Исполнители инфраструктурных госзаказов могут не сдюжить
16 ноября 2021Причина – низкая рентабельность и сбои в ценообразовании госстроек

Нехватка мощностей у исполнителей госзаказов может помешать объявленному властями страны агрессивному строительству инфраструктуры в рамках нацпроектов стоимостью 22 трлн рублей, сообщает «Коммерсант».
В совместном исследовании InfraOne Research и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) прогнозируется нехватка после 2025 года мощностей для строительства инфраструктурных объектов, заложенных во всех нацпроектах. Однако власти увеличивают финансирование создания таких объектов: в 2020 году расходы бюджета на эти цели выросли на 13% год к году – до 2,36 трлн рублей.
В ближайшее десятилетие будут расти траты на строительство коммунальных, социальных объектов и транспортной инфраструктуры. До 2030 года власти планируют направить 25,7 трлн рублей на развитие инфраструктуры в рамках нацпроектов. Как уточнил аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Михаил Ведищев, в 2022-2024 годах на автодороги из бюджета будет направлено 2 трлн рублей ежегодно, а на строительство железных дорог – около 1 трлн рублей.
На масштабную программу «Агрессивное развитие инфраструктуры» потребуется около 22 трлн рублей. до 2030 года. Основные направления – развитие агломераций, создание «городов-турпродуктов», строительство высокоскоростных магистралей. Деньги заимствуют из федерального и региональных бюджетов. Также программу, как ожидается, профинансируют институты развития, банки и бизнес.
Власти намерены потратить до 2030 года на строительство крупных инфраструктурных объектов 47,7 трлн рублей. Однако руководитель InfraOne Research Александра Галактионова отмечает, что при текущей ситуации в стройиндустрии реализовать эти планы будет сложно: рентабельность госзаказов остается довольно низкой. По данным эксперта, хотя в 2020 году общий оборот 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков вырос на 13,8%, до 4,14 трлн рублей, но их совокупная чистая прибыль, которая также идет на модернизацию строительных мощностей, составила всего 42,1 млрд рублей или около 1% от выручки.
Растет и общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры: в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн рублей, что на 22% больше совокупной выручки. Это уже привело к сокращению числа генподрядчиков-исполнителей госзаказов.
В России осталось всего шесть крупных организаций с выручкой более 100 млрд рублей в год по итогам 2020 года. Это строительные компании «Газпрома», «Росатома», «РЖД строй», НИПИГАЗ , «Мосинжпроект» и ГК «Нацпроектстрой. Для сравнения: в Китае таких компаний 160, в США – 12.
– Этого недостаточно для запуска в стране крупных инфраструктурных проектов, не говоря уже о конкуренции на глобальном рынке, – уверена госпожа Галактионова.
Продолжается отток компаний. В 2020 году с рынка ушли 83 400 строительных организаций, которые в 2019 году заработали суммарно почти 500 млрд рублей. Это антирекорд по сравнению с прошлыми периодами, говорят в InfraOne Research. Партнер «НЭО Центра» Михаил Ермилов отмечает, что во время кризиса ситуация усугубляется: господдержка строителей инфраструктуры весьма незначительна по сравнению с иными секторами экономики.
Еще одна проблема – отсутствие понимания генподрядными компаниями конкретных планов госзаказчиков. Как отмечает Галактионова, в 2020-2021 годах власти перестали открыто публиковать паспорта нацпроектов. Становится непросто справиться даже с завершением текущих контрактов. Правительство позволило увеличивать стоимость контрактов до 30% из-за резкого подорожания стройматериалов. Но, по словам гендиректора НАИК Марии Ярмальчук, по факту компании пока не получили дополнительное финансирование.
Гендиректор РАСК Федор Вымолов отмечает, что многие риски появляются из-за существующих недочетов системы госзаказа и ценообразования.
– Обычно подрядчики, реально выполняющие работы, получают только половину изначальной цены контракта из-за большого количества посредников в цепочке, – говорит Вымолов.
Гендиректор «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев добавил, что отсутствие в сметах тех или иных затрат, которые по факту несут подрядчики, и низкие расценки на некоторые виды работ только усугубляют ситуацию.
Напомним, в рамках Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, разрабатывается концепция проекта «Агрессивное развитие инфраструктуры». LR
История вопроса
К 2035 году транспортные потоки «обопрутся» на новую сеть
Счетная палата поставила «неуд» дорожной госпрограмме
На все виды транспорта в России «раскинут» опорные сети
На данный момент в России не более шести крупных участников рынка, способных реализовать масштабные проекты. В основном это госкомпании. Из-за низкой рентабельности и сбоев в ценообразовании госстроек подрядные организации не способны инвестировать в модернизацию бизнеса и наращивают долговую нагрузку.К 2035 году транспортные потоки «обопрутся» на новую сеть
Счетная палата поставила «неуд» дорожной госпрограмме
На все виды транспорта в России «раскинут» опорные сети
В совместном исследовании InfraOne Research и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) прогнозируется нехватка после 2025 года мощностей для строительства инфраструктурных объектов, заложенных во всех нацпроектах. Однако власти увеличивают финансирование создания таких объектов: в 2020 году расходы бюджета на эти цели выросли на 13% год к году – до 2,36 трлн рублей.
В ближайшее десятилетие будут расти траты на строительство коммунальных, социальных объектов и транспортной инфраструктуры. До 2030 года власти планируют направить 25,7 трлн рублей на развитие инфраструктуры в рамках нацпроектов. Как уточнил аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Михаил Ведищев, в 2022-2024 годах на автодороги из бюджета будет направлено 2 трлн рублей ежегодно, а на строительство железных дорог – около 1 трлн рублей.
На масштабную программу «Агрессивное развитие инфраструктуры» потребуется около 22 трлн рублей. до 2030 года. Основные направления – развитие агломераций, создание «городов-турпродуктов», строительство высокоскоростных магистралей. Деньги заимствуют из федерального и региональных бюджетов. Также программу, как ожидается, профинансируют институты развития, банки и бизнес.
Власти намерены потратить до 2030 года на строительство крупных инфраструктурных объектов 47,7 трлн рублей. Однако руководитель InfraOne Research Александра Галактионова отмечает, что при текущей ситуации в стройиндустрии реализовать эти планы будет сложно: рентабельность госзаказов остается довольно низкой. По данным эксперта, хотя в 2020 году общий оборот 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков вырос на 13,8%, до 4,14 трлн рублей, но их совокупная чистая прибыль, которая также идет на модернизацию строительных мощностей, составила всего 42,1 млрд рублей или около 1% от выручки.
Растет и общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры: в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн рублей, что на 22% больше совокупной выручки. Это уже привело к сокращению числа генподрядчиков-исполнителей госзаказов.
В России осталось всего шесть крупных организаций с выручкой более 100 млрд рублей в год по итогам 2020 года. Это строительные компании «Газпрома», «Росатома», «РЖД строй», НИПИГАЗ , «Мосинжпроект» и ГК «Нацпроектстрой. Для сравнения: в Китае таких компаний 160, в США – 12.
– Этого недостаточно для запуска в стране крупных инфраструктурных проектов, не говоря уже о конкуренции на глобальном рынке, – уверена госпожа Галактионова.
Продолжается отток компаний. В 2020 году с рынка ушли 83 400 строительных организаций, которые в 2019 году заработали суммарно почти 500 млрд рублей. Это антирекорд по сравнению с прошлыми периодами, говорят в InfraOne Research. Партнер «НЭО Центра» Михаил Ермилов отмечает, что во время кризиса ситуация усугубляется: господдержка строителей инфраструктуры весьма незначительна по сравнению с иными секторами экономики.
Еще одна проблема – отсутствие понимания генподрядными компаниями конкретных планов госзаказчиков. Как отмечает Галактионова, в 2020-2021 годах власти перестали открыто публиковать паспорта нацпроектов. Становится непросто справиться даже с завершением текущих контрактов. Правительство позволило увеличивать стоимость контрактов до 30% из-за резкого подорожания стройматериалов. Но, по словам гендиректора НАИК Марии Ярмальчук, по факту компании пока не получили дополнительное финансирование.
Гендиректор РАСК Федор Вымолов отмечает, что многие риски появляются из-за существующих недочетов системы госзаказа и ценообразования.
– Обычно подрядчики, реально выполняющие работы, получают только половину изначальной цены контракта из-за большого количества посредников в цепочке, – говорит Вымолов.
Гендиректор «Смарт Инжинирс» Хусейн Плиев добавил, что отсутствие в сметах тех или иных затрат, которые по факту несут подрядчики, и низкие расценки на некоторые виды работ только усугубляют ситуацию.
Напомним, в рамках Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, разрабатывается концепция проекта «Агрессивное развитие инфраструктуры». LR
Тэги: нацпроекты, инвестиции, прогнозы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

