От порта Калининград к Усть-Луге ушла нефть. А соя осталась ему верна
14 апреля 2015Калининградские СМИ пишут о возможном банкротстве 26 компаний, задействованных в погрузочно-разгрузочных работах в порту
Январский провал в грузообороте единственного незамерзающего порта Балтики испугал калининградцев, но они надеются «выплыть» с помощью предприятия, логистика которого завязана на морские перевозки. О ситуации в порту «Логирусу» рассказал специалист группы организации работы морских пунктов пропуска и внешних связей Администрации морских портов Балтийского моря Алексей Бугаков.
– В марте порт показал грузооборот на уровне прошлого года, а вот январь был для нас провальным: -30% из-за теплой зимы. В прежние годы мы привлекали грузы из замерзающих портов Балтики – они перекочевывали в Калининград на короткий срок. Этой зимой обстановка в Финском заливе была благоприятной, соответственно грузы не пришли, и мы оказались в глубоком минусе, – пояснил собеседник «Логируса».
По словам эксперта, в последние два месяца эту ситуацию выровняли, однако в целом есть моменты, которые настораживают. «От нас продолжают уходить нефтепродукты и те грузы, которые идут транзитом через Литву и потом экспортируются через наш порт. В этом основные проблемы», – уточнил Алексей Бугаков.
– Повысился тариф на литовской железной дороге, что связано в первую очередь с обвалом рубля. Все расчеты по транзиту идут в евро, соответственно он стал просто неподъемным, – продолжил собеседник «Логируса». – Очень много нефтепродуктов на Усть-Лугу перешли, и они давно уходили туда. За счет Усть-Луги мы потеряли какой-то процент. Если говорить о переходе грузов в иностранные порты Балтики, то, насколько я знаю, только в Клайпеде грузооборот растет. Есть ли там наши грузы, сказать не могу, потому что этот момент трудно отследить. Ведь грузооборот там мог повыситься и за счет Украины, и за счет Белоруссии.
При этом эксперт заметил, что вступление в силу с 1 января 2015 года требований МАРПОЛ к содержанию серы в судовом топливе пока на грузообороте порта не ощущается. «По крайней мере, падение связано с чем угодно, но только не с этим. Как будет развиваться ситуация дальше, посмотрим, – рассказал Алексей Бугаков. – Пока же нет методик, как это проверять на судах. Сам инструментарий непосредственного контроля еще сырой, поэтому мы наблюдаем, и еще не было ни одного прецедента завышения. Да и наши производители топлива очень быстро подстроились. Они дают 0,1% по сере. Стоимость такого топлива, конечно, в полтора раза выше, чем мазута, но из-за этого, точно, пока не ощущается падения грузооборота в нашем порту. Для нас же более важный фактор – это Литва».
– Нас в этой ситуации очень спасает «Содружество-Соя», – добавил собеседник «Логируса». – Это огромное предприятие занимается переработкой сои, и логистика у них замкнута: они привозят соевые бобы из Латинской Америки, перерабатывают у себя на предприятии, территория которого находится в границах порта, и экспортируют готовую продукцию по всей Европе тоже судами. У них уникальная для нашего порта логистика, в большей части замкнутая на морское сообщение. Соответственно, они не зависят ни от литовских железных дорог, ни от котировок евро, доллара и так далее. Они зависят только от рынка сбыта готовой продукции. И для нас это большой плюс, учитывая, что порт Калининграда – не замерзающий.
По словам эксперта, только за прошлый год оборот грузов предприятия в порту составил 4,1 млн тонн. Заметим, по данным АСОП, порт по итогам прошлого года переработал 13,9 млн т (+1,6%).
– В прошлом году порт Калининград не упал в грузообороте только потому, что «Содружество-Соя» увеличило практически в два раза свой грузооборот. Только за счет них, а также за счет паромного сообщения, потому что нефтянка в прошлом году уходила, металлы немножко просели. И за счет этого предприятия мы выплыли на ноль, – отметил Алексей Бугаков. – Вот такая ситуация. Посмотрим, что будет дальше. В январе мы, конечно, испугались – все же -30%, а потом поняли, что сказывается мягкая зима. Сейчас вышли в ноль, а в перспективе, может быть, даже в плюсе будем.
Собеседник не скрывает, что есть негативные предпосылки. «Есть некоторые предприятия, которым тяжело сейчас. Это в основном производители автомобилей, которые собираются здесь из иностранных запчастей. Все предприятия – иностранные компании, и падение связано с политикой, а также с ростом евро. У них серьезная «просадка» по производству – сокращение порядка 50%. Это очень сильно ударило по контейнерообороту порта, поскольку основной объем запчастей приходил в контейнерах, морем», – подчеркнул эксперт.
Местные СМИ пишут о возможном банкротстве 26 компаний, задействованных в погрузочно-разгрузочных работах, что грозит увольнением порядка 50 тыс. человек. Однако администрация порта пока этого не видит. «Стивидорные компании ближе к финансам, они, может быть, этот момент более остро ощущают. То есть такое обвальное сокращение вполне возможно. Но пока это только слухи, не более того, массовых сокращений по порту пока нет», – подытожил Алексей Бугаков.
P.S. В ближайшее время «Логирус» опубликует точку зрения на ситуацию в порту представителей стивидорных компаний. LR
– В марте порт показал грузооборот на уровне прошлого года, а вот январь был для нас провальным: -30% из-за теплой зимы. В прежние годы мы привлекали грузы из замерзающих портов Балтики – они перекочевывали в Калининград на короткий срок. Этой зимой обстановка в Финском заливе была благоприятной, соответственно грузы не пришли, и мы оказались в глубоком минусе, – пояснил собеседник «Логируса».
По словам эксперта, в последние два месяца эту ситуацию выровняли, однако в целом есть моменты, которые настораживают. «От нас продолжают уходить нефтепродукты и те грузы, которые идут транзитом через Литву и потом экспортируются через наш порт. В этом основные проблемы», – уточнил Алексей Бугаков.
– Повысился тариф на литовской железной дороге, что связано в первую очередь с обвалом рубля. Все расчеты по транзиту идут в евро, соответственно он стал просто неподъемным, – продолжил собеседник «Логируса». – Очень много нефтепродуктов на Усть-Лугу перешли, и они давно уходили туда. За счет Усть-Луги мы потеряли какой-то процент. Если говорить о переходе грузов в иностранные порты Балтики, то, насколько я знаю, только в Клайпеде грузооборот растет. Есть ли там наши грузы, сказать не могу, потому что этот момент трудно отследить. Ведь грузооборот там мог повыситься и за счет Украины, и за счет Белоруссии.
При этом эксперт заметил, что вступление в силу с 1 января 2015 года требований МАРПОЛ к содержанию серы в судовом топливе пока на грузообороте порта не ощущается. «По крайней мере, падение связано с чем угодно, но только не с этим. Как будет развиваться ситуация дальше, посмотрим, – рассказал Алексей Бугаков. – Пока же нет методик, как это проверять на судах. Сам инструментарий непосредственного контроля еще сырой, поэтому мы наблюдаем, и еще не было ни одного прецедента завышения. Да и наши производители топлива очень быстро подстроились. Они дают 0,1% по сере. Стоимость такого топлива, конечно, в полтора раза выше, чем мазута, но из-за этого, точно, пока не ощущается падения грузооборота в нашем порту. Для нас же более важный фактор – это Литва».
– Нас в этой ситуации очень спасает «Содружество-Соя», – добавил собеседник «Логируса». – Это огромное предприятие занимается переработкой сои, и логистика у них замкнута: они привозят соевые бобы из Латинской Америки, перерабатывают у себя на предприятии, территория которого находится в границах порта, и экспортируют готовую продукцию по всей Европе тоже судами. У них уникальная для нашего порта логистика, в большей части замкнутая на морское сообщение. Соответственно, они не зависят ни от литовских железных дорог, ни от котировок евро, доллара и так далее. Они зависят только от рынка сбыта готовой продукции. И для нас это большой плюс, учитывая, что порт Калининграда – не замерзающий.
По словам эксперта, только за прошлый год оборот грузов предприятия в порту составил 4,1 млн тонн. Заметим, по данным АСОП, порт по итогам прошлого года переработал 13,9 млн т (+1,6%).
– В прошлом году порт Калининград не упал в грузообороте только потому, что «Содружество-Соя» увеличило практически в два раза свой грузооборот. Только за счет них, а также за счет паромного сообщения, потому что нефтянка в прошлом году уходила, металлы немножко просели. И за счет этого предприятия мы выплыли на ноль, – отметил Алексей Бугаков. – Вот такая ситуация. Посмотрим, что будет дальше. В январе мы, конечно, испугались – все же -30%, а потом поняли, что сказывается мягкая зима. Сейчас вышли в ноль, а в перспективе, может быть, даже в плюсе будем.
Собеседник не скрывает, что есть негативные предпосылки. «Есть некоторые предприятия, которым тяжело сейчас. Это в основном производители автомобилей, которые собираются здесь из иностранных запчастей. Все предприятия – иностранные компании, и падение связано с политикой, а также с ростом евро. У них серьезная «просадка» по производству – сокращение порядка 50%. Это очень сильно ударило по контейнерообороту порта, поскольку основной объем запчастей приходил в контейнерах, морем», – подчеркнул эксперт.
Местные СМИ пишут о возможном банкротстве 26 компаний, задействованных в погрузочно-разгрузочных работах, что грозит увольнением порядка 50 тыс. человек. Однако администрация порта пока этого не видит. «Стивидорные компании ближе к финансам, они, может быть, этот момент более остро ощущают. То есть такое обвальное сокращение вполне возможно. Но пока это только слухи, не более того, массовых сокращений по порту пока нет», – подытожил Алексей Бугаков.
P.S. В ближайшее время «Логирус» опубликует точку зрения на ситуацию в порту представителей стивидорных компаний. LR
Тэги: порт Усть-Луга, порт Калининград
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости