Гибкие экспортные пошлины вынимают из кармана бизнеса больше половины прибыли

16 января 2024

Скорректировать механизм предлагается досрочно

Гибкие экспортные пошлины вынимают из кармана бизнеса больше половины прибыли

Торгово-промышленная палата (ТПП) предложила Правительству скорректировать или отменить механизм экспортных пошлин для бизнеса. Об этом сообщил «Известиям» глава палаты Сергей Катырин.

– Предлагаем Правительству РФ в I квартале 2024 года оценить влияние экспортных пошлин на экономику затронутых отраслей и произвести корректировки механизма пошлины с учетом реального положения этих отраслей, вплоть до полной отмены пошлин ранее декабря 2024 года, – сказал Катырин.

Экспортная пошлина на 20% российского экспорта с объемом изъятий ₽0,7 трлн была введена с 1 октября 2023 года. Она затронула наиболее инвестиционно активные отрасли экономики, в том числе нефтегазовую, горнодобывающую, производителей удобрений и угля, черной и цветной металлургии.

– Экспортная пошлина вводилась экстренно, без консультаций с бизнесом. Она дифференцирована исключительно в зависимости от курса рубля к доллару США, не учитывает ценовой конъюнктуры и финансового положения этих отраслей в 2024 году и негативно влияет на исполнение их инвестиционных программ. По факту пошлина как минимум удваивает фискальную нагрузку в этих отраслях, доводя изъятие прибыли компаний до 60% и более, – указал глава ТПП РФ.

Ожидаемые поступления от пошлины в 2024 году эквивалентны в среднем примерно 35% от среднегодовых инвестиций затронутых отраслей в 2018-2022 годах, а в отдельных отраслях значительно больше.

Минэнерго согласилось отменить экспортную пошлину на вывоз нефтепродуктов для НПЗ мощностью до 500 тыс. тонн. Окончательное решение остается за правительством. Однако бизнес считает, что регуляторам стоит вовсе отменить заградительный сбор, так как большую часть продукции невозможно реализовать на внутреннем рынке. Заводы затоварены, долгосрочные контракты с производителями нефти не выполняются, это ведет к прекращению их деятельности.

Топливный кризис прошлого года привел к беспрецедентным мерам правительства, которое в октябре ввело запрет на экспорт нефтепродуктов и увеличило экспортную пошлину с 20 тыс. до 50 тыс. рублей за 1 тонну для нефтеперерабатывающих заводов мощностью до 1 млн тонн в год.

Вскоре представители малых и средних НПЗ обратились к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей Борису Титову с просьбой взять ситуацию под личный контроль и рассмотреть возможность обратиться в правительство с просьбой оценить экономическую целесообразность правовых, налоговых и экономических последствий принятых мер.

Как отмечают авторы обращения, распространение ограничительных мер на производителей уже привело к остановке ряда предприятий и угрожает запуску инвестпроектов, «что ведет к существенным потерям бюджета и утрате высокотехнологичных рабочих мест».

Осенью 2023 года Минэнерго проанализировало применение повышающего коэффициента к вывозной пошлине за октябрь-ноябрь и пришло к выводу, что можно скорректировать условие об объеме нефтепереработки до 500 тыс. тонн.

В частности, как отметил замминистра, большую часть производимой продукции «невозможно реализовать на внутреннем рынке РФ ввиду ее несоответствия качественным характеристикам, которые необходимы потенциальным потребителям на внутреннем рынке, и такая продукция отгружается на экспорт как излишки производства».

– Невозможность экспорта излишков производства, которые проблематично реализовать на внутреннем рынке, может привести к разгрузке производственных мощностей и, в свою очередь, негативным образом сказаться на экономических последствиях их деятельности, – пишет Павел Сорокин.

При этом Минэнерго предложило не распространять заградительную пошлину на бензин газовый стабильный, фракции ароматических углеводородов, авиационный бензин, смазочные масла, нефтяной вазелин, парафины и воски.

В конце декабря на совместном совещании представителей малого и среднего предпринимательства в нефтегазовой сфере и экспертного совета при комитете по энергетике Госдумы этот вопрос также поднимался, и предприниматели отметили, что даже снижение условий по объему переработки до 500 тыс. тонн в год не решит проблему.

– У нас есть долгосрочные обязательства с нефтяными компаниями по поставкам сырья на завод, а сейчас мы затовариваемся. По возможности все держим на колесах, но как мы будем жить после января – очень большой вопрос. Поэтому хотелось бы, чтобы нас услышали. Без экспорта мы просто закроемся, тем более гостовскую продукцию мы не производим, – поделился с «Известиями» представитель одного из мини-НПЗ.

Собеседники отмечают, что сейчас на складах находится топливо на десятки миллиардов рублей. Продукция не реализуется, а под нее брались кредиты, которые нужно отдавать. При том, что, когда вводилась заградительная пошлина, бизнесу не дали никакого переходного периода.

– Есть компании, которые производят топливо и занимаются бункеровкой. Они сегодня практически встают, так как в технологическом цикле производства НПЗ присутствует нафта – прямогонный бензин, который продать на внутренний рынок невозможно. Поэтому она уходила в Японию, Корею, Китай. Но сегодня этот канал перекрыт, – отмечает еще один собеседник издания.

По словам заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, жалобы представителей малых НПЗ на действующий запрет понятны – они работают в большей степени на экспорт.

– Насколько это выгодно российскому рынку – вопрос открытый. В этом контексте слегка парадоксально выглядят угрозы ряда малых компаний-переработчиков, которые утверждают, что из-за действующих заградительных пошлин бюджет недосчитается 90 млрд рублей. Для каждого отдельно взятого гражданина нашей страны это огромная сумма. Но для понимания этой угрозы в масштабах госбюджета надо осознавать, что в 2023 году налог на добычу полезных ископаемых на нефть обеспечил поступление порядка 7,79 трлн рублей. То есть угроза потери 90 млрд рублей из-за приостановки или сокращения деятельности мини-НПЗ демонстрирует более чем скромную роль этих предприятий в качестве налогоплательщиков, – отмечает собеседник.

Впрочем, по его словам, при имеющихся на данный момент биржевых котировках моторных топлив в нашей стране можно провести постепенное ослабление экспортных ограничений для малых предприятий.

– Таможенная пошлина – это поддерживающий механизм для обеспечения приоритетности внутренних поставок, но размер сбора, превышающий конечную экспортную цену, по сути, является запретным механизмом для экспорта продукции малыми предприятиями. Мини-НПЗ создают рабочие места, участвуют в формировании конкурентной среды и наполнении региональных бюджетов и также нуждаются в поддержке их производственной деятельности на уровне исключения дополнительных ограничений, – заключил генеральный директор ООО «НААНС-Медиа» Тамара Сафронова.

Напомним, в 2023 году Правительство РФ получило право снижать и обнулять экспортные пошлины при поставках в дружественные страны. LR

Тэги: таможенные пошлины, экспорт, ТПП







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх