Кемеровские сборщики «Яндекс.Еды» назвали свою работу рабством

29 декабря 2021

Сотрудники требуют пересмотра системы штрафов за просрочки и повышения ставки в праздники

Кемеровские сборщики «Яндекс.Еды» назвали свою работу рабством

В Кемерово сборщики Яндекс.Еда с 25 декабря объявили забастовку. В качестве причины они указали недовольство условиями труда в праздничные дни.

«Если мы не добьемся победы, то нас продолжат штрафовать на 1 500 рублей за 10 минут опоздания плюс бесплатная смена. Нам с января поставят график «два дня через два», и мы будем зарабатывать по 16 000 рублей в месяц, – говорится в видеообращении курьеров. – Мы хотим извиниться за неудобства, но мы не можем работать за копейки в праздничные дни».

В качестве требований кемеровские курьеры выдвинули следующие условия. Они просят не вводить для сборщиков график «два дня через два», отменить «людоедские» штрафы, установить адекватные сроки доставки заказов с ориентацией на их сложность. Кроме того, они просят ввести праздничные повышенные тарифы, довести их до 170 рублей в час до 10 января, а также ввести бонусную систему за качество и скорость сборки заказа.

– На данный момент, была введена новогодняя ставка только с 31 декабря по 1 января в размере 260 рублей и с 2 по 3 января – 195 рублей. Никаких корректировок системы штрафов не произошло, как и увеличение заработной платы», – отмечают бастующие.

Как пояснили в пресс-службе фудтех-направления Яндекс Go, сервис работает в штатном режиме в городе.

«Сборщиков хватает, в предновогодние дни для тех, кто собирает заказы предусмотрены новогодние доплаты, – поясняется в сообщении. – График работы сборщиков в городе не менялся, а доход с момента запуска сервиса наоборот вырос. Ставка в час увеличилась на 30%, а в среднем они могут заработать 25-30 тыс. рублей. Это выше заработка в продуктовом ритейле города».

Также в сервисе отметили, что «штрафов – не было и нет, если сборщик опоздал на слот, он может вернуть слетевший слот через поддержку».

– Мы сотрудничаем в городе с «Лидер Консалт Персонал» – они предоставляют нам услуги по сборке и сами нанимают сборщиков, – также пояснили в Яндекс Go. – Несколько сборщиков из базы партнера не выполняли условия сотрудничества т.е. не собирали заказы. Партнер «Лидер Консалт Персонал» связался с каждым из сборщиков, предупредил о нарушениях и последствиях – временное ограничение доступа к слотам. Те, кто продолжил нарушать условия были вызваны в офис на встречу. На встрече партнер озвучил условия, при которых сборщики смогут вернуться к слотам. Тем, с кем сотрудничество партнера приостановлено, придет полный расчет за все часы, проведенные на активных слотах.

Несмотря на инцидент в Кемерово, в целом ситуацию в курьерской отрасли в части соблюдения трудовых прав курьеров можно назвать стабильной. Об этом говорит президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

– В условиях серьезного дефицита младшего линейного персонала, курьеров, жесткой внутриотраслевой конкуренции за кадры компании вынуждены обеспечивать такие условия работы, при которых сотрудники чувствовали бы стабильность и защищенность, – отмечает собеседник «Логируса». – Никто в службах доставки не заинтересован в текучке кадров. Все работают на их удержание. Так, за один год расходы на привлечение курьеров, младшего линейного персонала выросли в 3-5 раз, а в некоторых случаях даже больше. Это серьезные затраты, и компании хотят, чтобы приходящие к ним сотрудники имели мотивацию, которая обеспечивала бы стабильную и эффективную работу.

По словам эксперта, соблюдение трудовых прав работников – это одна из основных задач для работодателя, которая несет репутационные и финансовые риски. В данном вопросе компании, конечно же, стараются отрабатывать на все 100%, тем более крупные и средние игроки рынка.

При этом Александр Митюков отмечает, что в ситуации, которая произошла в Кемерово, нужно разбираться предметно: устанавливать суть претензий к конкретному работодателю и их обоснованность, проверять факты.

– Что касается возможных случаев нарушения условий труда, трудовых прав работников, то существуют вполне конкретные способы и инструменты, с помощью которых решаются подобные вопросы, – напоминает Александр Митюков. – В России с этим строго и соблюдение работодателем трудовых прав работника – тема, которая всегда находится под пристальным вниманием соответствующих ведомств. Трудовая инспекция, суд обязаны реагировать на все обращения. Каждый работник имеет право направить заявление в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Было ли это сделано кемеровскими сборщиками заказов или просто кто-то воспользовался накалившейся ситуацией – большой вопрос.

Также Александр Митюков подчеркивает, что очень важно, чтобы работники не использовались как инструмент в продвижении чьих-то политических и экономических интересов.

– И не менее важно работодателю слушать и слышать своих сотрудников, тем более, когда на рынке дефицит кадров и в некоторых случая действительно проще договориться, чем позже переплачивать за поиск новых людей, – уверен Александр Митюков. – Но тут, как говорится, дело каждого работодателя, каждой компании.

Напомним, по данным SuperJob, спрос на курьеров по итогам 2021 года вырос в 5 раз. LR

Тэги: кадры, курьерская служба







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх