Малым экспортерам, выходящим на рынок КНР, посоветовали «сбиваться в стаи»

3 сентября 2024

До выхода на операционную прибыль у участника ВЭД пройдет минимум 2-3 года, поэтому нужно задуматься о кредитном «плече»

Малым экспортерам, выходящим на рынок КНР, посоветовали «сбиваться в стаи»

В Китае за последние полгода сократился список бизнес-ниш, закрытых для иностранных компаний. Об этом на Восточном экономическом форуме рассказал директор Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов. Сейчас российские компании могут «заходить» в сегмент редиоэлектроники, биофармы, производства новых продуктов питания, не содержащих ГМО.

За этот же период индекс предпринимательской активности в Китае в сегменте малого и среднего бизнеса упал. Это произошло в первую очередь из-за того, что внешние инвесторы – американские, британские и немецкие компании – ушли с рынков высоких технологий и фьючерсных инвестиций.

– С одной стороны – это минус, но для российских компаний – это плюс и окно возможностей, так как уровень конкуренции упал, – отметил эксперт.

Еще один нюанс, который нужно учитывать российским экспортерам, – Китай практически целиком перешел на электронные платформы, добавил Алексей Маслов. Продвигать товары и услуги нужно именно через них, даже зерно.

Вместе с тем российским компаниям нужно помнить, что единственной эффективной стратегией выхода на китайский рынок для малых и средних компаний из РФ является «физическое присутствие» в стране, уверен Алексей Маслов. Придется либо самим, либо с партнерами открывать собственную компанию в КНР, что потребует дополнительных издержек, предупредил эксперт. Как минимум, нужно учитывать необходимость уплаты налогов: это минимум 8% в случае открытия представительства, для производственных компаний – ставки выше.

– При выходе на китайский рынок не надо ожидать быстрой окупаемости бизнеса. Два-три года – это минимум, когда можно выйти на операционную прибыль. Соответственно нужно иметь кредитное плечо, чтобы продержаться это время, – предупредил Алексей Маслов.

Еще один важный момент – не стоит надеяться, что товар или услуга будут иметь успех по всему Китаю, подчеркнул эксперт. Рынок КНР регионален, поэтому нужно нацеливаться на конкретную провинцию и даже город.

– Российские предприниматели в основном привыкли работать с северо-восточными провинциями, которые граничат с РФ. Так сложилось исторически. Но самый процветающий, самый активно развивающийся рынок – это приморские и южные районы КНР. С ними сложно вести переговоры: они жесткие, конкретные в своих решениях. И в этом смысле единого Китая не существует. Поэтому формировать коммерческие предложения надо всегда с учетом региональных особенностей, – посоветовал Алексей Маслов.

Кроме того, эксперт уверен в том, что малым компаниям в одиночку пытаться выйти на китайский рынок – затея убийственная. «Нужно сбиваться в стаи», считает Алексей Маслов. Другими словами – нужно заходить на рынок в составе отраслевых ассоциаций и объединений, которые могут оказать поддержку.

Напомним, в Китае существует бюрократическая система связей Гуанси, которая сопровождает все деловое сообщество. Согласно ей иностранцу нужно найти местного представителя, который помог с налаживанием связей. Таких знатоков внутреннего бизнес-уклада обычно называют «драконьей головой». LR

Тэги: Китай, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх