Поправочки под елочку


Поправочки под елочку

О том, какие нормативно-правовые «подарки» логисты загадали себе на новый 2020 год

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор
Марина Сергученкова Марина Сергученкова
новостной редактор



Говорят, под Новый год что ни пожелается – всё всегда произойдет, всё всегда сбывается. Главное, уведомить Дедушку Мороза о самых своих заветных желаниях. Поэтому «Логирус» совместно с отраслевыми экспертами решил написать главному волшебнику страны и его верным помощникам – контрольно-надзорным органам.

Ведь именно они способны воплотить в жизнь логистические надежды и чаяния рядового бизнесмена. И именно им, по поручению Президента России Владимира Путина, нужно до конца 2020 года подготовить так называемую «регуляторную гильотину», которая должна отменить все законодательные акты, которые себя изжили. Как говорится, «все, что не работает и все, что мешает двигаться вперед»!

Мы предлагаем и вам принять участие в подготовке писем для Дедушки Мороза. Напишите свои поправки, которые, по вашему мнению, изменят российское транспортно-логистическое законодательство. И отправьте нам на info@logirus.ru. Лучшие письма и предложения мы направим верным отраслевым помощникам Дедушки Мороза – в Минтранс, ФТС и ФНС.

А пока вы думаете, мы вспоминаем главные законодательные новеллы отрасли этого года. И начинаем готовить письма.

Помочь со вступлением к письму «Логирусу» помогли:



Валерий Алексеев 
вице-президент Российского автотранспортного союза
Валерий Алексеев
Тарас Коваль 
эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта
Тарас Коваль
Марианна Чугаева 
председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей»
Марианна Чугаева
Роман Образцов 
управляющий партнер юридической фирмы URVEST
Роман Образцов
Вадим Филатов 
член генсовета «Деловая Россия», заместитель директора ПЭК
Вадим Филатов
Алексей Иншаков 
технический директор «Транссертико»
Алексей Иншаков
Так как письма адресованы министерствам и ведомствам, именно по этому принципу они и классифицируются. Устраивайтесь поудобнее, начинаем вспоминать главные законодательные успехи этого года.

Минтранс: с электронной накладной на новой фуре



Главные новости года

• Рекордсменом в части реализованных законодательных инициатив в этом году стало Министерство транспорта. С его подачи были утверждены новые правила режима труда и отдыха для водителей грузового транспорта. Причем они распространяются как на наемных работников, так и на водителей, которые работают на фурах, принадлежащих физическим лицам. За рулем фуры нельзя будет проводить более девяти часов в сутки. При этом каждые 4,5 часа необходимо будет останавливаться «на перекур». Исключения из правила – нахождение за рулем до 10 часов – допускаются не более двух раз в неделю. Перерыв на отдых должен быть не менее 11 часов в сутки. Можно отдыхать и меньше, по 9 часов, но не более трех раз в течение периода, не превышающего шесть 24-часовых интервалов с момента завершения еженедельного отдыха. В случае, если до ближайшей стоянки еще далеко, допускается увеличить период управления транспортным средством не более чем на 1-2 часа.

• Проверять соблюдение вышеперечисленных требований можно будет с помощью тахографов, которыми теперь в обязательном порядке должны оборудовать весь грузовой транспорт. Причем данное требование распространяется также и на физических лиц, доля которых на внутреннем рынке грузоперевозок, по данным системы «Платон», составляет 68%. Однако для них обязательная установка тахографов будет поэтапной, а очередность – зависеть от экологического класса. Первый этап, с дедлайном до 1 марта 2020 года, касается грузовиков категории N3 с неопределенным экологическим классом. Таких, по оценкам ГИБДД, в России насчитывается 309 563 единиц. Последними будут оснащаться грузовики категории N2 с экологическим классом Euro-4 и выше. Таких в России насчитывается 149 282 единицы. Для них дедлайн истекает 1 июня 2021 года.

Параллельно были внесены изменения в правила прохождения техосмотра. Теперь при его проведении, если транспортное средство по закону должно быть оснащено тахографом, во время техосмотра будут проверяться его наличие, целостность пломб и работоспособность устройства.

• Росавтодор обязали предварительно информировать участников отрасли об индексации тарифов в системе «Платон». В частности, о смете тарифов теперь будут уведомлять за полгода. Ближайшая индексация запланирована на 1 февраля 2020 года. С этого момента тариф увеличится до 2 рублей 20 копеек за километр.

• Кроме того, Минтранс инициировал установление в портах так называемых «инвестиционных сборов». Уплачиваться он будет как российскими, так и иностранными судовладельцами. Собранные таким образом средства будут направлены на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морских гаваней в РФ.

Ну, а теперь самое интересное. Какие нормативно-правовые подарки могут украсить елочку в Новом году. Выясняем у экспертов ведущих отраслевых ассоциаций.

Валерий Алексеев, вице-президент Российского автотранспортного союза:

Валерий Алексеев, вице-президент Российского автотранспортного союза:

«Ведется разработка программы по обновлению подвижного состава. Данный законопроект будет направлен на повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на внутреннем и внешнем рынках. В данный момент мы разрабатываем критерии для входа перевозчиков в соответствующую программу. На мой взгляд, это одна из важнейших задач, которая должна быть решена в 2020 году.

Кроме того, в следующем году должны вступить в силу изменения в правила выдачи спецразрешений по тяжеловесным и крупногабаритным, а также опасным грузам. Подобные разрешения планируется выдавать в электронном виде на основе электронной карты дорог РФ, которая разрабатывается в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Есть предложение от Минтранса о создании отдельного закона об автотранспортной деятельности. В него могут быть перенесены все нормы, касающиеся административно-правовых отношений, из «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Плюс его можно будет дополнить новыми положениями».

Тарас Коваль, эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта:

Тарас Коваль, эксперт Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта:

«Главный подарок для отрасли в Новом году – то, что нормативная база должна быть гармонизирована. Разницы между международной и внутренней перевозкой быть не должно. Водитель не должен задумываться, какие нормы ему соблюдать в том или ином случае, потому что тяжело переключаться с одной «нормативки» на другую. А во многих случаях и невозможно при поочередном выполнении международных и внутренних поездок исполнять разные требования. Архаичные нормы из приказа Минтранса №15, близкие к первоначальным нормам ЕСТР (LR. единое соглашение о работе водителей автомобилей, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Евросоюза), безвозвратно устарели и невозможны к исполнению при нормальной работе.

Была надежда на гармонизацию нормативов с выходом постановления Правительства №1733 «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации». Но оно еще больше усложнило ситуацию. Основные цифры в нем европейские, но на этом сходства заканчиваются. Нормативы режимов труда и отдыха первое, что требует немедленной гармонизации. Успех в этой части мог бы способствовать гармонизации и в других сферах автотранспорта. Например, в области весогабаритных параметров. Говорят, в игровых видах спорта лучший судья тот, который наименее заметен. По аналогии, хотелось бы иметь нормативы, которые просто и логично исполнять».

Роман Образцов, управляющий партнер юридической фирмы URVEST

Роман Образцов, управляющий партнер юридической фирмы URVEST:

«Сейчас разрабатывается система, которая позволит привлекать иностранных перевозчиков и их водителей к административной ответственности за управление транспортным средством без тахографа (LR. статья 11.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ). А также по всем статьям 12 главы «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ.

Для этого вносятся изменения в статью 27.13 «Задержание транспортного средства» КоАП РФ и в федеральный закон от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В соответствии с предлагаемыми поправками, грузовики иностранных перевозчиков будут задерживаться при выезде из России до уплаты штрафов.

На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, который разрешает совершение каботажных автомобильных перевозок грузов иностранными перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза. Однако данный документ пока не рассмотрен даже в первом чтении.

На территории России будет введена возможность использования электронной транспортной накладной. Для этого вносятся соответствующие изменения в постановление Правительства РФ ‎от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Кроме того, разрабатываются правила транзитной перевозки санкционных грузов через территорию России с применением пломб, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов».

Присоединяйтесь! Свои предложения и дополнения, связанные с транспортным законодательством, оставляйте в официальной группе Logirus на Facebook или пишите на почту info@logirus.ru. Самые содержательные предложения мы укажем в письме и направим в Министерство транспорта.

ФНС: валютные послабления не для всех



Главные новости года

• С 1 января 2019 года вступило в силу решение правительства о повышении НДС. Налог на добавленную стоимость теперь начисляется по ставке 20%, а не 18%. По расчетам, повышение НДС за этот год должно было принести федеральному бюджету в среднем 620 млрд рублей.

• 16 сентября ФНС дало разъяснения по применению нулевой ставки НДС при осуществлении международных автоперевозок. Если доставка осуществляется «от двери до двери» на основании договора транспортной экспедиции, то таможенное оформление налогом на добавленную стоимость не облагается. Для подтверждения права налогоплательщик должен представить в налоговые органы копию транспортного, товаросопроводительного или иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товара на территорию РФ.

• Благодаря внесению поправок в пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ транзит порожних контейнеров и вагонов будет облагаться нулевой ставкой НДС. Данные поправки вступят в силу с 1 января 2020 года.

• 2 декабря Россия ратифицировала соглашение о создании системы документальной прослеживаемости импортных товаров при ввозе на территорию ЕАЭС. Соответствующий пилотный проект завершится 31 декабря. За его проведение отвечает ФТС и ФНС. В пилот включены 10 товарных групп. В их числе холодильники, морозильники, автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, дорожные катки, погрузчики, экскаваторы, стиральные машины, мониторы, проекторы, детские коляски, металлическая мебель для офисов.

• В ноябре было согласовано повышение утильсбора с 1 января 2020 года. В среднем ставки вырастут на 17,46%. Больше всего утильсбор подняли для седельных тягачей массой от 12 до 20 тонн – сразу на 66,8%. На шасси он увеличен в среднем на 9,62%, сбор на прицепы всех категорий вырос на 28%. Это приведет к тому, что цена новой еврофуры увеличится в среднем на 434 000 рублей, включая НДС.

• С 1 июля вступили в силу поправки в федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ», который разрешает применять курьерам удаленную онлайн-кассу. Вместо выдачи кассового чека можно ограничиться демонстрацией QR-кода.

Ну, а теперь самое интересное. Каких нормативно-правовых «подарков» под елочку в Новом году ждут участники отрасли, выясняем у бизнеса.

Вадим Филатов,член генсовета «Деловой России», заместитель директора ПЭК

Вадим Филатов, член генсовета «Деловой России», заместитель директора ПЭК:

«Хотелось бы вернуть вычет по транспортному налогу на сумму платежей, внесенных в систему в «Платон». Напомним, что с января 2019 года закончилось действие пунктов 1,2 статьи 361.1 и пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ. Эти пункты позволяли налогоплательщикам уменьшать транспортный налог по каждому транспортному средству, имеющему массу более 12 тонн и зарегистрированному в реестре. Изменения внесены в Федеральный закон от 03.07.16 № 249-ФЗ.

Однако теперь есть возможность зачесть платежи за пользование дорогами в налоговой базе по прибыли. Но по нашим расчетам, тем не менее, налоговая нагрузка увеличилась на 10 − 13% по данному пункту. В этом году были также и другие факторы роста финансовой нагрузки на бизнес, в числе которых повышение утильсбора и рост НДС до 20%. Поэтому мы полагаем, что объективно будет организовать возврат вычета по транспортному налогу на сумму платежей из «Платона».

Сразу отмечу, что несмотря на рост финансовой нагрузки, компенсировать свои затраты путем повышения тарифов мы не планируем. Одна из наших задач – оптимизировать расходы, с помощью инструментов цифровизации и выхода на новые рынки – Китая и Вьетнама».

Алексей Иншаков, технический директор «Транссертико»

Алексей Иншаков, технический директор «Транссертико»:

«Государство движется в правильном направлении, и нам хотелось бы, чтобы новые нормативные акты внедрялись "с умом" и с оглядкой на ранее принятые законодательные акты. Например, в части валютного законодательства вышел новый федеральный закон № 265-ФЗ с рядом изменений. Но хотелось бы снизить, скорее, размеры штрафов за невозврат валютной выручки. О чем много говорят. Потому что от этого страдают в первую очередь добросовестные участники внешнеэкономической деятельности. Разные ситуации бывают: продали товар на экспорт, нужно выручку вернуть. А поставщик, к примеру, задерживает оплату по какой-либо причине. Здесь нет умысла – не вернуть выручку.

Позиция Минфина, которая заключается в том, чтобы сдерживать послабления, по данному вопросу также ясна. Так как послаблениями могут воспользоваться недобросовестные участники ВЭД. Поэтому в этом вопросе хотелось бы найти какую-то золотую середину. Например, смягчить штрафы для всех, и в то же время, может быть, ввести какие-то ограничительные меры или дополнительную «систему управления рисками», которые бы отслеживали недобросовестных участников ВЭД в этой части. Хотелось бы, чтобы подход был избирательно дифференцированным».

Присоединяйтесь! Свои предложения и дополнения, связанные с налоговым законодательством, оставляйте в официальной группе Logirus на Facebook или пишите на почту info@logirus.ru. Самые содержательные предложения мы укажем в письме и отправим в Федеральную налоговую службу.

ФТС: классифицировал товар – объяснись



Главные новости года

• Традиционно, законодательные инициативы в области ВЭД были связаны с определением таможенной стоимости. Однако нашлось место и неожиданным законодательным новеллам. С 6 сентября в силу вступило постановление, согласно которому таможня не сможет задерживать более чем на сутки некоторые виды товаров, в частности, ряд продуктов питания. В перечень были включены свежее или охлажденное мясо и пищевые субпродукты, молоко и сливки, сгущенка, пахта, йогурт, кефир, сливочное масло, сыры и творог, колбасы, ракообразные, моллюски, соленая и свежая рыба, фрукты, овощи, орехи, мороженое, мед. Из категории непищевых продуктов в перечень включены цветы срезанные, клубни растений.

• А в конце года был утвержден новый порядок определения таможенной стоимости. Разработать его потребовалось в связи с изменением в праве ЕАЭС и российском законодательстве. В частности, таможенную стоимость предлагается вычислять четырьмя способами: по стоимости сделки с вывозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по методу сложения или с помощью резервного метода.

Музыкальные инструменты, являющиеся культурными ценностями, будут маркировать и у них появятся загранпаспорта. А таможенные посты будут оборудованы приборами, необходимыми для идентификации уникальных музыкальных инструментов, а также получат доступ к Единой базе данных о музыкальных инструментах и смычках.

• 24 июня был подписан указ, разрешающий транзитные перевозки отдельных видов подсанкционной сельхозпродукции, сырья и продовольствия при «условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля на основе технологии ГЛОНАСС». Для беспрепятственного проезда по территории России грузы должны быть опломбированы, а водители большегрузов снабжены специальным талонами. По прогнозам Минтранса, использование навигационных пломб позволит увеличить объем транзита на 82 000 международных перевозок в год.

О том, какие шаги помогут сделать зеленый ВЭД спелым в 2020 году «Логирус» выяснял у тех, кто транслирует интересы бизнеса в области нормативно-правового регулирования ВЭД.

Марианна Чугаева,председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей»

Марианна Чугаева, председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей»:

«В 2020 году правовой комитет гильдии «Гермес» планирует продолжить работу над внесением изменений в 289 ФЗ №289 «О таможенном регулировании».

Так, речь идет об ограничении солидарной обязанности таможенного представителя. Мы хотим конкретизировать порядок освобождения от такой обязанности. Это важно не только для того, чтобы правильно определить виновного в совершении правонарушения. Но и для того, чтобы была возможность решить сопутствующие вопросы: определить наличие или отсутствие солидарной обязанности таможенного представителя по уплате платежей.

Важны и другие доработки. Нужно прописать конкретные случаи, к которым может относиться наличие предварительных классификационных решений.

Сейчас на счета таможенные представителей не возвращают излишне уплаченные платежи, так как они не являются плательщиками по нормам действующего законодательства. Мы планируем изменить данную практику, скорее всего, через разъяснения Минфина.

Кроме того, мы намерены проработать возможность запрета выставления уведомлений таможенному представителю за пределами трех лет. Это комплексная проблема. Сейчас у таможни такое право есть. Но применять бесспорные меры к взысканию (арест счетов или реализация имущества) ФТС не может. В то же время в случае неуплаты таможенные представители рискуют быть исключенными из реестра, поэтому все уведомления таможни они исполняют. При этом вернуть средства уже не представляется возможным. Так как декларант, к которому никакие меры к взысканию применены быть не могут, платить не станет.

Сейчас действует условие, при котором таможенный представитель не может быть включен в реестр, если их аффилированные лица имеют задолженность. При этом у таможенных представителей постоянно есть активные уведомления на небольшие суммы по доначислению процентов, либо какие-то мелкие платежи. При этом некоторые приостанавливаются по судам. Однако ФТС сочла, что и подобные задолженности, не просроченные, могут стать основанием для отказа на включение в реестр. В связи с этим мы планируем конкретизировать данный пункт.

Планируем внести изменения в Приказ ФТС №156, который в настоящий момент не соответствует федеральному законодательству. Напомним, что в приказе прописаны причины принятия решения о классификации товара. А в приказе таможни они не отражены. Поэтому хотелось бы, чтобы ФТС описала причины и предусмотрела для них отдельное поле в форме решения о классификации. Сейчас оно отсутствует.

Намерены продолжить работу над систематизацией и нормативным закреплением случаев изъятия и не изъятия товаров в рамках производств по делам об административных правонарушениях».

Присоединяйтесь! Свои предложения и дополнения, связанные с ВЭД законодательством, оставляйте в официальной группе нашего издания на Facebook. Самые содержательные из них будут отражены в письме и направления в ФТС.

Итог: что и как поправили в 2019-м

В этом году транспортно-логистическому рынку преподнесли немало «законодательных подарков», которые изменили ландшафт отрасли.

Если прошлый год прошел под знаменем нового Таможенного кодекса ЕАЭС, то этот стал более насыщенным для транспортных логистов. 2019-ый принес новые обязанности. Во-первых, по установке тахографов, от наличия которых теперь будет зависеть прохождение техосмотра. Во-вторых, по соблюдению режима вождения и отдыха, который предписывает проводить за рулем не более девяти часов в сутки. В-третьих, по уплате инвестиционного портового сбора, за счет которого планируется развивать инфраструктуру морских гаваней в РФ. Все это обязательно. Единственное, что не обязательно – право заблаговременно, а точнее за полгода, узнавать о сроках и размере индексации сборов в системе «Платон».

В уходящем году важные решения были приняты по вопросам применения нулевой ставки НДС. Например, ее действие распространяется теперь и на транзит порожних контейнеров и вагонов. А при осуществлении международной автоперевозки на основании договора транспортной экспедиции, таможенное оформление налогом на добавленную стоимость не облагается.

2 декабря Россия ратифицировала соглашение о создании системы документальной прослеживаемости импортных товаров при ввозе на территорию ЕАЭС. Соответствующий пилотный проект завершится 31 декабря. А с 1 января 2020 года существенно вырастет ставка утилизационного сбора. В результате цена новой еврофуры увеличится в среднем на 434 000 рублей, включая НДС.

Участникам внешнеэкономической деятельности в нынешнем году разрешили транзит некоторых санкционных товаров при условии наличия навигационных пломб и путевых талонов у водителей. Кроме того, таможню ограничили в возможности задерживать определенные грузы более чем на сутки. В основном это послабление коснулось «скоропорта». Изменили при этом и правила определения таможенной стоимости. Вычислять показатель предлагается одним из четырех методов: по стоимости сделки с вывозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по методу сложения или с помощью резервного метода.

Как видите, мы уже начали готовить «письма счастья» для Деда Мороза и его верных логистических спутников: Минтранса, ФТС и ФНС. Дело за вами, дорогие коллеги. Ждем ваших мыслей о том, чем украсить нашу отрасль. Направляйте свои доработки по законодательству на info@logirus.ru или в наш паблик на Facebook.


Поздравляем вас с наступающим Новым годом! И желаем, чтобы ваша жизнь была разносторонней как наше транспортное законодательство и обновленной, как законодательство таможенное.


Тэги: Платон, АСВГК, тахографы, транзит, таможенная стоимость, маркировка, таможенные представители, URVEST, Гермес, Российский автотранспортный союз
31.12.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх