Факторинг «возьмет под крыло» селлеров
12 декабря 2023В настоящее время на рынке зарегистрировано 1,3 млн селлеров, из них более 400 тыс. активных
Факторинговые компании выходят в относительно новый для себя сегмент небольших клиентов, работающих на маркетплейсах, – селлеров. Это широкий круг потенциальных клиентов, который в настоящее время слабо охвачен банковским финансированием. Однако он требует от факторинговых компаний развитых IT-решений, нестандартных подходов к обеспечению операций, в том числе для нивелирования рисков, сообщает «Ъ».
Это активно растущее направление, к тому же недостаточно охваченный финансированием и с ограниченным доступом к классическому банковскому кредитованию, отмечают эксперты. В настоящее время на рынке зарегистрировано 1,3 млн селлеров, из них более 400 тыс. активных, оценивает сегмент сооснователь финтех-платформы ROWI Евгений Родионов.
В «Папа Финанс» отмечают, что спрос на факторинг характерен для селлеров с объемом продаж более ₽4-6 млн в месяц и быстрой оборачиваемостью товара.
В «РОВИ Факторинг» уточняют, что количество селлеров, имеющих выручку более ₽1 млн в месяц, составляет около 40 тыс., причем 6-7 тыс. из них привлекают финансирование, но лишь 1 тыс. селлеров пользуются факторинговыми услугами.
По словам Евгения Родионова, «большая часть из них – микро- и малый бизнес, и для них сегодня нет широкой линейки финансовых продуктов, учитывающих особенности ниши, для финансирования оборота».
Средние чеки финансирования в сегменте факторинга селлеров находятся в диапазоне ₽2-8 млн. Ставки для таких клиентов вполне рыночные, они могут на 3 п. п. превышать ключевую ставку (сейчас 15%), но одновременно может взиматься комиссия за оказание таких услуг. «Папа Финанс», к примеру, готова предоставить селлерам до ₽20 млн с отсрочкой платежа до 120 дней по ставке от 0,053% в день. В СДМ-банке требуют обеспечение в виде поручительства бенефициара компании. Однако работать с такими клиентами сложно и рискованно, признают участники рынка.
– В их контрактах нет отсрочки платежа, нет перехода права собственности на товар к дебитору – все это несет определенные риски для фактора, которые необходимо нивелировать и делать это нетрадиционными для факторинга способами, – поясняет управляющий директор по факторингу «Альфа-банка» Павел Шишов.
По итогам третьего квартала четверть общего портфеля факторинга в России пришлась на финансирование цепочек поставок
Кроме того, при работе с селлерами не подходят традиционные методы оценки: нужно учитывать историю взаимодействия селлера и маркетплейса – важна статистика оплат, покупок, возвратов и в меньшей степени кредитоспособность самого селлера, поясняет он.
– Фактор должен уметь работать с предодобренными лимитами, тесно интегрироваться с IT-инфраструктурой маркетплейсов, использовать ЭДО по всей цепочке, знать особенности договорных конструкций, налогообложения и бухучета сделок на маркетплейсах и т.д., – сокрушается исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.
– Это существенно сокращает трудозатраты фактора на обслуживание клиентской базы. Для реализации агентского факторинга нужен один клиентский менеджер, а для классического факторинга на 50 тыс. селлеров фактору будет нужен очень большой штат сотрудников, – поясняет Шишов.
Ежедневно, уточняет гендиректор «СберФакторинга» Игорь Лысенко в адрес селлеров по поручению маркетплейсов проводится до 40 тыс. платежей.
Напомним, по данным Ассоциации факторинговых компаний, общий портфель рынка факторинга по итогам III квартала 2023 года достиг ₽1,79 трлн. LR
История вопроса
Эксперт: маркетплейсы преодолели локальное сужение ассортимента
Налог с налога, дефицитные дозволы и русская «бондиана»
В конце ноября в сегмент вышел, например, СДМ-банк. Чуть ранее аналогичные продукты начали предлагать «РОВИ Факторинг Плюс» (тренд ROWI, входит в группу компаний QIWI), «Папа Финанс» (дочерняя компания МФК «МигКредит», которая занимается кредитованием МСБ).Эксперт: маркетплейсы преодолели локальное сужение ассортимента
Налог с налога, дефицитные дозволы и русская «бондиана»
Это активно растущее направление, к тому же недостаточно охваченный финансированием и с ограниченным доступом к классическому банковскому кредитованию, отмечают эксперты. В настоящее время на рынке зарегистрировано 1,3 млн селлеров, из них более 400 тыс. активных, оценивает сегмент сооснователь финтех-платформы ROWI Евгений Родионов.
В «Папа Финанс» отмечают, что спрос на факторинг характерен для селлеров с объемом продаж более ₽4-6 млн в месяц и быстрой оборачиваемостью товара.
В «РОВИ Факторинг» уточняют, что количество селлеров, имеющих выручку более ₽1 млн в месяц, составляет около 40 тыс., причем 6-7 тыс. из них привлекают финансирование, но лишь 1 тыс. селлеров пользуются факторинговыми услугами.
По словам Евгения Родионова, «большая часть из них – микро- и малый бизнес, и для них сегодня нет широкой линейки финансовых продуктов, учитывающих особенности ниши, для финансирования оборота».
Средние чеки финансирования в сегменте факторинга селлеров находятся в диапазоне ₽2-8 млн. Ставки для таких клиентов вполне рыночные, они могут на 3 п. п. превышать ключевую ставку (сейчас 15%), но одновременно может взиматься комиссия за оказание таких услуг. «Папа Финанс», к примеру, готова предоставить селлерам до ₽20 млн с отсрочкой платежа до 120 дней по ставке от 0,053% в день. В СДМ-банке требуют обеспечение в виде поручительства бенефициара компании. Однако работать с такими клиентами сложно и рискованно, признают участники рынка.
– В их контрактах нет отсрочки платежа, нет перехода права собственности на товар к дебитору – все это несет определенные риски для фактора, которые необходимо нивелировать и делать это нетрадиционными для факторинга способами, – поясняет управляющий директор по факторингу «Альфа-банка» Павел Шишов.
По итогам третьего квартала четверть общего портфеля факторинга в России пришлась на финансирование цепочек поставок
Кроме того, при работе с селлерами не подходят традиционные методы оценки: нужно учитывать историю взаимодействия селлера и маркетплейса – важна статистика оплат, покупок, возвратов и в меньшей степени кредитоспособность самого селлера, поясняет он.
– Фактор должен уметь работать с предодобренными лимитами, тесно интегрироваться с IT-инфраструктурой маркетплейсов, использовать ЭДО по всей цепочке, знать особенности договорных конструкций, налогообложения и бухучета сделок на маркетплейсах и т.д., – сокрушается исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.
– Это существенно сокращает трудозатраты фактора на обслуживание клиентской базы. Для реализации агентского факторинга нужен один клиентский менеджер, а для классического факторинга на 50 тыс. селлеров фактору будет нужен очень большой штат сотрудников, – поясняет Шишов.
Ежедневно, уточняет гендиректор «СберФакторинга» Игорь Лысенко в адрес селлеров по поручению маркетплейсов проводится до 40 тыс. платежей.
Напомним, по данным Ассоциации факторинговых компаний, общий портфель рынка факторинга по итогам III квартала 2023 года достиг ₽1,79 трлн. LR
Тэги: факторинг, интернет-торговля, аналитика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости