Топливо на железной дороге жутко тормозит

1 августа 2023

По оценкам экспертов, до трети всего товарного бензина сейчас находится в пути

Топливо на железной дороге жутко тормозит

Сроки перевозки топлива железнодорожным транспортом увеличились по сравнению с прошлым годом в два раза. Пропорционально для предпринимателей вырос и срок оборачиваемости денег, потраченных на покупку товара, уточнила управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина в беседе с «Известиями».

Еще недавно вагоны с нефтепродуктами по направлению «Самара – Саратов» шли четыре дня, теперь маршрут занимает восемь. Дополнительных средств у предпринимателей на предоплату товара нет, утверждает эксперт.

Сроки доставки грузов по железной дороге определены приказом Минтранса от 7 августа 2015 года № 245. Обычная железнодорожная цистерна цистерна с бензином в зависимости от расстояния должна проезжать 200-300 км в сутки. Сроки доставки могут увеличиваться на двое суток из-за дополнительных операций, связанных с отправкой и прибытием грузов, на сутки – при перевозке опасных грузов, а также на все время задержки для устранения «коммерческой неисправности вагонов или технических неисправностей и обстоятельств непреодолимой силы».

По словам президента Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексея Трепалина, доставка топлива в Воронежскую область из Москвы занимает 5-6 дней, а отклонение от этих сроков в среднем около недели.

– В ситуации с Дальним Востоком задержка поставки может составить от двух до четырех недель (при сроках доставки туда около 10-14 дней). Причем в случае снижения запасов у участников дальневосточного рынка нет возможности приобрести топливо в своем регионе даже по завышенной цене из-за отсутствия там НПЗ, – добавил Алексей Трепалин.

Примерно треть от всего объема запасов товарных автомобильных бензинов (чуть менее 2 млн тонн) сегодня приходится на топливо, находящееся в пути, заверяет президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

Издержки владельцев АЗС увеличивают не только изменившиеся сроки доставки, но и поставка «опоздавших» партий нефтепродуктов одновременно с новыми, которые некуда девать. Приходится нести траты на хранение на нефтебазах или сливать излишки. Рост издержек заправочных сетей может привести к росту цен.

– В условиях дефицита пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба прием грузов к перевозке в восточном направлении осуществляется с учетом приоритетов, определенных во временных правилах определения очередности. Преимущества имеет продукция высокого передела, скоропортящиеся грузы, а также любые грузы во внутрироссийском сообщении, – поясняют в пресс-службе «РЖД».

Холдинг заинтересован в перевозке максимального объема груза, поэтому находится в постоянном контакте с грузоотправителями и доносит до них необходимую информацию обо всех возможностях и проблемах.

– Увеличение сроков доставки может быть связано с ростом средней дальности перевозок, а также с простоями, не связанными с ответственностью РЖД, например, при нахождении вагонов под погрузкой и в ожидании выгрузки в портах и нефтебазах, – отметили в компании.

Прием грузов к перевозке во многом зависит от возможностей по их приему грузополучателями, в том числе портами и погранпереходами. При этом погрузка бензина в направлении Дальнего Востока в первом полугодии 2023 года выросла на 9%, в установленные сроки доставляется почти 100% всех отправок.

Одной из мер изменения ситуации может стать усиление госконтроля за монополией через механизмы внешней логистической координации с участием грузовладельцев и операторов. генерального директора ООО «Терминал Газ», указывает ведущий эксперт Фонда развития несырьевого неэнергетического экспорта Владимир Эскин.

Причин задержек в перевозках топлива по железной дороге может быть несколько, отметил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

– Во-первых, в связи переориентацией на торговлю со странами востока и юга меняется загрузка отдельных направлений железных дорог, что сказывается на их пропускных и провозных способностях, отражается на перевозке грузов внутри страны. Во-вторых, может не хватать и специализированного подвижного состава для перевозки нефтяных грузов и/или он нерационально используется. В-третьих, могли сказаться и ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, в результате чего поставки осуществлялись с других предприятий, что и увеличило сроки прибытия груза, – добавил специалист.

Исправить положение дел возможно за счет увеличения количества подвижного состава для перевозки нефтяных грузов, их более оперативная подача под загрузку на НПЗ и оперативный возврат порожних вагонов.

Частично доставка может быть возложена на автомобильный и водный транспорт (во время навигации), что позволит разгрузить железнодорожный транспорт. Эксперт также считает, что необходимо пересмотреть логистику перевозок нефтяных грузов по железной дороге, оптимизировав ее, а также ускорить проведение ремонтов на НПЗ, чтобы восстановить прежние маршруты доставки.

Напомним, ранее Минэнерго направило вице-премьеру по ТЭК Александру Новаку проект документа об ограничении экспорта бензина. Предполагается введение закрытого списка НПЗ, которым будет разрешено поставлять топливо на экспорт. Мера направлена на пресечение серого экспорта бензина, что считают одной из причин роста оптовых цен. LR

Тэги: топливо, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх