Белоруссии мало конфискованной электроники – подавай еще и фуры
28 января 2015Калининградские грузовики опасаются возвращаться домой через братскую территорию
Товары проданы, дело за фурами – так белорусская таможня решает вопрос с большегрузами, в декабре перевозившими электронику из Калининградской области на склады в Москве. Об этом «Логирусу» рассказала вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты, председатель Третейского суда и коллегии медиаторов КТПП Марина Фицак.
Белорусская таможня начала задерживать большегрузные автомобили, которые возвращаются в Калининградскую область из регионов России транзитом через территорию республики. Эти фуры ранее перевозили электронику, а теперь возвращаются домой с другим грузом либо пустыми. По состоянию на 26 января известно о трех фактах задержания в Ошмянах.
Задержания проводятся под предлогом, что автомобили, которые в декабре прошлого года перевозили электронику, конфискованную белорусскими таможенниками, выступали «орудиями преступления для ввоза на территорию Белоруссии контрабандного товара», а потому должны быть задержаны и конфискованы, пояснил ТАСС представитель Калининградской торгово-промышленной палаты. По словам собеседника агентства, «для калининградских транспортных компаний, чьи фуры в настоящее время находятся за пределами Калининградской области, при возвращении в регион через Белоруссию, существуют серьезные риски». Теперь водителям необходимо выбирать маршруты в объезд Беларуси.
Руководство КТПП намерено обратиться к правительству России и администрации союзного государства с просьбой дать оценку этой «явно ненормальной ситуации и содействовать в разрешении проблемы», начало которой было положено в декабре 2014 года. С 3 декабря в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе были задержаны порядка 29 грузовых фур с электроникой, выпущенной на нескольких заводах в Калининградской области. Как сообщали СМИ, впоследствии часть фур была пропущена в Россию, однако источники «Логируса» уточнили: ничего не пропущено, груз просто конфисковали как не имеющий владельца, хотя все документы, связанные с транзитом товара, были предъявлены таможенному органу Республики Беларусь.
Только в отношении двух автопоездов состоялось постановление о конфискации, которое обжаловано в Гродненском областном суде. В середине января 2015 года суд подтвердил законность действий таможенников Беларуси, конфисковавших 2 фуры с телевизорами и микроволновыми печами, произведенными в Калининградской области. Конфискованную технику на общую сумму порядка 250 млн руб. сразу, «с колес» начали распродавать.
С целью выяснить, как решается проблема и какой помощи калининградские транспортники ждут от ТПП РФ, «Логирус» обратился к вице-президенту Калининградской торгово-промышленной палаты, председателю Третейского суда и коллегии медиаторов КТПП Марине Фицак, которая 20 января, наряду с белорусскими адвокатами, представляла интересы калининградских компаний на заседании Гродненского областного суда (вторая инстанция).
– В пятницу (23 января – LR) я была в Торгово-промышленной палате России, – уточнила собеседница «Логируса», – разговаривала с советником президента ТПП, первым вице-президентом палаты, специалистами по экономической безопасности, руководителями комитетов по транспорту и логистике – всех обошла, кого смогла найти, и всем эту проблему озвучила, дала ссылки на наши новостные порталы и на сюжет, который прошел по белорусскому телевидению.
По словам Марины Фицак, в судебном порядке решался вопрос по одному-единственному отправителю. «Это был единственный суд, – подчеркнула эксперт. – И этот суд не принял во внимание все наши ссылки на нарушение норм процессуального законодательства, что не была уведомлена сторона, чье дело рассматривается. Так, в уведомлении сообщалось, что судебное заседание состоится 29 декабря (речь идет о суде первой инстанции – LR), а по факту 26 декабря рассмотрели дело и вынесли решение о конфискации и наложении штрафа на предприятие и физическое лицо, которое является декларантом. Оштрафовали и конфисковали товар в день официального выходного (праздничный день в Республике Беларусь в связи с католическим Рождеством – LR).
– Там масса нарушений, не говоря уже о том, что белорусская таможня требовала документы, которые вообще не должна требовать, – продолжила собеседница «Логируса». – Претензии таможенников к компании заключались в том, что она планирует выгрузку товара не по месту своей регистрации – они не должны были просить такие документы. Производитель зарегистрирован в Калининградской области, является участником ВЭД, имеет право осуществлять переработку товара, ввезенного в режиме ОЭЗ, а также вывозить готовую продукцию и оформлять как компания, зарегистрированная на нашей территории.
У производителя заключен договор хранения на складе в Москве, и готовый товар вывозился на свой же склад в Москву. По словам Марины Фицак, таможенники сказали, что компания не зарегистрирована на территории Москвы и предоставляет недостоверные документы, поэтому груз конфискуется. «Это единственный случай, когда что-то пояснили в оправдание своих действий. По всем остальным машинам груз просто отобрали», – отметила эксперт.
– Думаю, что нужно обращаться в таможенную комиссию ТС (Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК – LR). Когда мы обжалуем решение областного суда Гродно и подадим в Верховный суд Республики Беларусь, тогда можно будет дальше в международные инстанции подавать, но груз уже реализуется. Даже без всяких документов, когда не было ничего оформлено процессуально, он уже стоял на полках магазинов в Белоруссии. Это товар не с одной машины, а со всех, – отметила собеседница «Логируса».
Марина Фицак говорит, что «этому есть подтверждение». «Снимали на камеру, как перегружают из калининградской машины без всяких документов. Просто у водителя отобрали документы и сказали, что он может уехать. Выгрузили груз на машину белорусскую и сразу в магазин. Это было в Ошмянах», – рассказала эксперт.
– Водители некоторых компаний уехали. Перед этим они очень долго стояли, у них забрали документы, пришлось сидеть в машинах несколько дней. Таможенники сказали, что будут проверять документы, проводить экспертизу, а водители при этом не нужны, и отпустили их. Потом оказалось, что таможня выгрузила товар в отсутствие перевозчиков. А водителям «Лотте Электроникс» сказали никуда не уезжать. Все это было на территории таможни, таможенники брали образцы на экспертизу, а потом этим водителям также предложили уехать, если они не хотят дополнительных проблем, – уточнила собеседница «Логируса». LR
Белорусская таможня начала задерживать большегрузные автомобили, которые возвращаются в Калининградскую область из регионов России транзитом через территорию республики. Эти фуры ранее перевозили электронику, а теперь возвращаются домой с другим грузом либо пустыми. По состоянию на 26 января известно о трех фактах задержания в Ошмянах.
Задержания проводятся под предлогом, что автомобили, которые в декабре прошлого года перевозили электронику, конфискованную белорусскими таможенниками, выступали «орудиями преступления для ввоза на территорию Белоруссии контрабандного товара», а потому должны быть задержаны и конфискованы, пояснил ТАСС представитель Калининградской торгово-промышленной палаты. По словам собеседника агентства, «для калининградских транспортных компаний, чьи фуры в настоящее время находятся за пределами Калининградской области, при возвращении в регион через Белоруссию, существуют серьезные риски». Теперь водителям необходимо выбирать маршруты в объезд Беларуси.
Руководство КТПП намерено обратиться к правительству России и администрации союзного государства с просьбой дать оценку этой «явно ненормальной ситуации и содействовать в разрешении проблемы», начало которой было положено в декабре 2014 года. С 3 декабря в пунктах пропуска на литовско-белорусской границе были задержаны порядка 29 грузовых фур с электроникой, выпущенной на нескольких заводах в Калининградской области. Как сообщали СМИ, впоследствии часть фур была пропущена в Россию, однако источники «Логируса» уточнили: ничего не пропущено, груз просто конфисковали как не имеющий владельца, хотя все документы, связанные с транзитом товара, были предъявлены таможенному органу Республики Беларусь.
Только в отношении двух автопоездов состоялось постановление о конфискации, которое обжаловано в Гродненском областном суде. В середине января 2015 года суд подтвердил законность действий таможенников Беларуси, конфисковавших 2 фуры с телевизорами и микроволновыми печами, произведенными в Калининградской области. Конфискованную технику на общую сумму порядка 250 млн руб. сразу, «с колес» начали распродавать.
С целью выяснить, как решается проблема и какой помощи калининградские транспортники ждут от ТПП РФ, «Логирус» обратился к вице-президенту Калининградской торгово-промышленной палаты, председателю Третейского суда и коллегии медиаторов КТПП Марине Фицак, которая 20 января, наряду с белорусскими адвокатами, представляла интересы калининградских компаний на заседании Гродненского областного суда (вторая инстанция).
– В пятницу (23 января – LR) я была в Торгово-промышленной палате России, – уточнила собеседница «Логируса», – разговаривала с советником президента ТПП, первым вице-президентом палаты, специалистами по экономической безопасности, руководителями комитетов по транспорту и логистике – всех обошла, кого смогла найти, и всем эту проблему озвучила, дала ссылки на наши новостные порталы и на сюжет, который прошел по белорусскому телевидению.
По словам Марины Фицак, в судебном порядке решался вопрос по одному-единственному отправителю. «Это был единственный суд, – подчеркнула эксперт. – И этот суд не принял во внимание все наши ссылки на нарушение норм процессуального законодательства, что не была уведомлена сторона, чье дело рассматривается. Так, в уведомлении сообщалось, что судебное заседание состоится 29 декабря (речь идет о суде первой инстанции – LR), а по факту 26 декабря рассмотрели дело и вынесли решение о конфискации и наложении штрафа на предприятие и физическое лицо, которое является декларантом. Оштрафовали и конфисковали товар в день официального выходного (праздничный день в Республике Беларусь в связи с католическим Рождеством – LR).
– Там масса нарушений, не говоря уже о том, что белорусская таможня требовала документы, которые вообще не должна требовать, – продолжила собеседница «Логируса». – Претензии таможенников к компании заключались в том, что она планирует выгрузку товара не по месту своей регистрации – они не должны были просить такие документы. Производитель зарегистрирован в Калининградской области, является участником ВЭД, имеет право осуществлять переработку товара, ввезенного в режиме ОЭЗ, а также вывозить готовую продукцию и оформлять как компания, зарегистрированная на нашей территории.
У производителя заключен договор хранения на складе в Москве, и готовый товар вывозился на свой же склад в Москву. По словам Марины Фицак, таможенники сказали, что компания не зарегистрирована на территории Москвы и предоставляет недостоверные документы, поэтому груз конфискуется. «Это единственный случай, когда что-то пояснили в оправдание своих действий. По всем остальным машинам груз просто отобрали», – отметила эксперт.
– Думаю, что нужно обращаться в таможенную комиссию ТС (Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК – LR). Когда мы обжалуем решение областного суда Гродно и подадим в Верховный суд Республики Беларусь, тогда можно будет дальше в международные инстанции подавать, но груз уже реализуется. Даже без всяких документов, когда не было ничего оформлено процессуально, он уже стоял на полках магазинов в Белоруссии. Это товар не с одной машины, а со всех, – отметила собеседница «Логируса».
Марина Фицак говорит, что «этому есть подтверждение». «Снимали на камеру, как перегружают из калининградской машины без всяких документов. Просто у водителя отобрали документы и сказали, что он может уехать. Выгрузили груз на машину белорусскую и сразу в магазин. Это было в Ошмянах», – рассказала эксперт.
– Водители некоторых компаний уехали. Перед этим они очень долго стояли, у них забрали документы, пришлось сидеть в машинах несколько дней. Таможенники сказали, что будут проверять документы, проводить экспертизу, а водители при этом не нужны, и отпустили их. Потом оказалось, что таможня выгрузила товар в отсутствие перевозчиков. А водителям «Лотте Электроникс» сказали никуда не уезжать. Все это было на территории таможни, таможенники брали образцы на экспертизу, а потом этим водителям также предложили уехать, если они не хотят дополнительных проблем, – уточнила собеседница «Логируса». LR
Тэги: Таможенный союз, ТППР, санкции
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости