Автолизинг «цепляется» за допуслуги

11 декабря 2023

Маржинальность сегмента уже снизилась до 5–6%

Автолизинг «цепляется» за допуслуги

При росте ставок на долговом рынке рентабельность основного бизнеса лизинговых компаний, прежде всего в автолизинге, заметно снизилась. Компании ищут способы диверсификации деятельности, и одним из направлений развития становится продажа дополнительных услуг, свидетельствует опрос газеты «Коммерсантъ».

– Маржинальность автолизинга уже снизилась до 5-6%, – описывает ситуацию гендиректор «Флит Автолизинг» (входит в группу «Инсайт») Алексей Смирнов.

Лизинговые контракты в настоящее время заключаются под 20% годовых и спреды по сравнению со стоимостью привлеченных средств минимальные. Однако увеличивать стоимость безгранично рискованно – это чревато как снижением спроса, так и тем, что клиент не потянет в будущем такую нагрузку (растет риск просрочек), утверждает директор рейтингов финансовых компаний НРА Ирина Лапко.

– Маржинальность сделок также уменьшает плата за риск, который компании закладывают в связи с ухудшением качества портфеля и ростом просроченной задолженности клиентов, – добавляет директор по продажам ГК «Альфа-Лизинг» Александр Голанков.

Одним из направлений поддержания маржинальности на достаточном уровне становится так называемый экосистемный подход, когда к договору автолизинга предлагаются сопутствующие услуги.

– Каждое из этих направлений предполагает существенные финансовые преимущества для клиента относительно розничных цен, а лизинговой компании позволяет увеличивать доходную часть, – отмечает гендиректор «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов.

По словам директора департамента развития продуктов «Европлан» Вадима Залеева, клиенты компании могут получить услуги по регистрации автомобиля, страховые предложения, услуги по ремонтному и аварийному обслуживанию. Помимо этих продуктов Александр Голанков отмечает и «перспективу в продаже нелизинговых продуктов, в том числе услуги и сервисы банка и других партнеров».

По данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса за девять месяцев 2023 года достиг исторического максимума в ₽2,49 трлн, удвоившись по сравнению с прошлым годом. По данным НРА, количество новых предметов лизинга, переданных клиентам, составило 480 тыс. штук, в 1,7 раза превысив прошлогодний показатель. Основной прирост обеспечили сегменты автотранспорта (рост на 70%) и спецтехники (на 65%).

У компаний, которые давно занимаются развитием продаж дополнительных услуг, около половины маржи может приходиться на доходы от допуслуг, но такой высокий показатель скорее пока исключение из правил, признает Смирнов.

В среднем по рынку доля подобных непроцентных доходов незначительна, и только у единичных крупных лизингодателей она доходит до 40%, приводит данные директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.

По итогам трех кварталов 2023 года доля чистого дохода от продажи дополнительных услуг «Европлана» достигла 40% (₽9,2 млрд). По оценке собеседников “Ъ” на рынке лизинга, уже к 2025 году доля непроцентных доходов в отрасли может достичь 50% и более от совокупных доходов.

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин подтверждает, что структура доходов дилеров формировалась из продажи «железа» (самого автомобиля), где достаточно низкая и иногда нулевая маржинальность, но есть премии за выполнение планов представительств, а также продажи финансовых услуг в виде комиссий от банков, страховых компаний и прочего (до 40% дохода), а также дополнительного оборудования и запчастей (по 25-30%).

Однако экосистемный подход несет дополнительные издержки для лизинговых компаний. В целом это позволяет диверсифицировать доходы без привязки к увеличению кредитного риска, отмечают эксперты. Однако, как указывает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров, эти инициативы «могут требовать ресурсов, дорогостоящих кадров и т. д.». Кроме того, по его словам, всегда остается риск, что «инвестиции на разработку нового продукта, если они большие, могут не окупиться».

Во всяком случае, по мнению Мусатова, «основное направление не должно страдать от какого–либо «утяжеления» продукта, услуга должна оставаться простой и понятной».

При этом контрагенты лизинговых компаний ожидают от них в следующем году темпов роста, сопоставимых с показателем 2023 года. Однако лизинговая отрасль уже не сможет их обеспечить. Так что восстановить уровень маржинальности исключительно за счет дополнительных услуг будет проблематично, констатирует региональный директор по ЦФО «Интерлизинга» Елена Банникова.

Напомним, в соответствии с базовым прогнозом агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых автомобилей по итогам 2023 года покажет рост порядка 120%. Эксперты объясняют это тем, что крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику. LR

Тэги: лизинг, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх