Лизинг «разматывает» сроки

4 марта 2024

Рост в 1,5 раза показала доля сделок на срок от четырех до пяти лет

Лизинг «разматывает» сроки

Сроки по лизинговым сделкам, согласно отчетности «Европлана» по МСФО, в 2023 году заметно увеличились, пишет «Коммерсантъ». Доля сделок на сроки от двух лет выросла в целом на 2,9 процентного пункта (п. п.), от двух до трех лет – на 0,7 п. п., от трех до четырех лет – на 1 п. п. Рост в 1,5 раза показала доля сделок на срок от четырех до пяти лет – до 3,5% от их общего числа в компании. Это произошло за счет сокращения доли сделок сроком до одного года – с 44% до 41,1%. «Европлан» работает только с розничными сегментами, преимущественно с разными типами колесного транспорта.

Подтверждают тренд и компании, которые работают не только с розницей. В среднем по портфелю длина лизинговых контрактов в 2023 году выросла примерно на 10%, уточняет гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов.

По словам младшего директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Анатолия Перфильева, сроки договоров увеличились в среднем с 2,9 до 3,1 года. Наибольшее удлинение произошло в корпоративных сегментах (с 12 до 14 лет), которые отличаются от розницы большим сроком эксплуатации и высокой стоимостью предметов лизинга.

Удлинение договоров «связано с возросшими ценами на предметы лизинга и более жесткой денежно-кредитной политикой, которая напрямую влияет на увеличение ставок и удорожание лизинга», поясняет гендиректор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов.

По его словам, лизинговые компании стали предлагать предпринимателям увеличенные сроки договоров лизинга и минимальные авансы для комфортного входа в сделку, а также возможности уменьшения платежей.

Ранее средний срок варьировался в диапазоне 40-44 месяцев, в настоящее время – 52-60 месяцев, в 2021 году средний размер аванса в автолизинге составлял 18-20%, в прошлом году он закрепился на уровне 7-8%, добавляют в «ВТБ Лизинге». Как отмечают в «Европлане», такие условия снижают риск просрочки, поскольку ежемесячная финансовая нагрузка на лизингополучателя снижается.

Как говорит гендиректор «Флит Автолизинга» Алексей Смирнов, для самого лизингодателя «риски возрастают, так как при увеличении срока лизинга соотношение рыночной и балансовой стоимости предмета лизинга становится не в пользу лизингодателя».

По словам директора по стратегии ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрия Кудрявцева, «длительность контракта зависит не только от запроса рынка, но и от риск-политики конкретной лизинговой компании». Поэтому в некоторых компаниях, наоборот, говорят о сокращении сроков лизинга.

В «Альфа Лизинге» отмечают такую тенденцию с августа 2023 года (то есть со времени активного подъема ключевой ставки ЦБ).

Вариативность сроков лизинга выступает элементом конкурентной борьбы на рынке, следовательно, полагает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров, «у лизингодателей будут сохраняться стимулы смягчать условия для клиентов».

Впрочем, «с учетом некоторой стабилизации экономической обстановки и возможного смягчения денежно-кредитной политики регулятора в 2024 году», отмечает Анатолий Перфильев, удлинение сроков договоров лизинга не выглядит долгосрочным трендом.

Напомним, в соответствии с базовым прогнозом агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте лизинга грузовых автомобилей по итогам 2023 года покажет рост порядка 120%. LR

Тэги: лизинг, аналитика, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх