Логистика ломает углю экспортные цены
6 мая 2024Доля расходов на железнодорожную доставку по итогам II квартала выросла до 40%

Российским экспортерам угля все труднее платить за логистику, говорится в апрельском отчете Центра ценовых индексов (ЦЦИ), сообщает «Коммерсантъ».
Во II квартале операторы перешли к сезонному росту тарифов на перевозку строительных грузов и сохранили ставки на полувагоны под перевозку угля, которые действовали в первом квартале. В пользу этого решения сыграло падение цен на российский энергетический уголь на мировых рынках, а также слабые показатели погрузки угля на экспорт, отмечают аналитики ЦЦИ.
При сохранении негативной ценовой конъюнктуры на рынке угля экспортерам придется искать способы оптимизации логистических затрат.
Источник «Ъ» в отрасли оценивает долю затрат на железнодорожную логистику в цене энергетического угля на базисе FOB во втором квартале в «более 40%», отмечая «тенденцию к росту». Сохранение динамики неизбежно приведет к пересмотру производственных программ и снижению объемов добычи, считает он.
При текущей цене угля на FOB в $90 за тонну себестоимость находится на уровне $25–30, перевалка – $20, предоставление вагонов и железнодорожный тариф – до $50. По словам источника издания, чистая маржа экспортера получается минус $5 за тонну. Компании продолжают поставки, чтобы выполнять контракты и не уходить с Дальнего Востока.
В ноябре прошлого года доля логистических расходов на рынке коксующегося угля (тариф, аренда вагонов и перевалка) в цене FOB угля, доставленного из Кузбасса на Дальний Восток, составляла в среднем 46%.
Сегодня цены на коксующийся уголь в мире «стремительно снижаются, и международные аналитические агентства ожидают сохранения тренда в ближайшие годы». Так, значение одного из наиболее релевантных для российского коксующегося угля ценовых индексов Semi-Soft CFR China с ноября 2023 года на сегодня упало почти на 15%.
Добывающие коксующие угли компании только надеются на отмену или приостановку действия экспортной пошлины в 4-7% в зависимости от курса рубля вслед за энергетическим углем.
– В противном случае отрицательный финансовый результат в апреле-мае покажут даже самые стабильные компании. Насколько это отразится на внутреннем рынке, ценах на продукцию сталелитейной отрасли, для которой коксующийся уголь является важнейшим видом сырья, нетрудно спрогнозировать, – предупреждает источник «Ъ».
В конце апреля правительство сообщило об отмене пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита с 1 мая по 31 августа для поддержки отрасли.
«РЖД», по словам Сергея Гришунина из НРА, будет «продавливать перевозку угля в открытых контейнерах, которые за счет скорости транспортировки иногда обходятся дешевле традиционных полувагонов». Но таких контейнеров немного, и в случае задержки поезда – например, из-за пробок в портах – стоимость перевозки серьезно возрастает.
Более вероятным сценарием этот эксперт считает продолжение снижения экспортных отгрузок, что приведет к профициту полувагонов и снижению ставок. По данным Kpler, по итогам I квартала экспорт угля по морю снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн.
Напомним, для отмены экспортной пошлины на уголь не нужно изменение закона, достаточно постановления правительства, которое может выйти непосредственно накануне изменений. LR
Во II квартале операторы перешли к сезонному росту тарифов на перевозку строительных грузов и сохранили ставки на полувагоны под перевозку угля, которые действовали в первом квартале. В пользу этого решения сыграло падение цен на российский энергетический уголь на мировых рынках, а также слабые показатели погрузки угля на экспорт, отмечают аналитики ЦЦИ.
История вопроса
Кузбасс «задыхается» от брошенных составов
Гибкие экспортные пошлины вынимают из кармана бизнеса больше половины прибыли
Согласно расчетам ЦЦИ, в середине апреля доля затрат на логистику, включая тариф ОАО «РЖД» и стоимость предоставления вагона, в величине котировки кузбасского энергетического угля 6000 ккал/кг на базисе FOB Дальний Восток превысила 50%. В ноябре показатель составлял 40%.Кузбасс «задыхается» от брошенных составов
Гибкие экспортные пошлины вынимают из кармана бизнеса больше половины прибыли
При сохранении негативной ценовой конъюнктуры на рынке угля экспортерам придется искать способы оптимизации логистических затрат.
Источник «Ъ» в отрасли оценивает долю затрат на железнодорожную логистику в цене энергетического угля на базисе FOB во втором квартале в «более 40%», отмечая «тенденцию к росту». Сохранение динамики неизбежно приведет к пересмотру производственных программ и снижению объемов добычи, считает он.
При текущей цене угля на FOB в $90 за тонну себестоимость находится на уровне $25–30, перевалка – $20, предоставление вагонов и железнодорожный тариф – до $50. По словам источника издания, чистая маржа экспортера получается минус $5 за тонну. Компании продолжают поставки, чтобы выполнять контракты и не уходить с Дальнего Востока.
В ноябре прошлого года доля логистических расходов на рынке коксующегося угля (тариф, аренда вагонов и перевалка) в цене FOB угля, доставленного из Кузбасса на Дальний Восток, составляла в среднем 46%.
Сегодня цены на коксующийся уголь в мире «стремительно снижаются, и международные аналитические агентства ожидают сохранения тренда в ближайшие годы». Так, значение одного из наиболее релевантных для российского коксующегося угля ценовых индексов Semi-Soft CFR China с ноября 2023 года на сегодня упало почти на 15%.
Добывающие коксующие угли компании только надеются на отмену или приостановку действия экспортной пошлины в 4-7% в зависимости от курса рубля вслед за энергетическим углем.
– В противном случае отрицательный финансовый результат в апреле-мае покажут даже самые стабильные компании. Насколько это отразится на внутреннем рынке, ценах на продукцию сталелитейной отрасли, для которой коксующийся уголь является важнейшим видом сырья, нетрудно спрогнозировать, – предупреждает источник «Ъ».
В конце апреля правительство сообщило об отмене пошлины на вывоз энергетического угля и антрацита с 1 мая по 31 августа для поддержки отрасли.
«РЖД», по словам Сергея Гришунина из НРА, будет «продавливать перевозку угля в открытых контейнерах, которые за счет скорости транспортировки иногда обходятся дешевле традиционных полувагонов». Но таких контейнеров немного, и в случае задержки поезда – например, из-за пробок в портах – стоимость перевозки серьезно возрастает.
Более вероятным сценарием этот эксперт считает продолжение снижения экспортных отгрузок, что приведет к профициту полувагонов и снижению ставок. По данным Kpler, по итогам I квартала экспорт угля по морю снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн.
Напомним, для отмены экспортной пошлины на уголь не нужно изменение закона, достаточно постановления правительства, которое может выйти непосредственно накануне изменений. LR
Тэги: уголь, экспорт, железнодорожные грузоперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

