Эксперимент ФТС продлен не будет. Скоро кончится, как все хорошее

12 декабря 2013

Федеральная таможенная служба теряет на эксперименте деньги. И ездить долго бесплатно никому не позволит

Эксперимент ФТС продлен не будет. Скоро кончится, как все хорошее

Так считает Владимир Буслаев, заместитель директора «Интеркарго-сервис» – одной из множества компаний, принимающих участие в эксперименте ФТС.

«Интеркарго-сервис» является международным перевозчиком и занимается доставкой грузов из Финляндии и Швеции парком машин из 20 тентовых автопоездов. Осенью компания наравне с другими подала документы на участие в эксперименте ФТС, который вплоть до конца января освобождает перевозчиков от затрат на дополнительное обеспечение гарантий уплаты таможенных платежей.

– Вы же понимаете, как ситуация развивалась, – напомнил «Логирусу» Владимир Буслаев ситуацию с отменой книжек МДП почти на всей территории России. – Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если предложили какую-то соломинку, значит, за нее нужно хвататься. Потому что никто не мог сказать тогда, что и как будет действовать после разрыва соглашения между ФТС и АСМАП. Та альтернатива, которую предлагали «Арсеналъ» и «РОСТЭК», явно была гораздо дороже. Почему же не попробовать?

Собеседник «Логируса» поясняет решение компании: «Участие в эксперименте бесплатное, а для получения статуса таможенного перевозчика нужна определенная сумма обеспечения в виде залога или банковской гарантии, хотя мы и думали о такой возможности ранее. В текущей ситуации мало, наверное, компаний, имеющих свободные средства, которые можно заморозить на счетах ФТС».

– Участие в эксперименте действительно снимает некоторые проблемы, – подтверждает Владимир Буслаев. – По крайней мере, на границе никаких проблем не возникает. Единственное – машины оформляются немного по-другому: если раньше по «тиру» мы могли оформить несколько партий груза, то теперь каждая партия оформляется отдельно. И уведомление на нее подается отдельно.

Однако эксперт сомневается, что эксперимент не завершится в конце января: «Он вряд ли будет продлен, тем более, кто-то уже нашел в нем нарушение антимонопольного законодательства. Хотя лично мне непонятно, в чем же тут неравные конкурентные условия? В кои-то веки ясна логика отбора предприятий для участия в эксперименте: таможня хочет включить в список предприятия, которые, в случае возникновения претензий, можно найти в течение одного дня, у кого есть опыт в перевозках таможенных грузов, и они имеют достаточно устойчивое финансовое положение для покрытия возможных претензий со стороны таможни. Но кому-то этот разумный подход явно не по вкусу».

– В нашей стране все привыкли, что бесплатного сыра не бывает, – говорит собеседник «Логируса». – Вряд ли ФТС позволит кому-то долго ездить бесплатно. Скорее, из этого списка участвующих в эксперименте будет сформирован какой-то «Реестр таможенных перевозчиков – 2», возможно, с меньшей суммой обеспечения и с какими-то ограничениями – например, по сумме таможенных платежей на каждую перевозку. Уже были случаи, когда эксперименты проходили удачно, а потом на них ставили крест и больше к ним не возвращались. Я думаю, что это временный вариант. Будем ездить, пока АСМАП и ФТС не придут к какому-то решению.

Эксперт полагает, «что всю проблему можно свести к одному вопросу: в случае недоставки груза ФТС выставляет претензию АСМАП и доказывает свою правоту (часто через суд), или ФТС просто списывает деньги с обеспечения, а потом АСМАП, в спорных случаях также через суд, доказывает неправомерность списания».

– Не стоит забывать, – поясняет собеседник «Логируса», – что МДП – система международная. Я с этой книжкой могу ездить и здесь, и за границей. То, что нам сейчас вводят другие системы транзита только по России, мне добавляет головную боль: как оформить транзит там. Когда я везу груз, пришедший из Китая, допустим, в эстонский порт, сюда, в Россию, на границе я оформляюсь по эксперименту, но там, чтобы от эстонского порта доехать до эстонской границы, мне нужно решать задачу самому: или ехать по «тиру», или оформлять транзитную декларацию. Ни ФТС, ни АСМАП, никто мне уже не поможет. А раньше у меня была книжка МДП, и с ней не было никаких проблем. Теперь передо мной стоит вопрос: как найти гаранта на европейской территории (кроме Финляндии, на сегодняшний день), чтобы привезти груз сюда. Хотя, если груз европейский, проблем нет: там едем по экспортной декларации, у нас – по эксперименту.

– Сейчас ФТС хочет решить проблему только по России, конкретно на этапе перевозки груза от границы России до ворот внутренней таможни, – уточняет Владимир Буслаев. – Однако таможенные органы других стран тоже хотят иметь контроль над каждым транзитным грузом, и в ЕС действует своя система контроля со своими участниками и гарантами. Наши нововведения в вопросе обеспечения транзита никак не увязываются с аналогичными мерами соседних государств. По большому счету, система МДП и создавалась для того, чтобы согласовать действия всех таможенных органов на пути следования груза, и отмена этой процедуры во многом усложнит прохождение нескольких границ.

Перспективы разрыва отношений между таможней и ассоциацией международных перевозчиков эксперту видятся так: «На текущий момент, пока продлено действие гарантийного договора ФТС и АСМАП, у меня остается возможность везти груз до границы России по МДП и потом воспользоваться нашей новой внутренней процедурой. Если соглашение прекратит свое действие, то книжки МДП перестанут принимать в ЕС, и вопрос гарантий таможенного транзита на той территории встанет особенно остро».

– Эксперимент пока решает все вопросы на российской территории, – резюмирует собеседник «Логируса». – Им наша компания и будет пользоваться в ожидании договоренности между ФТС и АСМАП. LR

Тэги: Интеркарго-сервис, ФТС, АСМАП, книжки МДП, эксперимент







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх