Минпромторг уверен, что российские авто купят за рубежом за $4,9 млрд
15 июня 2017А вот эксперты не разделяют таких амбициозных планов
Проект развития экспорта автопрома до 2025 года опубликован на сайте Минпромторга. В стратегию заложено два сценария: базовый – с ростом продаж до $4,9 млрд и амбициозный – до $7,8 млрд. Оба варианта требуют финансовой господдержки, − сообщается в документе.
Базовый сценарий проекта стратегии развития предполагает рост до $4,9 млрд за 8 лет: до 240 тыс. машин в год (10% производства) и на $1,6 млрд автокомпонентов. Согласно амбициозной схеме, экспорт должен вырасти до $7,8 млрд: 400 тыс. автомобилей и автокомплектов (16%) и на $2,5 млрд компонентов. Финансовая поддержка со стороны государства при базовом сценарии составит 136 млрд руб., при амбициозном – 215 млрд руб.
Для сравнения, в прошлом году автоэкспорт из России составил $2,4 млрд ($3,4 с учетом шин), было поставлено 82 тыс. машин: 67 тыс. легковых, 6 тыс. LCV, 8 тыс. грузовиков и около 2 тыс. автобусов.
Проект называет приоритетными рынками экспорта для российских концернов страны СНГ, Ближний Восток (Иран, Ливан, Иордания), ряд стран Европы (Чехия, Германия, Австрия), Азии (Индия, КНР), Африки (Египет, Алжир, Тунис, Эфиопия), отдельные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Для международных автопроизводителей приоритетными сочтены СНГ, Иран и Ливан, а также рынки Турции, ЮАР, Египта и Туниса.
Минпромторг признает в стратегии, что в отличие от ориентированных на экспорт стран, таких как Турция, Мексика, Индия, в РФ отсутствует развитая система торговых соглашений с крупными рынками. Причина заключается в высокой стоимости продукции: российский автопром на 15-30% дороже, чем у конкурентов. Еще один недостаток, который выделяется, у российских производителей нет «продукции передового технического уровня», сильных брендов и выстроенных каналов сбыта за рубежом. Однако в документе отмечается, что отечественный автопром может конкурировать в нижнем ценовом сегменте. Также согласно документу, слабыми сторонами экспорта российской продукции являются: высокая стоимость логистики, слабое развитие сети поставщиков, санкции.
Выделяются и сильные стороны, такие как: большое количество недозагруженных производств машин и компонентов первого уровня, относительно недорогие труд и инфраструктура, близость к рынку Европы. По мнению Минпромторга, можно использовать окно «низкой себестоимости» для расширения экономического влияния за рубежом. В документе также описаны планы размещения в РФ выпуск экспортно-ориентированных зарубежных моделей. К угрозам стратегии развития экспорта автопрома Минпромторг относит укрепление рубля, усиление санкций, рост требований по локализации производства на развивающихся рынках.
По словам источника «Ъ» в иностранном концерне, экспорт может дать дополнительные продажи, но на практике «гиперскачка экспорта, влияние которого будет ощутимо, не случится». Эксперт подчеркивает, что отсутствует бюджетная эффективность поддержки экспорта: государству выгоднее вложить средства во внутренний рынок, который дает больше налогов. Он также отметил и такой сценарий развития событий: «как только государству наскучит давать деньги», идея экспорта как спасения отрасли умрет.
Другой источник «Ъ» на рынке заявляет, что «непросто дотянуться и до базового сценария». «Вызывает сомнение, что низкая стоимость рубля способна стимулировать экспорт: кризис 2014–2015 годов показал, что падение рубля не отразилось на международных продажах», — добавляет эксперт.
Стратегия развития экспорта создана в качестве инструмента восстановления отрасли, которая заметно пострадала из-за спада внутреннего спроса в 2013-2016 годах. С 2013 года экспорт готовых машин упал на 32%, а экспорт в СНГ снизился в 2,7 раза.LR
Базовый сценарий проекта стратегии развития предполагает рост до $4,9 млрд за 8 лет: до 240 тыс. машин в год (10% производства) и на $1,6 млрд автокомпонентов. Согласно амбициозной схеме, экспорт должен вырасти до $7,8 млрд: 400 тыс. автомобилей и автокомплектов (16%) и на $2,5 млрд компонентов. Финансовая поддержка со стороны государства при базовом сценарии составит 136 млрд руб., при амбициозном – 215 млрд руб.
Для сравнения, в прошлом году автоэкспорт из России составил $2,4 млрд ($3,4 с учетом шин), было поставлено 82 тыс. машин: 67 тыс. легковых, 6 тыс. LCV, 8 тыс. грузовиков и около 2 тыс. автобусов.
Проект называет приоритетными рынками экспорта для российских концернов страны СНГ, Ближний Восток (Иран, Ливан, Иордания), ряд стран Европы (Чехия, Германия, Австрия), Азии (Индия, КНР), Африки (Египет, Алжир, Тунис, Эфиопия), отдельные страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Для международных автопроизводителей приоритетными сочтены СНГ, Иран и Ливан, а также рынки Турции, ЮАР, Египта и Туниса.
Минпромторг признает в стратегии, что в отличие от ориентированных на экспорт стран, таких как Турция, Мексика, Индия, в РФ отсутствует развитая система торговых соглашений с крупными рынками. Причина заключается в высокой стоимости продукции: российский автопром на 15-30% дороже, чем у конкурентов. Еще один недостаток, который выделяется, у российских производителей нет «продукции передового технического уровня», сильных брендов и выстроенных каналов сбыта за рубежом. Однако в документе отмечается, что отечественный автопром может конкурировать в нижнем ценовом сегменте. Также согласно документу, слабыми сторонами экспорта российской продукции являются: высокая стоимость логистики, слабое развитие сети поставщиков, санкции.
Выделяются и сильные стороны, такие как: большое количество недозагруженных производств машин и компонентов первого уровня, относительно недорогие труд и инфраструктура, близость к рынку Европы. По мнению Минпромторга, можно использовать окно «низкой себестоимости» для расширения экономического влияния за рубежом. В документе также описаны планы размещения в РФ выпуск экспортно-ориентированных зарубежных моделей. К угрозам стратегии развития экспорта автопрома Минпромторг относит укрепление рубля, усиление санкций, рост требований по локализации производства на развивающихся рынках.
По словам источника «Ъ» в иностранном концерне, экспорт может дать дополнительные продажи, но на практике «гиперскачка экспорта, влияние которого будет ощутимо, не случится». Эксперт подчеркивает, что отсутствует бюджетная эффективность поддержки экспорта: государству выгоднее вложить средства во внутренний рынок, который дает больше налогов. Он также отметил и такой сценарий развития событий: «как только государству наскучит давать деньги», идея экспорта как спасения отрасли умрет.
Другой источник «Ъ» на рынке заявляет, что «непросто дотянуться и до базового сценария». «Вызывает сомнение, что низкая стоимость рубля способна стимулировать экспорт: кризис 2014–2015 годов показал, что падение рубля не отразилось на международных продажах», — добавляет эксперт.
Стратегия развития экспорта создана в качестве инструмента восстановления отрасли, которая заметно пострадала из-за спада внутреннего спроса в 2013-2016 годах. С 2013 года экспорт готовых машин упал на 32%, а экспорт в СНГ снизился в 2,7 раза.LR
Тэги: Минпромторг, экспорт
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости