоляции сформировались новые потребительские привычки, которые сохранятся и в будущем. Год назад аудитория в e-commerce составляла 47,2 млн человек, а сейчас эта цифра приближается к 60 миллионам. Это те, кто совершал хотя бы одну покупку в Интернете в 2020 году.

– Во время локдауна онлайн-ретейлерам, чтобы ответить на взрывной спрос, пришлось срочно оптимизировать свою логистическую инфраструктуру. Возникло огромное количество коопераций с курьерскими службами, службами доставки и даже такси. Это позволило сократить срок и стоимость доставки, что, безусловно, успели оценить и сами клиенты, – уверен глава АКИТ.

Согласно прогнозам Data Insight, в 2021 году продолжатся долгосрочные тренды: рост популярности мобильных приложений, лояльности покупателей к конкретным интернет-магазинам и доли предоплат. Вместе с тем аналитики Data Insight выделили и три относительно новых тенденции развития рынка.

Во-первых, повысится кооперация и гибкость на рынке логистики. Во-вторых, увеличится доля срочной и сверхсрочной доставки – в диапазоне от next day до «в течение 15 минут». В-третьих, расширится география сервисов доставки продуктов питания. Их эволюция от чистых e-grocery-сервисов в сторону «трубы» для срочной доставки любых заказов.

В сегменте интернет-торговли будут появляться все новые проекты, в том числе и крупные, полагает Борис Овчинников. Например, в топ-8 по количеству онлайн-заказов по состоянию на конец 2020 года вошли сразу три «новичка», которые вышли на рынок менее двух лет назад. Речь идет о «Самокате», «Яндекс.Лавке» и «Вкусвилле». В дальнейшем большие новые проекты можно ожидать как в сегменте e-grocery, так и сегменте интернет-аптек, прогнозирует эксперт.

При этом само по себе появление новых проектов никак не противоречит многолетнему тренду консолидации, добавил Борис Овчинников. И лидеры рынка e-commerce в целом (Wildberries, Ozon), и большинство категорийных лидеров (например, Detmir.ru) растут быстрее, чем рынок в целом.

Любой современный ретейлер будет стремиться к налаживанию онлайн-канала продаж, так как это неограниченный рынок сбыта и возможность изучать своих покупателей, полагает Артем Соколов. Однако открытие собственного интернет-магазина требует значительных вложений, которые не под силу малому и среднему бизнесу или начинающим продавцам.

С каждым годом преимущества больших игроков – огромный ассортимент, экономия на масштабе, оптимизация и автоматизация процессов, лояльность аудитории, разветвленная и удобная сеть точек выдачи заказов – станут играть все большую роль, считают в Data Insight. А маленькие онлайн-магазины без явной специализации будут постепенно вымываться с рынка, в том числе путем превращения в продавцов на маркетплейсах или замещения прямыми продажами производителей.

В 2021 году рынок ожидает большая консолидация, и эта тенденция также наметилась в 2020-м, отметили в АКИТ. По оценкам аналитиков ассоциации, за время пандемии количество компаний-поставщиков на маркетплейсах увеличилось почти вдвое, по большей части это представители малого и среднего бизнеса.

Касаемо трансграничной торговли, необходимо говорить не о продолжении, а возобновлении ее роста, учитывая снижение объемов входящего кроссбордера (небольшое в денежном выражении и существенное по количеству посылок) в 2020 году, подчеркнул господин Овчинников. В этой связи Data Insight не ожидает существенного (в десятки процентов) роста входящего кроссбордера в 2021 году и дальше: внутрироссийский e-commerce будет расти быстрее.

При этом темпы роста у онлайн-экспорта будут выше, чем у импорта. Поскольку сам объем экспорта сейчас небольшой (по разным оценкам экспертов, около 75 млрд рублей) и здесь больше «точек роста», говорит господин Соколов. Российские предприниматели ищут новые рынки сбыта, они поверили в возможность розничных продаж за рубежом. Одновременно растет интерес к российским товарам: в 2020-м число отправленных посылок увеличилось на 75% по сравнению в предыдущим годом, указано в совместном исследовании eBay и Data Insight.

Объем онлайн-импорта в 2020 году достиг порядка 600 млрд рублей. По словам президента АКИТ, какое-то время из-за пандемии, этот канал работал с ограничениями, были перебои с грузовыми перевозками. Но сейчас все видят восстановление трансграничного рынка, онлайн-импорт также продолжит рост, но он будет не таким быстрым, как экспорт.

– Насколько вырастет рынок трансграничной торговли, в нынешних условиях довольно сложно прогнозировать, однако, вполне можно ожидать увеличения на 15-20%, – резюмирует Артем Соколов.

Напомним, что по итогам 2020 года сегмент доставки готовых рационов и мил-китов (продуктовых наборов) увеличился почти на 50% в годовом выражеемм – до 10,4 млрд рублей, по данным Performance Group. LR

Тэги: e-commerce, АКИТ, Data Insight, маркетплейсы, кроссбордер, интернет-торговля, трансграничная торговля, экспорт, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх