Интернет-магазины и маркетплейсы просят усмирить аппетит «Почты России»

5 сентября 2023

Если этого не сделать, в 2024 году оператор сможет «изъять из рынка более 40 млрд рублей»

Интернет-магазины и маркетплейсы просят усмирить аппетит «Почты России»

Руководители крупнейших компаний интернет-торговли (Ozon, «Сбермаркет», Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо», Avito, DNS, Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», «Ситилинк») направили на имя председателя правительства Михаила Мишустина, а также в Минцифры, Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг коллективное письмо, в котором призвали принять меры в отношении готовящегося законопроекта о дотациях бизнеса «Почты России», сообщил «Forbes» по информации источников, знакомых с подготовкой документа.

Весной 2023 года «Почта России» предложила Минцифры механизм поддержки убыточной сети почтовых отделений через взимание инфраструктурного платежа с участников рынка электронной коммерции. Согласно законопроекту, владельцы маркетплейсов и прочие онлайн-ритейлеры, ежегодная выручка которых составляет 1 млрд рублей и выше, должны уплачивать почтовому оператору инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров.

— Очевидной предпосылкой для появления такой законодательной инициативы является зафиксированный в 2022 году убыток АО «Почта России» в размере 27 млрд рублей, компенсировать который предлагается за счет инфраструктурного платежа, — сказано в обращении.

Среди аргументов, которые выдвигают ведущие игроки рынка электронной торговли, в частности, несоразмерность предлагаемого платежа: для ряда компаний он сопоставим с чистой прибылью. Например, чистая прибыль Wildberries за 2022 год составила 10,1 млрд рублей, а взнос исходя из оборота составил бы 8 млрд рублей.

— С учетом динамики роста рынка электронной торговли в 2024 году может быть изъято с рынка более 40 млрд рублей, — констатируют авторы письма.

Кроме того, платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров «не учитывает фактическую способность лиц к его уплате». Для Ozon, который продолжает активно инвестировать в собственное развитие, к убыткам в 58 млрд рублей в 2022 году добавился бы платеж в пользу АО «Почта России» в размере 4,2 млрд рублей.

Расходы будут переложены на продавцов через повышение тарифов и комиссий. Рост тарифов может составить от 10% до 20 %, а цен на товары — 3–5%.

Участники рынка дистанционной торговли предлагают рассмотреть другие способы преодоления убыточности госкомпании и готовы «оказать содействие в увеличении интенсивности использования сервисов «Почты России» на рыночных условиях при условии выполнения оператором требований интернет-магазинов к условиям доставки».

Взимание с частного бизнеса оборотного сбора в пользу конкурента — государственной коммерческой компании — неприемлемо, заявили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

- Более того, это может стать поводом для формирования подобной практики в других секторах экономики, что крайне негативно скажется на инвестиционном климате страны и граждан в целом, - уверены в Ассоциации.

Введение инфраструктурного платежа отразится прежде всего на конечном потребителе, так как предлагаемый дополнительный оборотный налог в размере 0,5% «неизбежно приведет к необходимости компенсации выпадающих доходов и сокращению инвестиций в развитие отрасли», считают в Avito.

- Во-первых, нам кажется порочной практика спасать финансовое положение бизнеса за счет другого бизнеса. Для этого есть целый ряд эффективных рыночных инструментов, от аудита до поиска новых способов заработка, оптимизации процессов. Во-вторых, оборотный налог неизбежно приведет к повышению комиссии на маркетплейсах, что, в свою очередь, скажется на конечных потребительских ценах. Облагать e-commerce (значимого донора для экономики и инфраструктуры страны) таким губительным платежом — значит замедлить развитие экономики всей страны в целом, - отметили в Wildberries.

Введение обязательного инфраструктурного платежа «окажет негативное влияние на рынок электронной коммерции, приведет к сокращению инвестиций в развитие логистической и технологической инфраструктуры, которые необходимы для того, чтобы обеспечить доступ миллионов россиян к покупке товаров на онлайн-платформах», подчеркнули в Ozon.

«Почта России» либо становится глубоко убыточным и неэффективным предприятием, либо фокусируется на бизнес-задачах и налаживает тесное сотрудничество с онлайн-игроками, заключают эксперты.

Напомним, маркетплейсы предложили «Почте России» обеспечить ее заказами на оказание сервисных услуг вместо обязательного платежа в 0,5% с оборота на поддержку убыточной сети почтовых отделений. LR

Тэги: e-commerce, Почта России, маркетплейсы, АКИТ







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх