Операторы и владельцы платных дорог изобретают все новые способы взыскать

15 августа 2024

В «Автодоре» проблему неоплаты проезда называют «значительной, но контролируемой»

Операторы и владельцы платных дорог изобретают все новые способы взыскать

С 1 сентября 2024 года будут повышены штрафы за неоплату проезда по платным дорогам. При этом операторы и владельцы платных дорог осваивают разные способы принуждения неплательщиков к ответственности, сообщает «Коммерсантъ».

В госкомпании «Автодор» обсуждают отказ в обслуживании на АЗС автовладельцев, которые пытаются скрыть госномера своих машин. Северо-Западная концессионная компания, эксплуатирующая головной участок трассы М-11, впервые сумела отсудить ₽260,1 тыс. у нарушителя, который более 300 раз проехал без оплаты, поднимая шлагбаум вручную.

Участок М-11 от Москвы до Солнечногорска открыт в 2014 году – это один из первых концессионных проектов в дорожном строительстве, которое обошлось в ₽60 млрд, ₽22,8 млрд из которых средства инвестфонда РФ, остальное деньги СЗКК, заемные средства и долгосрочные облигации.

Если при взыскании задолженности истцу неизвестны сведения об ответчике, такая информация предоставляется суду органами внутренних дел по запросу, уточнил адвокат адвокатского бюро «Интеллектуальный капитал» Ирина Каплун.

Руководитель практики разрешения споров адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Анастасия Подковко называет этот способ установления ответчика «необычным», отмечая, что такая возможность в ГПК появилась лишь в марте 2023 года.

Большая часть платных дорог в РФ принадлежит «Автодору». Госкомпания столкнулась с массовой проблемой неплательщиков после внедрения системы «Свободный поток» (проезд с автоматической оплатой без шлагбаумов) на ЦКАД и М-12.

В 2021 году в КоАП ввели штраф за неоплату – ₽1,5 тыс. для легковых авто. За семь месяцев 2024 года Ространснадзор вынес более 1,5 млн постановлений в отношении нарушителей на ЦКАД, М-12, Московском скоростном диаметре и Северном дублере Кутузовского проспекта – в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

С 2022 года доля водителей, пытающихся (или сумевших) проехать по участкам бесплатно, снижается; в абсолютных значениях их число растет за счет ввода новых участков и роста трафика. По отчетности госкомпании, за шесть месяцев 2024 года сборы за проезд год к году выросли в 1,5 раза – до ₽49 млрд.

Для взыскания задолженности госкомпания использует судебные приказы – упрощенный механизм взыскания долгов на сумму до ₽500 тыс. Приказ одновременно является и исполнительным листом, на его оспаривание дается десять дней.

На М-12 и ЦКАД продолжаются рейды ГИБДД против водителей, которые ездят со скрытыми (или видоизмененными номерами): с начала года, по данным «Автодора», вынесено более 80 постановлений по ст. 12.2 КоАП (наказание – до трех месяцев лишения прав). К этой статье готовятся поправки: если водитель использует для маскировки номеров специальные рамки-перевертыши, его лишат прав на срок до полутора лет.

– Обсуждается возможность отказа в обслуживании пользователей на территории многофункциональных зон и заправке их транспортных средств со скрытыми госрегзнаками, – подтверждают в «Автодоре».

Отказать в обслуживании на АЗС владельцам машин со скрытыми номерами нельзя, комментирует старший юрист юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Волковой. Согласно ст. 492 ГК РФ, договор розничной купли-продажи является публичным, то есть продавец обязан продать товар любому, кто к нему обратится. Отказ при наличии возможности предоставить потребителю услуги не допускается по ст. 426 ГК РФ.

Источник «Ъ» в одной из нефтяных компаний подтвердил, что отказать в обслуживании на АЗС нельзя. Автомобили, приобретенные в автосалоне, имеют право на постановку на регистрационный учет в ГИБДД в срок до десяти дней. Получается, что владельцу нового автомобиля может быть отказано в обслуживании, рассуждает гендиректор ПАО «ЕвроТранс» (АЗК под брендом «Трасса») Олег Алексеенков.

На Западном скоростном диаметре в Санкт-Петербурге количество нарушений измеряется «долями процента» от всех совершаемых поездок, отчитались в компании «Магистраль северной столицы» (эксплуатирует дорогу).

– В предыдущие годы для бесплатного проезда чаще всего просто сбивали шлагбаум, – рассказали в пресс-службе компании. – Нарушители пользовались тем, что стрелы шлагбаума мягкие и чаще всего не причиняют ущерба автомобилю. Но повреждения шлагбаумов фиксировались как ДТП. Методичная работа с ГИБДД привела к тому, что любители проезда без оплаты оставались без прав (на основании ст. 12.27 КоАП – оставление места ДТП). Удалось практически побороть эту практику.

Существенным шагом в борьбе с неплательщиками «Магистраль северной столицы» считает увеличение штрафа за неоплату проезда.

Напомним, в Москве и Санкт-Петербурге резко повысят штрафы за бесплатный проезд по платным дорогам. Комиссия Мосгордумы по ЖКХ 4 июня 2024 года рекомендовала принять в первом чтении поправки к столичному КоАП, вводящие новую линейку штрафов за неоплаченный проезд по региональным платным дорогам: Московскому скоростному диаметру (МСД) и проспекту Багратиона. Санкции составят ₽5-15 тыс. для владельцев грузовиков и автобусов для физических и юридических лиц соответственно. LR

Тэги: платные дороги, штрафы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх