Транспортные комплексы и достоинства

О том, почему российские досмотровые комплексы видят лучше зарубежных и что распахнет небо для дронов



В этом году XVII Международный форум и выставка «Транспорт России» проходил в Гостином дворе. Когда Виктория Логирус пришла на мероприятие, наткнулась на лабиринт из красных ленточек, которые запрещали проход буквально ко всем стендам.

Оказалось, что в этот момент выставочную экспозицию осматривал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Организаторы попросили подождать 1,5 часа. Чтобы не тратить это время зря, Виктория Логирус издалека наблюдала за тем, какие стенды посещает председатель Правительства.

Обойти все, конечно же, было нереально. Поэтому Виктория Логирус решила помочь высокопоставленному гостю и заглянула в гости к «обойденным стороной» компаниям и ведомствам, чтобы выяснить, с какими достижениями они завершают 2023 год, а какие нерешенные задачи перейдут в год 2024-й.

В путь – за ответами!

Транспортная дирекция Башкортостана: советский долгострой и новая улица

В этом году в Башкортостане намерены закрыть историю «советского долгостроя» и сдать-таки восточный выезд из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал»

За стендом Транспортной дирекции Республики Башкортостан Викторию Логирус встретила представительница пресс-службы республиканского Минтранса. Выслушав цель нашего визита, девушка улыбнулась, сказала, что на подобные вопросы сама отвечать не уполномочена и пошла искать тех, кто может.

Вернувшись, наша собеседница извинилась и сказала, что вся делегация сейчас на совещаниях и никто пообщаться с нами не может. В этот момент к стенду подошел представительный мужчина и тут уже почти забрезжила надежда… Но нет, он в точности повторил уже данный нам ранее ответ: все заняты, никто не может пообщаться. Извините.

– Раз так, мы сами посмотрим, что тут есть интересного, – не без тени разочарования произнесла Виктория Логирус и вместе с фотографом пошла изучать красочные макеты и подписи к ним.

Пока мы так блуждали совещания, похоже, закончились и к стенду подошла заместитель руководителя Транспортной дирекции Наталья Градова. По ее словам, макеты, которые мы изучали – это перспективные для региона проекты. Причем часть из них еще только обсуждается, а часть уже находится на стадии практической реализации.

Например, один из самых амбициозных инфраструктурных проектов в дорожной сфере – это «Южные ворота Уфы». Он предполагает обновление ул. Пугачева, строительство новой улицы, которой присвоят имя генерала Рыленко, а также возведение транспортной развязки на пересечении улиц Генерала Рыленко и Пугачева. Общий объем инвестиций в проект – более 8,5 млрд рублей.

Знаковым событием для республики в этом году станет завершение строительства восточного выезда из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал», отметила Наталья Градова.

– Это наш долгострой, начало которому было положено еще во времена Советского Союза, – отметила наша собеседница. – Затем работы были приостановлены из-за недостатка финансирования. И лишь в 2017 году Башкирия и ООО «Башкирская концессионная компания» подписали концессионное соглашение на принципах государственно-частного партнерства.

Восточный выезд соединит центральную часть Уфы с трассой М-5 «Урал», что значительно улучшит транспортную инфраструктуру столицы Башкортостана и автомобильное сообщение между трассами М-5 «Урал» и М-7 «Волга».

А все планы на 2024 год, в том числе и инфраструктурные, будут строиться вокруг 450-летия Уфы. Но выделить какой-то один крайне сложно, призналась наша собеседница.

Госжелдорнадзор: новые риски и польза самообследований

Госжелдорнадзор в этом году провел на 50% меньше проверок. При этом количество плановых мероприятий сократилось на 45%, а внеплановых – на 62% год к году

В 2023 году общее количество проверок бизнеса в этом году снизилось на 50%: плановых – на 45%, а внеплановых – на 62% год к году, рассказала главный государственный инспектор отдела контроля и надзора на железнодорожном транспорте Управления государственного железнодорожного надзора Елена Киселева. Благодаря этому административная нагрузка на бизнес снизилась, как и количество выписанных штрафов, с гордостью добавила наша собеседница.

Своим главным достижением Госжелдорнадзор считает кратное увеличение профилактических мероприятий. Ведомство имеет доступ к информационным сервисам РЖД и базам данных монополии, в том числе, по просроченным ремонтам. На основании этих сведений Госжелдорнадзор выписывает бизнесу предостережения. Еще одна действенная профилактическая мера – это сервис самообследования, рассказала Елена Киселева.

– Это такая форма внутреннего аудита, – пояснила наша собеседница. – Для его проведения достаточно на сайте Госжелдорнадзора заполнить чек-лист и посмотреть, все ли обязательные требования выполняет компания. Если да, то участник рынка может принять соответствующую декларацию. Она будет подтверждать высокий репутационный статус участника рынка.

В 2024 году Госжелдорнадзор планирует утвердить критерии добросовестности для участников рынка. Если им соответствовать и иметь высокий репутационный статус, то компания может быть включена в категорию низкорисковой, пояснила Елена Киселева. А это значит, что плановые проверки такому предприятию не светят.

В новом году Госжелдорнадзор также продолжит разрабатывать новые критерии риска. Один из обсуждаемых – это работа с опасными грузами.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана: аэропорт рекордсмен и новые речные крылья

Больше чем «Игры БРИКС» в июне 2024 года, Татарстан ждет только запуска движения по трассе М-12, которое запланировано на 20 декабря

Транспортной гордостью Татарстана в этом году стали два новых пассажирских судна – «Метеор 2020». Они были построены на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького по заказу республиканских властей, рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Айрат Садыков. Общая стоимость двух судов составила 1,1 млрд рублей. «Метеор 2020» на воздушных крыльях способен развивать скорость до 65 км/час. При этом он может проплыть до 800 километров без дозаправки. И главное его отличие от «советского предка», в том, что во время разгона судно сразу встает на передние и задние крылья, что существенно снижает расход топлива.

– Возрождаем речную навигацию в регионе. Новые «Метеоры 2020» у нас в этом году были задействованы на двух маршрутах. В ближайшие два года планируем закупить еще четыре «Метеора 2020», – анонсировал наш собеседник.

В середине декабря аэропорт Казани планирует установить рекорд и перевезти пятимиллионного пассажира, добавил Айрат Садыков. Пассажиропоток казанской воздушной гавани вырос более чем на 30% к уровню прошлого года. На внутренних авиалиниях он увеличился на 22,5%. Самыми популярными направлениями стали Санкт-Петербург, Новосибирск, Сочи, Махачкала, Минеральные Воды, а также Калининград и Москва. Активно развиваются и зарубежные направления, только из Казани – 26 международных линий.

В преддверии Нового года, 20 декабря, регион ждет запуска движения по знаковой для всей страны скоростной магистрали М-12 «Москва-Казань».

В 2024 году приоритетными направлениями работы станут развитие железнодорожного сообщения, анонсировал Айрат Садыков, реконструкция аэропорта Казань и открытие нового терминала. А ключевым событием 2024 года – заседание БРИКС, которое будет проходить в Казани.

«Диагностика-М»: всевидящий комплекс на границе и досмотр за 30 секунд

По словам заместителя гендиректора по работе с клиентами «Диагностика-М» Павла Карташева, ни один запрещенный груз не пройдет мимо новых досмотровых комплексов, которые за 30 секунд могут определить, что в полуприцепе или контейнере

Сегодня в числе главных трендов развития транспортной отрасли России импортозамещение зарубежного досмотрового оборудования отечественными решениями, подчеркнул заместитель генерального директора по работе с клиентами «Диагностика-М» Павел Карташев.

– У нас есть решения для контроля багажа и автотранспорта. Оба они представлены на нашем стенде, – отметил наш собеседник. – Это и мобильный досмотровый комплекс на базе «КамАЗ», и стационарный комплекс, с которого можно получить изображения с двух ракурсов: классическое боковое и вертикальное. Это позволяет эффективнее выявлять запрещенные к провозу предметы. Особенно в сыпучих грузах: угле, зерне и т.д.

У стационарного комплекса на «просвечивание» одной фуры уходит около 30 секунд, добавил Павел Карташев. Таким образом, за час сотрудники таможни смогут проверить до 120 грузовиков. Такими установками в 2023 году были оборудованы пункты пропуска на границе с Казахстаном, с Китаем (Забайкальск), а также в Крыму и Ростовской области.

Технология досмотра на стационарном комплексе следующая, пояснил очередность наш собеседник. Водитель подъезжает к установке, нажимает на кнопку «согласен на досмотр», шлагбаум открывается, и фура проезжает, а оператор получает изображение содержимого грузовика.

– Особой популярностью такие стационарные комплексы пользуются у водителей в южных республиках, – добавил наш собеседник. – Допустим, везут водители фрукты или овощи. На улице минус 20. Им не нужно открывать прицеп, выгружать товар, все проверит рентген.

В этом году компания внедрила в конвейерные рентгенустановки, систему распознавания предметов на основе искусственного интеллекта. С ее помощью можно более чем с 90-процентной вероятностью выявить огнестрельное оружие в собранном и разобранном виде, различные аэрозоли, ножи и прочие запрещенные к досмотру предметы, рассказал Павел.

«ГЛОНАСС»: небо нараспашку и самокаты на цифровом «поводке»

АО «ГЛОНАСС» тестирует два вида российских трекеров для мониторинга полетов беспилотников. Это позволит открыть небо для гражданских дронов

В этом году АО «ГЛОНАСС» начал тестировать российские трекеры для мониторинга полетов беспилотников (БПЛА), рассказал PR-директор АО «Глонасс» Олег Кириллов. Трекер – это устройство приема-передачи для удаленного контроля над объектами. По результатам эксперимента будет оцифровано взаимодействие собственников беспилотников с надзорными ведомствами, обеспечена прозрачность полетов для контролирующих органов. Предполагается, что трекеры повысят безопасность, позволят отслеживать, соблюдаются ли заявленные маршруты полетов и откроют небо для гражданских дронов.

– Ведь на данный момент запрет на их использование действует в 70 регионах РФ, – подчеркнул наш собеседник.

Тестирование запустили в рамках экспериментального правового режима в конце июля в Томской области и продолжат в Новосибирске. Эксперименты проводят с двумя видами трекеров. Там, где покрытие сотовой связью стабильное, будет достаточно устройства на основе GSM1. Но таких территорий в России всего порядка 30%, отметил Олег Кириллов.

– Поэтому мы разрабатываем спутниковый трекер, которому не нужна сотовая связь, – анонсировал новинку наш собеседник. – Его можно будет использовать даже в Арктике и на Крайнем Севере.

Также в июле в Москве стартовал эксперимент по подключению электросамокатов к государственной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Территории, на которых проходит пилот (тротуары, пешеходные переходы, парки и т. д.), разделены на несколько зон с максимальными скоростными ограничениями 10 км/ч, 15 км/ч или 20 км/ч. Сейчас в Москве более 200 таких «медленных зон». Попадая в них, электосамокаты автоматически замедляются. Это возможно благодаря встроенным в СИМ трекерам российского производства.

– Наша платформа «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет автоматически, нажатием, грубо говоря, одной кнопки, изменить разрешенные скоростные параметры уже существующих в столице геозон. Например, для проведения каких-то массовых мероприятий или гуляний, – пояснил Олег Кириллов.

Волжский университет водного транспорта: речное всевидящее око и тренажер для «скоростников»

Занимаясь дноуглублением Волго-Каспийского бассейна, можно получить новые «узкие места», такие как участок Волги в районе города Городец Нижегородской области, предупредили в Волжском государственном университете водного транспорта

Волжский государственный университет водного транспорта (ВГУВТ) на выставке «Транспорт России – 2023» презентовал макет автономного буксира. С помощью магнитных платформ он «захватывает» судно и отводит его к причалу для швартовки. Весь процесс автоматизирован рассказал «Логирусу» начальник управления научных исследований и инновационной деятельности ВГУВТ Сергей Горделеев.

Также за стендом был представлен VR-тренажер скоростного пассажирского судна. Он предназначен для отработки практических навыков речников и моряков, которым необходимо научиться. Внедрение такого симулятора позволит сократить срок подготовки «скоростников» более чем на год по программам среднего профессионального и высшего образования без ущерба для качества подготовки, рассказал Сергей Горделеев.

– В России есть скоростные грузовые суда на воздушных подушках. Они небольшие. И навыки, которые позволяет отработать наш тренажер, например, скорость реакции и т.п., могут пригодится и в сфере грузоперевозок, – отметил собеседник «Логируса».

В этом году ВГУВТ также изучает потенциальную грузовую базу Великого волжского пути, добавил Сергей Горделеев. По словам эксперта, наибольший потенциал – у зерна и минеральных удобрений. Однако для того, чтобы запустить полноценные грузоперевозки, нужно решить проблему обмеления Волги. Занимаясь дноуглублением, можно в результате получить новые «узкие места», такие как участок Волги в районе города Городец Нижегородской области, уверен собеседник «Логируса».

Крошечный Городец, расположенный в 55 км выше Нижнего Новгорода – это «головная боль» российских речников и главная «пробка» наших внутренних водных путей. Ниже Городца, от Нижегородской ГЭС до Нижнего Новгорода, располагается лимитирующий мелководный участок на Волге, чтобы пройти который, суда вынуждены по много часов стоять на якоре в ожидании своей очереди.

– Другой вариант развития речных перевозок на МТК «Север-Юг» – применение баржебуксирных составов нового типа. Они дадут эффект «курьерской службы». Вдоль МТК будут расположены грузовые дворы и если типизировать баржи, то ими можно будет быстро обмениваться, – считает Сергей Горделеев.

По заказу Росморречфлота, ВГУВТ разрабатывает речную информсистему. Госзадание рассчитано на 3 года. Благодаря системе, обмен информацией между диспетчерскими пунктами и судами будет автоматизирован. Это поможет эффективнее планировать и управлять движениями судов и перевозками по рекам, пояснил Сергей Горделеев. Так как благодаря автоматическому обмену информацией можно в реальном времени формировать базы навигационной обстановки, управленческих решений и грузопотоков.

– Это позволит откорректировать экономические модели, изменить маршрутизацию и диспетчеризацию при подходе к узким участкам. Занимаемся этим проектом первый год. Протестировали технологию. Сделали несколько образцов. И планируем на форуме «Транспорт. Горизонты развития – 2024» открыть секцию, на которую позовем аналогичные проекты, разработанные для коммерческого использования, – анонсировал Сергей Горделеев.

FESCO: доплыть до Египта и начать строить баржи

«ФЕСКО Сервис» (входит в Транспортную группу FESCO) планирует начать строить катера и баржи длиной до 20 метров

Главным событием этого года для FESCO стала передача Росатому акций Дальневосточного морского пароходства (LR. головная компания транспортной группы FESCO), считает старший специалист отдела маркетинга и фирменного стиля FESCO Валерия Коваленко. «Логирус» писал об этом ранее, в ноябре.

Кроме того, в 2023 году FESCO продолжила расширять географию собственных морских маршрутов, добавила наша собеседница. В числе новинок – сервис в Бангладеш через трансшипмент в порту Шанхая (КНР). Также в течение года заработали 2 новых морских сервиса по маршруту deep sea: из индийских портов Нава-Шева и Мундра в Новороссийск, а также из Китая через порт Нава-Шева в Санкт-Петербург. Появился интермодальный контейнерный сервис из портов Южной Кореи, Таиланда и Вьетнама в Москву через китайский порт Далянь и пункт пропуска «Забайкальск».

По словам Валерии Коваленко, еще одним важным достижением для FESCO стал запуск судоремонтной базы во Владивостоке. Однако перепроверив эту информацию, оказалось, что «ФЕСКО Сервис» работает уже 35 лет, о чем в интервью федеральным СМИ в ноябре этого года рассказал гендиректор предприятия Александр Улитин. В этом году предприятие в 1,5 раза увеличило объем выполненных работ по техобслуживанию и ремонту морского флота. В планах – расширение сферы деятельности. «ФЕСКО Сервис» хочет строить катера и баржи до 20 метров длиной.

Кроме того, собственный флот транспортной группы FESCO за 2023 год пополнился тремя судами, добавила собеседница «Логируса». Подробностей о «новинках» наша собеседница поведать не смогла. Однако в апреле на выставке TransRussia анонсировалось, что суда будут приобретены за счет собственных средств группы и каждое будет стоить более $40 млн.

– В планах компании на 2024 год – запустить регулярные морские грузоперевозки в Египет, – подытожила собеседница «Логируса».

Новороссийский морской торговый порт: для широкой публики говорить не о чем

За стендом Новороссийского порта для обсуждения важных вопросов ждали только премьеров и министров. Для широкой публики – портовому оператору сказать нечего

Не с первой попытки, но Виктории Логирус удалось-таки найти «ответственных» за стенд Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Однако, к сожалению, содержательной беседы не получилось.

По словам пресс-секретаря портового оператора Михаила Сидорова, проектов, о которых можно было бы говорить публично, они на выставке не презентуют. Одним словом «рассказывать для широкой публики».

– А зачем вы тогда здесь выставляетесь?

– Потому что сюда для обсуждения важных вопросов приходят вице-премьеры, министры, – пояснил наш собеседник.

– А Мишустин к вам сегодня на стенд заходил?

– Нет.

– А, – хотели спросить мы еще что-то полезное и важное, но не успели.

– Нет, извините, все, сегодняшний день заканчивается. Нам нечего рассказывать для широкой публики.

Понятно. Спасибо. До свидания.

О безуспешных попытках достучаться до Новороссийского порта на «Транспортной неделе – 2022» читайте в фоторепортаже «Гордость и предубеждение транспортного комплекса».

Нацпроект «Безопасные и качественные дороги»: новые троллейбусы с климат-контролем

В этом году 64 субъекта РФ получат рекордное количество нового общественного транспорта – порядка 5 тыс. единиц

Центральным объектом стенда нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» была интерактивная карта, экскурсию по которой нам и устроила специалист Анастасия.

Для начала она вкратце напомнила, что в нацпроекте участвуют 84 российских региона. Объем финансирования на 2023 год составил 196,18 млрд рублей. За счет этих средств было уложено 149,7 млн кв. метров дорожного покрытия. Где и сколько конкретно – можно посмотреть на интерактивной карте, нажав на конкретный регион, пояснила наша собеседница. Плюс здесь отображается статус выполнения работ и фото с объектов, добавила Анастасия.

– Отличительной особенностью этого года стало то, что благодаря проекту «Развитие общественного транспорта» в 64 субъекта РФ поставили почти 5 тыс. транспортных средств. В предыдущие годы показатели были намного скромнее: до 700 единиц, – подчеркнула Анастасия.

Планы на 2024 года еще не опубликованы, так как процесс контрактации еще не завершен.

Агентство инновационного развития Ростовской области: транспортное мега-кольцо и перевозки без лишних швов

«Ростовское транспортное кольцо», которое на 2 км длиннее МКАД, местные власти планируют замкнуть в 2025 году. Это позволит вывести весь транзитный поток, в том числе и грузовой, за пределы столицы региона

Стенд Агентства инновационного развития Ростовской области был проникнут глубоким символизмом, каким именно Виктории Логирус поведал генеральный директор организации Игорь Бураков. По его словам, воздушный шар здесь запустили неслучайно. Он символизирует то, что «все транспортные проекты в регионе взлетают». А мешки с песком на гондоле – это тот балласт (инфляция, изменение рыночной конъюнктуры и т.д.), который мешает претворять в жизнь запланированное.

– Но мы умеем работать с балластом, – заверил Игорь Бураков.

Главный приоритет для региона – организация «бесшовных пассажирских перевозок», добавил наш собеседник. Для этого строятся новые пересадочные узлы, такие как новый центральный автовокзал, первую очередь которого планируется сдать в 2024 году. Также создается система единых билетов на разные виды транспорта, чтобы можно было максимально удобно и быстро добраться из точки «А» в точку «Б».

Также в регионе перезапускаются пассажирские речные перевозки по Дону. Сейчас запускаются в тестовом режиме внутриобластные маршруты: «Ростов-Азов», «Ростов-Таганрог», «Ростов-Волгодонск». В 2024 году начнется полноценная навигация. На следующем этапе планируется организовать перевозки в Ялту, Сочи и другие города РФ, анонсировал Игорь Бураков.

– Регион уже закупил первые речные суда на воздушной подушке: «Метеоры» и «Валдаи», – добавил наш собеседник. – В декабре нам также поставят 40 электробусов.

Инфраструктурным мега-проектом региона является создание «Ростовского транспортного кольца» (РТК). Объем инвестиций в проект оценивается в 162 млрд рублей. После завершения все работ общая протяженность РТК составит порядка 110 км. Это больше чем МКАД на 2 км. В его состав войдут 12 автомобильных дорог, в том числе: 5 дорог федерального значения, 6 – регионального и 1 дорога местного значения. Завершить Ростовское транспортное кольцо планируется в 2025 году. Это позволит вывести все транзитные потоки, в том числе и грузовые, за пределы Ростова-на-Дону.

По сравнению с прошлым годом участники выставки «Транспорт России – 2023» стали более открытыми и общительными. В 2022 году из восьми компаний и ведомств в диалог отказались вступать три. В этом году реноме «неисправимого молчуна» сохранил лишь Новороссийский порт. Остальные девять министерств, ведомств и компаний согласились рассказать о том, какими проектами они гордятся и к чему стремятся в 2024 году.

Положительная динамика на лицо. Будем надеяться, что тренд на открытость окажется долгосрочным.


1GSM (от названия группы Groupe Spеcial Mobile, позже переименован в Global System for Mobile Communications) – глобальный стандарт цифровой мобильной сотовой связи с разделением каналов по времени и частоте. Разработан под эгидой Европейского института по стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI) в конце 1980-х годов.

Тэги: Транспорт России, Агентство инновационного развития Ростовской области, Новороссийский порт, FESCO, Волжский университет водного транспорта, ГЛОНАСС, Диагностика-М, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, Госжелдорнадзор, Транспортная ди
08.12.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх