Члены РИЛА в списках «крупно попавших» не значатся – перестраховались

19 августа 2014

У участников Русской интермодальной логистической ассоциации не было таких проблем, как у членов Транспортного союза Северо-Запада

Члены РИЛА в списках «крупно попавших» не значатся – перестраховались

Не трагедия и не катастрофа. Так отозвался о ситуации на рынке автоперевозок после введения запрета на поставки в Россию некоторых групп продовольственных товаров исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации Александр Лисин.

Указом президента на российский рынок запрещены поставки сельскохозяйственной продукции и сырья из стран Европы, Северной Америки, Австралии и Норвегии. После введения запрета, таможня начала заворачивать фуры на границе, поставщики таких товаров – спешно перестраивать логистику, перевозчики – искать клиентов с незапрещенными грузами, а Транспортный союз Северо-Запада даже обратился с просьбой к правительству и ФТС разрешить ввезти все товары, которые уже были оплачены на день введения запрета.

Исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации Александр Лисин Как введение российского эмбарго сказалось на деятельности транспортных компаний Центрального региона и что делают в этой ситуации профессиональные объединения, «Логирус» выяснял у исполнительного директора Русской интермодальной логистической ассоциации Александра Лисина.

– Судя по обсуждению сложившейся ситуации с членами нашей ассоциации, которое проводилось в рабочем порядке, общее мнение таково, что данная ситуация преимущественно несет новые возможности, а не новые угрозы, – пояснил эксперт. – О введении запрета на ввоз отдельных позиций товарной номенклатуры хоть с небольшим сроком, но говорилось заранее. И некоторые перевозчики вняли таким предупреждениям и смогли избежать случаев, когда машины в срочном порядке пришлось разворачивать у границы. Или, исходя из условий контрактов, были какие-то излишние риски, поэтому они постарались заранее эту ситуацию предотвратить. 

По словам собеседника «Логируса», разговоров о возможном введении санкций было много, и «поэтому компании решили перестраховаться». «По участникам нашей ассоциации нет серьезных фактов, чтобы компании, что называется, попали на большие неожиданные убытки, – уточнил Александр Лисин. – Да, заключение новых контрактов по другим регионам займет какое-то время, и, возможно, не будет тех объемов, которые были раньше, например, из той же Европы, но это не катастрофа.

– Мы с надеждой говорим слово «пока», хотя наверняка сама логистическая цепочка будет перестраиваться, – продолжает комментировать эксперт. – Есть, например, компании, которые специализировались на доставке незамороженной продукции – охлажденной рыбы из Скандинавии. Таким компаниям, по их словам, придется как-то перестраивать работу, и пока еще непонятно, как. Поскольку рыба, если пойдет из стран Южной Америки, будет упакована по-другому, и требования к ней будут иные. Это уже точно будет не охлажденная рыба: из той же Норвегии ее можно привезти за считанные дни, из Чили так не сделать доставку.

Собеседник «Логируса» рассказал, что у участников ассоциации не было таких проблем, как у членов Транспортного союза Северо-Запада. «Таких моментов не было, но, возможно, – уточнил Александр Лисин, – компании не выходили с такой жалобой и просьбой – все-таки иногда какие-то собственные неудачи они стараются не афишировать. По словам большинства, они перестраховались на всякий случай».

– Изменения логистических цепочек, маршрутов поставок членов ассоциации произойдет гибко, поскольку люди на месте не сидят, и какие-то варианты прорабатывают, – сказал эксперт. – Несколько беспокоит возможный сценарий развития этой темы в связи с действиями таможни, которая, как подсказывает опыт, иногда закручивают гайки в подозрении на какие-то «обходные маневры» участников ВЭД, когда запрещенные товары идут к нам через другие страны. Есть опасения, что таможня будет рьяно исполнять свою работу и рассматривать любой ввоз яблок, как импорт запрещенного товара.

Собеседник «Логируса» полагает, что в данной ситуации и проявится роль ассоциации. «Не скажу, что это опасения, но люди сетовали, что такая ситуация возможна. И здесь роль ассоциации заключается в том, чтобы добиться от тех же таможенных органов озвучивания внятной позиции по этому вопросу – ведь не следует всегда и во всем искать в темной комнате черную кошку. Я понимаю, что у всех есть свои задачи, которые необходимо выполнять, однако чрезмерное усердствование в этом не пойдет на пользу никому», – подытожил Александр Лисин.

По мнению эксперта, в целом логистические компании не рассматривают такую ситуацию как трагедию, которая всерьез повлияет на их бизнес. «Транспортные компании не расценивают такую ситуацию как катастрофическую, – делится впечатлением собеседник «Логируса». – Говорили много, в том числе о тревогах и страхах, которые могут серьезно повлиять на логистику и на работу компаний. В частности, это могут быть какие-то запретительные меры, которые коснутся морских портов, аэропортов, словом, инфраструктурных объектов, отдельных компаний. А все, что касается работы, связанной с перевозкой той или иной номенклатуры грузов, то транспортные компании – подрядчики. И крупные сетевые ритейлеры, какие-то компании-организаторы, если они перестраивают логистику, то для транспортных компаний каких-то серьезных изменений не последует, если они будут перевозить груз в рефрижераторах, у которого страна происхождения будет, скажем, не Бельгия, а Аргентина».

Александр Лисин полагает, что логистическая цепочка если и изменится, то не принципиально, поскольку в России «можно по пальцам пересчитать крупнейшие порты, через которые идет перевалка тех же фруктов-овощей». «Если говорить о Новороссийске, может быть, особой разницы не будет из-за того, какие апельсины там будут перегружаться, какая у них будет страна происхождения – Египет или Испания», – приводит пример эксперт.

– Я не говорю, что все будет абсолютно спокойно. Много конкретных случаев, когда перевозчик был в своей работе заточен на конкретного отправителя и теперь не может с ним работать, может, – рассуждает собеседник «Логируса». – Просто иногда логистические компании размышляют не категорией «тот или иной товар», а говорят «тот или иной груз». По сути дела, разницы нет, что в этом рефрижераторе-контейнере предъявляется для перевозки, лишь бы этот груз был.

Александр Лисин говорит, что содержание контейнера – не забота транспортной компании. Это важно контрактодержателю, грузополучателю, которые этот груз Приобрели и оплатили. «Грузоперевозки – достаточно гибкая система, и я не думаю, что все, даже международные автоперевозчики, именно так относятся, что если, допустим, через какие-то конкретные порты, пункты груз вдруг не идет – это катастрофа. Они маневренны, – полагает эксперт. – Они изменят маршрут, хотя при этом, возможно, изменится и цепочка грузов, и какие-то отработанные схемы с обратной загрузкой. Логисты сумеют как-то перестроиться, подстроиться к ситуации».

Если пойдут поставки из Центральной Азии и Китая, роль транспортников Центрального региона и Урала несколько изменится. «Эти вопросы наверняка прорабатываются, но не всегда в таких географических схемах Центральный регион играет первую скрипку. Здесь первенство за компаниями Дальнего Востока или крупными сетями с разветвленной филиальной сетью. Цепочка может пройти и через Казахстан, возможно, увеличится железнодорожная составляющая перевозок. Но, в любом случае, при таком раскладе логисты Поволжья, Центрального и Уральского регионов, будут на подхвате», – резюмировал Александр Лисин. LR

Тэги: санкции, Русская интермодальная логистическая ассоциация







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх