Астраханские порты проигрывают конкуренцию за грузопоток из Ирана

1 июня 2015

Иранские товары ввозятся в Россию через Казахстан

Астраханские порты проигрывают конкуренцию за грузопоток из Ирана

Объемы поставок орехов и фисташек из Ирана через порты Астраханской области в РФ существенно снизились из-за высоких таможенных пошлин. Товары идут через Казахстан, а Россия несет потери. Астраханский губернатор обратился к замглавы МИД РФ Григорию Карасину с просьбой повлиять на ситуацию, сообщается на сайте газеты «Волга».

С какими проблемами сталкиваются российские импортеры в Астрахани? Ситуацию прокомментировал директор по развитию компании «ТрансАзия-Русь» Аркадий Иванов:

– Все (большое количество) фисташки идут через Актау в силу, наверное, более выгодного таможенного оформления в Казахстане, хотя условия у всех должны быть одинаковыми, поскольку мы в одном Таможенном союзе, – пояснил собеседник «Логируса». – Однако когда мы говорим о коммерции, об услугах, которые оказывают брокеры, они везде разные. Но коммерсанты выбирают Казахстан, почему – вопрос к ним...

В месяц идет 50 контейнеров, приводит пример эксперт. Можно ли стопроцентно гарантировать, чтобы в документации к каждому контейнеру все было правильно? «Случается, что документы неправильно оформлены на русском языке – где-то там запятая неправильно поставлена, – уточняет Александр Иванов. – «Магнит» из-за скидок судится с таможнями второй год за 5 миллионов. Это такая большая структура, она может себе позволить заморозить кучу денег, а потом через два года через суд получить.

Напомним, ЗАО «Тандер» с начала года подало 22 иска к Балтийской таможне, сообщили на днях «Ведомости» со ссылкой на картотеку Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. По мнению ритейлера, таможня нарушила закон, не предоставив тарифные преференции на ряд везенных товаров. Отказ в предоставлении преференций таможня объяснила тем, что в подтверждающем происхождение товара сертификате по форме «А» название организации написано на «не русском и не английском языках». Однако суд решил, что наименование написано латиницей, и это позволяет идентифицировать поставщиков надлежащим образом. Теперь таможня оспаривает решение суда.

– А ведь у других участников ВЭД нет таких возможностей, – продолжает собеседник «Логируса». – Те, кто не может так платить, как вариант, уходят в Казахстан. А там оформление проводится не с нарушениями, точно так же все оформляется, просто там другой подход к участнику ВЭД.

Кроме того, эксперт полагает, что импортеры сталкиваются с трудностями не только в астраханских портах. «Почему сейчас так мало контейнеров идет через Астрахань? – задается вопросом Александр Иванов.– Потому что на станции Кутум сидит всем известный монополист (там находится терминал ПАО «ТрансКонтейнер» – LR), который навязывает свой сервис. Может и из-за этого тоже многие товары возятся в контейнерах не через Астрахань.

Оценивая возможность предоставления льготных условий для растаможивания товаров из Ирана в портах Астраханской области, собеседник «Логируса» напомнил, что в прошлом, когда работал коридор из Индии, компания «Май» (бренд «Майский чай» – LR) возил чай со скидками. «Там была льготная растаможка. Возможно, и сейчас Астрахани удастся добиться каких-то льгот. А что касается станции Кутум, то тарифы там должны быть сравнимыми с тарифами Актау, Махачкалы, – полагает эксперт. – Пока же иранские грузы в Россию машинами или по железной дороге едут из Казахстана».

Несмотря на существование трудностей, Александр Иванов считает, что грузооборот между Ираном и Россией в ближайшее время увеличится.

– Однозначно увеличится. У меня вот пошли запросы на перевозку фруктов, овощей, мяса мороженого, креветок, рыбы. В обратную сторону на Иран только за последнее время пришли тендеры на 250 машин оборудования, около 500 вагонов электричек, 5000 тонн масла и другие товары. Российские экспортеры активно осваивают иранский рынок. Туда стремятся и ГАЗ, и ВАЗ с УАЗом, «Алтайвагон», «Уралвагонзавод» и десятки других компаний, – отметил собеседник «Логируса».

По мнению эксперта, на совместный грузооборот благоприятно повлияет и приостановка переговоров по возобновлению поставок продукции из ЕС. Так, Россия пыталась решить вопросы о поставках с отдельными странами, сообщил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, однако такой режим не устроил ЕС, поскольку он противоречит идее целостности союза

– Всю охоту поотбивали, я вот больше буду работать с Турцией, с Ираном, с Юго-Восточной Азией, с Южной Америкой, – цитирует РБК слова Данкверта.

– Так что ожидаем, что хоть Россельхознадзор не будет ставить палки в колеса при ввозе товаров из Ирана, – подытожил Аркадий Иванов. LR

Тэги: Таможенный союз, санкции, Транс-Азия-Русь, Россельхознадзор







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх