У экспортных пошлин появятся новые «привязанности»

21 сентября 2023

Размер единой ставки будет коррелироваться с курсом валют

У экспортных пошлин появятся новые «привязанности»

Не исключено, что уже в IV квартале 2023 года Минфин объявит введении общеэкономической экспортной пошлины. 18 сентября подкомиссия правительственной комиссии по экономическому развитию возвратила проект для проработки в аппарат первого вице-премьера Андрея Белоусова и в Минфин, после чего он должен рассматриваться вышестоящей комиссией. В случае одобрения его вынесут на заседание Правительства: таможенные пошлины (в отличие от налогов) вводятся именно его постановлениями. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

По предложению Минфина пошлину введут с 1 октября по 31 декабря 2023 года с возможность ее продления, но это будет зависеть от динамики курса рубля. Минфин рассматривает меру не как фискальную и не предлагает расчетов бюджетных допдоходов, а видит способ таможенно-тарифного давления на торговый и платежный балансы.

Экспортные пошлины выглядят как вариант налога на сверхприбыль экспортеров, ослабление рублевого курса 2023 года увеличило доходы экспортеров примерно на треть. Для основного экспорта, который Минфин предлагает освободить от временных экспортных пошлин (нефтегаз, зерно, крупное машиностроение, судостроение, атомпром, предполагаются и точечные исключения), налоги на сверхдоходы и так введены и пошлины уже отчасти существуют, отмечает глава аналитического центра финансовых исследований НИФИ Игорь Варьяш.

«Пошлина-налог на сверхприбыль» ориентирована в том числе на мелких и средних экспортеров. Идея экстренных пошлин на экспорт для них схожа ретроспективному укреплению рубля – слабая нацвалюта усиливала весь 2023 год эффективность всех экспортных операций.

Изначально Минфин планировал, что пошлины действуют при курсе рубля выше 80 рублей/$ (3%), при курсе выше 85 рублей/$ они увеличиваются до 3,5%, выше 90 – до 4%. Сейчас обсуждается шкала от 4% (80 рублей/$) до 7% (выше 95 рублей/$).

Российский экспорт, составляющий в квартал приблизительно $100–120 млрд, будет облагаться не вес. Из-за закрытости таможенной статистики возможны лишь приблизительные оценки. Речь идет о предельно 25-30% стоимостного объема экспорта, для части которого, объемы пошлин не слишком критичны. Цена вопроса для бюджета – несколько миллиардов долларов США допдоходов 2023 года, причем, по грубым прикидкам, основным плательщиком должна стать угольная отрасль, цветная и черная металлургия.

Ограничение неосновного экспорта пошлинами в состоянии ограничить и общий экспорт, что приведет к дальнейшему сокращению профицита торгового баланса, от которого зависит сейчас курс рубля напрямую, и по цепочке – к дальнейшему ослаблению рубля, к росту привлекательности экспорта и к сокращению эффективности импорта, к дополнительному инфляционному давлению и как результат – к необходимости вновь искать способ давления на курс. Сам по себе этот эффект не слишком велик, но если конъюнктура по основному экспорту будет в ближайшие месяцы ослабевать, предлагаемые пошлины будут усиливать проблему, а не решать ее.

Часть экспортеров легко может приостановить экспорт на квартал (неизвестно, например, как связано заявление АЛРОСА на этой неделе о приостановке экспорта алмазов из РФ на два месяца и инициативы Минфина), таким образом, антиинфляционный эффект меры может быть смазан. Но «экспортный навес» в основном никуда не денется, и его проинфляционный потенциал будет работать позже – продлевая необходимость решения общей проблемы.

Просчитать использование таможенной политики для макроэкономической стабилизации очень сложно (и невозможно за несколько дней), как и потенциальные побочные эффекты такого решения (например, для низкорентабельных и мелких экспортеров пошлина просто прекратит смысл что-либо экспортировать и развиваться в эту сторону).

В этом смысле налоги на сверхприбыль гораздо более «счетны» – но, в отличие от экспортных пошлин, они резко снижают инвестиции. По расчетам НИФИ, на инвестиции мера влияния не окажет, а в предложенных Минфином параметрах пошлин государство изымет до 25% сверхприбыли IV-го квартала 2023 года у части экспортеров. Деньги эти не будут лишними для сокращения дефицита бюджета-2023. Но не очевидно, что происходящее – ослабление рубля и усиление инфляции – носит настолько катастрофичный характер, что требует ограничения экспорта в экономике, основной проблемой которой сейчас является снижение объемов экспортных доходов.

Напомним, ранее на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере $250 за тонну. LR

Тэги: экспорт, пошлины, Минфин, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх