Бартер с Китаем хотят выстроить по принципу банковского свопа
15 августа 2024РФ и КНР также обсуждают возможность внедрения контрактов с использованием цифровых и бумажных векселей
Переход на бартер в торговле с Китаем таит в себе множество рисков: от занижения стоимости отечественной продукции до ослабления рубля, пишет Forbes.
– Бартерные сделки – это откат назад, – уверяет партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова, – но сейчас, когда усиливается санкционное давление и даже мелкие китайские банки сталкиваются с риском вторичных санкций, альтернативы им практически нет.
Есть мнение у экспертов-востоковедов, что Китай специально доводит ситуацию до абсурда, чтобы в конце концов «распечатать» китайский юань как основную торговую валюту, сначала для России, а после и для других стран Азии, завил директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Вытеснить доллар непросто, но подобные манипуляции могут подвинуть рынок.
Трудности с расчетами с китайской стороной являются результатом оверкомплайенса китайских банков, которые «буквально обнуляют усилия сторон в сфере взаимного обеспечения продовольственной безопасности», хотя прямые банковские переводы, тем более в национальных валютах, официально доступны, говорит представитель российского Союза экспортеров зерна.
– Мы как законодатели со своей стороны предложили всем партнерам из дружественных стран нормальную альтернативу – открыть в России филиалы множества любых своих банков, – рассказал изданию зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. – Это беспрецедентное решение, даже если взять за точку отсчета уже далекий 1991 год. Наши внешнеторговые партнеры смогут уже осенью этого года спокойно проводить платежи в своей же валюте, внутри собственной системы учета и контроля. Для полноты решения мы попросим ЦБ закрыть от любопытных глаз любую информацию об операциях таких банков.
Пока массового открытия филиалов китайских банков не произошло, к цифровой и криптовалюте обе стороны оказались не готовы, вопрос создания совместной расчетной системы по аналогии со SWIFT нарушает договоренности Китая с Западом, и КНР не собирается в ближайшее время решать вопрос с восстановлением прямых платежей.
По словам Маслова, нынешний бартер не будет таким же, как в 1990-е, – менять напрямую тонны зерна на станки никто не будет. Сейчас при наличии точной статистики товарообмена специалисты обеих стран легко могут спрогнозировать потребности и выстроить систему зачетов, вычислив товарную массу, которая должна идти через границу, в условных единицах, «в чем-то напоминает банковские свопы».
– Сегодня бартерные схемы выходят далеко за рамки прямого обмена товар на товар и активно цифровизируются, – уверен гендиректор холдинга-экспортера «Доставка Морем» Наталья Тугалева. – Обсуждается и возможность внедрения контрактов с использованием цифровых и бумажных векселей.
Пока сам холдинг, по ее словам, к бартерной схеме торговли не прибегал, более того, на всем российском рынке доля таких контрактов несравнимо мала по сравнению с классическими. Опыт Исламской восьмерки (организация экономического сотрудничества восьми развивающихся исламских стран: Бангладеш, Египта, Нигерии, Индонезии, Ирана, Малайзии, Пакистана и Турции) показал, что подобная схема жизнеспособна. Турция, например, отдавала золото в обмен на нефть из Ирана. Сейчас идет разработка более эффективной системы расчетов, которая позволит увеличить товарооборот между странами Исламской восьмерки.
На каком-то этапе бартера должны подключаться денежные потоки, так как чем-то надо заплатить поставщикам бартерной продукции, считает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. Вариант, когда деньги придут только после того, как получатель российской продукции продаст ее в стране назначения, не устроит производителя – это слишком долго, «поэтому такие сделки в любом случае должны сопровождаться финансовыми услугами, такими как оборотное кредитование, факторинг. В реальности скорее сеть бартерных сделок превращается в клиринговый центр, где решаются финансовые вопросы, выравнивается сальдо. Клиринговые схемы являются неким «спасательным кругом», к которому прибегают страны в условиях проблем с международными расчетами».
– Мы определенно потерям некоторый процент при расчетах в денежном выражении, – уверен Маслов. – Бартер ослабит валютную составляющую торговли – по сути, валюты обеих стран просто «вымываются» из процесса. К тому же в последние годы Россия, будучи в профиците в торговле (поставляет больше, чем получает), накопила серьезную юаневую массу, которую как раз и могла бы использовать для прямых закупок или инвестиций на территории Китая. Теперь с этим возникнут проблемы. Хотя юань торгуется на бирже, и его принимают также другие страны.
Потребуется объективная рыночная оценка стоимости сельхозтоваров, техники или любых других продуктов и услуг, которые участвуют в сделке, говорит Абелев. При бартере существует риск занижения или завышения рыночной стоимости объекта сделки.
– Занижение может использоваться по принципу трансферного ценообразования крупными транснациональными компаниями для сокращения налогооблагаемой базы. А завышение – для получения дополнительного дохода, – делится Абелев.
Главная задача – это нормативным образом определить алгоритм выявления рыночной стоимости объектов бартерной сделки.
В январе 2024 года Минэкономразвития России информировало, что инструкция по проведению внешнеторговых бартерных сделок уже разработана – в Навигаторе по внешнеторговым бартерным сделкам можно найти все этапы организации бартера и примеры типовых бартерных контрактов, также там содержатся документы, которые требуются для вывоза и ввоза товара.
Бартерные сделки таят в себе санкционные риски, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, за счет включения во встречный товарный поток некоторых видов непрофильных товаров. К тому же, переход на бартер приведет к росту количества посредников, которых придется «кормить».
Агроэкспорт выбран основным направлением развития бартерной торговли не случайно, говорит Маслов: в последние годы он развивается наиболее активно среди всех несырьевых отраслей.
– Потенциал – десятки миллиардов долларов, – комментирует эксперт. – В прошлом году вышло более чем на $7 млрд, и Китаю очень удобно и выгодно получать от России зерновые, зернобобовые и масличные. Лишиться этих поставок – значит получить серьезный удар по пищевому рынку Китая.
При бартере рисков не больше, чем при денежной торговле, но обмен лишает аграриев возможности оперативно получить денежную массу, которую они бы могли вложить в развитие, расширение материальной базы.
В Союзе экспортеров зерна поддерживают любые варианты расчетов, хотя торговля сельхозпродукцией и так имеет «правовой иммунитет» в виде лицензий и исключений из санкционных ограничений.
– На данный момент на законодательном уровне вопрос бартерных сделок между Россией и Китаем еще не урегулирован и механизмы для обеспечения бартерных сделок пока не отработаны, – говорит гендиректор агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко. – Однако уже предпринимаются меры для решения этих вопросов. Например, в пилотной зоне «Китай-ШОС» отрабатываются механизмы торгово-экономического сотрудничества, в том числе бартерной торговли, которые впоследствии могут быть масштабированы на весь Китай.
Китайский рынок представляет большой интерес для российских сельхозпроизводителей и создание инструментов для бартерной торговли откроет новые возможности для реализации продукции.
– Сложно оценить, какая доля российского агроэкспорта перейдет из денежного выражения в бартерное – многое зависит от конкретных условий сделок, – полагает независимый аналитик кандидат экономических наук Леонид Хазанов. – Вряд ли в случае запуска бартера доля таких сделок превысит 5% до конца следующего года.
По его словам, в случае агроэкспорта бартер, скорее всего, будет заключаться в обмене отечественных продтоваров на машины (в том числе сельхозназначения) из Китая, «но вопрос заключается в том, что именно мы сможем приобрести в КНР и будут ли переведены на бартерную форму уже имеющие место закупки тракторов, комбайнов, плугов, рыхлителей, культиваторов и так далее. Важно, чтобы китайские поставщики вне зависимости от того, кто станет итоговым владельцем полученных из-за границы машин, несли ответственность за надежность сельскохозяйственной техники и обеспечивали ее сервисное обслуживание.
Напомним, прямые платежи из России на расчетные и корреспондентские счета в крупных системно значимых банках Китая практически не проходят, даже в юанях и за не санкционные товары. Речь идет о таких кредитных организациях, как Bank of China, Bank of Ningbo, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB), Ping An Bank и Bank of Taizhou. LR
– Бартерные сделки – это откат назад, – уверяет партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон» Елена Хромова, – но сейчас, когда усиливается санкционное давление и даже мелкие китайские банки сталкиваются с риском вторичных санкций, альтернативы им практически нет.
Есть мнение у экспертов-востоковедов, что Китай специально доводит ситуацию до абсурда, чтобы в конце концов «распечатать» китайский юань как основную торговую валюту, сначала для России, а после и для других стран Азии, завил директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов. Вытеснить доллар непросто, но подобные манипуляции могут подвинуть рынок.
Трудности с расчетами с китайской стороной являются результатом оверкомплайенса китайских банков, которые «буквально обнуляют усилия сторон в сфере взаимного обеспечения продовольственной безопасности», хотя прямые банковские переводы, тем более в национальных валютах, официально доступны, говорит представитель российского Союза экспортеров зерна.
– Мы как законодатели со своей стороны предложили всем партнерам из дружественных стран нормальную альтернативу – открыть в России филиалы множества любых своих банков, – рассказал изданию зампред комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. – Это беспрецедентное решение, даже если взять за точку отсчета уже далекий 1991 год. Наши внешнеторговые партнеры смогут уже осенью этого года спокойно проводить платежи в своей же валюте, внутри собственной системы учета и контроля. Для полноты решения мы попросим ЦБ закрыть от любопытных глаз любую информацию об операциях таких банков.
Пока массового открытия филиалов китайских банков не произошло, к цифровой и криптовалюте обе стороны оказались не готовы, вопрос создания совместной расчетной системы по аналогии со SWIFT нарушает договоренности Китая с Западом, и КНР не собирается в ближайшее время решать вопрос с восстановлением прямых платежей.
По словам Маслова, нынешний бартер не будет таким же, как в 1990-е, – менять напрямую тонны зерна на станки никто не будет. Сейчас при наличии точной статистики товарообмена специалисты обеих стран легко могут спрогнозировать потребности и выстроить систему зачетов, вычислив товарную массу, которая должна идти через границу, в условных единицах, «в чем-то напоминает банковские свопы».
– Сегодня бартерные схемы выходят далеко за рамки прямого обмена товар на товар и активно цифровизируются, – уверен гендиректор холдинга-экспортера «Доставка Морем» Наталья Тугалева. – Обсуждается и возможность внедрения контрактов с использованием цифровых и бумажных векселей.
Пока сам холдинг, по ее словам, к бартерной схеме торговли не прибегал, более того, на всем российском рынке доля таких контрактов несравнимо мала по сравнению с классическими. Опыт Исламской восьмерки (организация экономического сотрудничества восьми развивающихся исламских стран: Бангладеш, Египта, Нигерии, Индонезии, Ирана, Малайзии, Пакистана и Турции) показал, что подобная схема жизнеспособна. Турция, например, отдавала золото в обмен на нефть из Ирана. Сейчас идет разработка более эффективной системы расчетов, которая позволит увеличить товарооборот между странами Исламской восьмерки.
На каком-то этапе бартера должны подключаться денежные потоки, так как чем-то надо заплатить поставщикам бартерной продукции, считает исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко. Вариант, когда деньги придут только после того, как получатель российской продукции продаст ее в стране назначения, не устроит производителя – это слишком долго, «поэтому такие сделки в любом случае должны сопровождаться финансовыми услугами, такими как оборотное кредитование, факторинг. В реальности скорее сеть бартерных сделок превращается в клиринговый центр, где решаются финансовые вопросы, выравнивается сальдо. Клиринговые схемы являются неким «спасательным кругом», к которому прибегают страны в условиях проблем с международными расчетами».
– Мы определенно потерям некоторый процент при расчетах в денежном выражении, – уверен Маслов. – Бартер ослабит валютную составляющую торговли – по сути, валюты обеих стран просто «вымываются» из процесса. К тому же в последние годы Россия, будучи в профиците в торговле (поставляет больше, чем получает), накопила серьезную юаневую массу, которую как раз и могла бы использовать для прямых закупок или инвестиций на территории Китая. Теперь с этим возникнут проблемы. Хотя юань торгуется на бирже, и его принимают также другие страны.
Потребуется объективная рыночная оценка стоимости сельхозтоваров, техники или любых других продуктов и услуг, которые участвуют в сделке, говорит Абелев. При бартере существует риск занижения или завышения рыночной стоимости объекта сделки.
– Занижение может использоваться по принципу трансферного ценообразования крупными транснациональными компаниями для сокращения налогооблагаемой базы. А завышение – для получения дополнительного дохода, – делится Абелев.
Главная задача – это нормативным образом определить алгоритм выявления рыночной стоимости объектов бартерной сделки.
В январе 2024 года Минэкономразвития России информировало, что инструкция по проведению внешнеторговых бартерных сделок уже разработана – в Навигаторе по внешнеторговым бартерным сделкам можно найти все этапы организации бартера и примеры типовых бартерных контрактов, также там содержатся документы, которые требуются для вывоза и ввоза товара.
Бартерные сделки таят в себе санкционные риски, считает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, за счет включения во встречный товарный поток некоторых видов непрофильных товаров. К тому же, переход на бартер приведет к росту количества посредников, которых придется «кормить».
Агроэкспорт выбран основным направлением развития бартерной торговли не случайно, говорит Маслов: в последние годы он развивается наиболее активно среди всех несырьевых отраслей.
– Потенциал – десятки миллиардов долларов, – комментирует эксперт. – В прошлом году вышло более чем на $7 млрд, и Китаю очень удобно и выгодно получать от России зерновые, зернобобовые и масличные. Лишиться этих поставок – значит получить серьезный удар по пищевому рынку Китая.
При бартере рисков не больше, чем при денежной торговле, но обмен лишает аграриев возможности оперативно получить денежную массу, которую они бы могли вложить в развитие, расширение материальной базы.
В Союзе экспортеров зерна поддерживают любые варианты расчетов, хотя торговля сельхозпродукцией и так имеет «правовой иммунитет» в виде лицензий и исключений из санкционных ограничений.
– На данный момент на законодательном уровне вопрос бартерных сделок между Россией и Китаем еще не урегулирован и механизмы для обеспечения бартерных сделок пока не отработаны, – говорит гендиректор агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко. – Однако уже предпринимаются меры для решения этих вопросов. Например, в пилотной зоне «Китай-ШОС» отрабатываются механизмы торгово-экономического сотрудничества, в том числе бартерной торговли, которые впоследствии могут быть масштабированы на весь Китай.
Китайский рынок представляет большой интерес для российских сельхозпроизводителей и создание инструментов для бартерной торговли откроет новые возможности для реализации продукции.
– Сложно оценить, какая доля российского агроэкспорта перейдет из денежного выражения в бартерное – многое зависит от конкретных условий сделок, – полагает независимый аналитик кандидат экономических наук Леонид Хазанов. – Вряд ли в случае запуска бартера доля таких сделок превысит 5% до конца следующего года.
По его словам, в случае агроэкспорта бартер, скорее всего, будет заключаться в обмене отечественных продтоваров на машины (в том числе сельхозназначения) из Китая, «но вопрос заключается в том, что именно мы сможем приобрести в КНР и будут ли переведены на бартерную форму уже имеющие место закупки тракторов, комбайнов, плугов, рыхлителей, культиваторов и так далее. Важно, чтобы китайские поставщики вне зависимости от того, кто станет итоговым владельцем полученных из-за границы машин, несли ответственность за надежность сельскохозяйственной техники и обеспечивали ее сервисное обслуживание.
Напомним, прямые платежи из России на расчетные и корреспондентские счета в крупных системно значимых банках Китая практически не проходят, даже в юанях и за не санкционные товары. Речь идет о таких кредитных организациях, как Bank of China, Bank of Ningbo, Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB), Ping An Bank и Bank of Taizhou. LR
Тэги: Китай, бартер, финансовая логистика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости