Железная дорога дала «Мечелу» взаймы деньги, которых у нее нет

10 сентября 2013

«Российские железные дороги» приобрели почти четверть морского торгового порта Ванино в тот самый момент, когда им самим не хватает 1,9 трлн. рублей на реализацию инвестиционной программы модернизации и расширения собственной инфраструктуры до 2020 года

Железная дорога дала «Мечелу» взаймы деньги, которых у нее нет «Логирус» решил выяснить, зачем РЖД понадобился морской порт и откуда взялись деньги на приобретение акций.

Итак, сейчас доля РЖД в Ванинском морском торговом порту составляет 24,99827%. Прямой владелец пакета акций – ЗАО «Титан», учредителями которого выступили два открытых акционерных общества – «РЖД Логистика» (51%) и «Национальный капитал» (49%). Единоличным собственником первого является РЖД, второе – подконтрольно пенсионному фонду железнодорожного ведомства НПФ «Благосостояние». В результате сделки приобретенные «Титаном» акции переданы в косвенное распоряжение ОАО «РЖД Логистика».

Напомним, в декабре прошлого года, в результате реализации программы разгосударствления, «Мечел-Транс» выиграла аукцион по продаже принадлежащего государству пакета акций – 55% уставного капитала, 73,3% обыкновенных акций. При объявленной стоимости пакета на начало торгов в 1,5 млрд рублей покупатель предложил цену, в десять раз превышающую стартовую, чтобы через некоторое время перепродать большую часть акций кипрским офшорам.

Счетная палата России провела проверку деятельности кредитных организаций, исполняющих функции агента правительства РФ при приватизации государственного имущества в 2010–2012 годах. В докладе аудитора Михаила Бесхмельницына был отмечен ряд недостатков в их работе, в частности, при оценке пакета акций ОАО «Ванинский морской торговый порт».

Так, по данным аудиторов, рыночная стоимость 55-процентного пакета акций порта, определенная независимым оценщиком ООО «Аудиторская и консалтинговая фирма «ТОП-АУДИТ», оказалась в 16,3 раза ниже реальной стоимости продажи, «что ставит под сомнение качество проведенной оценки».

Тем не менее, оставив у себя 1,5% акций, группа «Мечел», по заявлению ФАС, не нарушила антимонопольного законодательства, а Росимущество сообщило, что государство не намерено запрещать перепродажу активов, проданных в рамках приватизации.

В апреле глава РЖД Владимир Якунин признал, что НПФ «Благосостояние» оказывал «Мечелу» поддержку деньгами «под конкретный пакет». А в конце мая в прессе появились сообщения, что «Благосостояние» выкупит по сделке РЕПО на три года около 25% акций Ванино у структур владельца «Мечела» Игоря Зюзина. То есть нынешняя сделка между «Титаном» и «Мечелом» есть не что иное, как заем средств под залог акций. Ровно на три года.

Механизм совершения сделок РЕПО подразумевает, что цена выкупа акций превышает стоимость их продажи. Выгодно ли железной дороге отдавать свои деньги на три года в расчете на возврат несколько большей суммы? РЖД сделку не комментирует, а «Мечел» готов «конструктивно работать с новыми партнерами».

Тем временем порт Ванино приобрел в лизинг технику для стивидорных работ на сумму свыше 700 млн рублей. LR

Тэги: РЖД, порты, порт Ванино







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх