Операторы вагонов повзрослели. Некоторые – уже до потери слуха
1 октября 2013
Средние и мелкие компании могут не выжить при создании единой СРО
Стремление участников рынка грузовых железнодорожных перевозок к саморегулированию – это признак «взросления» сообщества операторов, считает Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в Группу Globaltrans).
В последнее время стало привычным, что во многих – если не во всех – проблемах на железной дороге железнодорожники винят частных собственников и операторов подвижного состава, число которых после реформирования ОАО «РЖД» составляет около 2,5 тысяч.
В частности, на один из запросов «Логируса» Северо-Кавказская дирекция управления движением ответила так: «В условиях реформирования ОАО «РЖД» на очередном этапе, с переходом подвижного состава в приватный парк, выявилась разнонаправленная динамика груженого и порожнего подвижного состава, связанная с потерей его универсальности и производительности. Так как собственники и операторы стали использовать вагоны с учетом интересов собственных компаний, без учета специфики работы железнодорожного транспорта».
Однако и сами собственники вагонов, и операторы подвижного состава не всем довольны в своей работе, поэтому они объединяются в общественные организации, которые помогают отстаивать их интересы перед Минтрансом и РЖД. Сейчас наиболее известны две саморегулируемые организации – Hекоммерческое партнерство «Совет операторов железнодорожного транспорта» (НП «СОЖТ») и Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Первое объединяет крупных собственников, второе – средние и мелкие компании.
«Логирус» обратился к представителям партнерств с вопросом: нужна ли собственникам вагонов и операторам единая саморегулируемая организация?
Генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков согласен с необходимостью саморегулирования: «Да, более того, полагаю, что движение участников операторского рынка к саморегулированию – это признак «взросления» сообщества операторов, подтверждающий готовность к ответственности за развитие страны».
ОАО «Новая перевозочная компания» с 2009 года входит в состав саморегулируемой организации НП «Совет операторов железнодорожного транспорта». Собеседник «Логируса» сообщил: «Более года назад Советом операторов железнодорожного транспорта были подготовлены и отправлены на рассмотрение регуляторам предложения по внесению изменений в закон «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», закрепляющие правовые основы деятельности операторов подвижного состава, в том числе и особенности саморегулирования. Основа наших предложений состояла в том, что членство операторов в саморегулируемой организации должно быть обязательным. При этом предусматривается, что такая организация будет единственной саморегулируемой организацией операторов железнодорожного подвижного состава».
Генеральный директор «НПК» считает, что «с помощью саморегулирования можно решить целый ряд задач. Для государства – получить дополнительный инструмент для эффективного осуществления политики по установлению баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов, равноправных отношений между продавцом и покупателем на рынке железнодорожного транспорта. Для операторов – повысить экономическую эффективность и капитализацию операторских компаний, защищенность бизнеса, улучшить их инвестиционную привлекательность, справедливо распределить социальные обязательства и ответственность. Для грузоотправителей – гарантировать удовлетворение своих потребностей в операторских услугах по рыночным недискриминационным ценам, получить «одно окно» для решения проблемных вопросов обеспечения подвижным составом или качества оказываемых услуг, получить дополнительное возмещение ущерба за счет фондов СРО. Для перевозчика и владельца инфраструктуры – повысить свои производственные и экономические показатели деятельности за счет внедрения новых технологий управления вагонным парком и инфраструктурой, невозможных без соблюдения операторами стандартов, норм и регламентов».
Однако представители Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава с таким мнением не согласны. Они полагают, что при создании единой СРО по примеру «СОЖТ» мелкие и средние компании не смогут платить такие высокие членские взносы (130 тыс. – LR) и их мнение не будет услышано. Кроме того, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин полагает, что «у организации всегда должен быть выбор», поэтому несколько СРО на рынке – это вполне обычное явление.
Собеседник «Логируса» не исключает такой возможности, что со временем, действительно, будет на рынке операторов всего одна СРО: «Может быть, да, со временем рынок от этого уйдет (нескольких СРО – LR), но он должен прийти к созданию единой СРО естественным путем, а не искусственно».
Стремление участников рынка грузовых железнодорожных перевозок к саморегулированию – это признак «взросления» сообщества операторов, считает Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в Группу Globaltrans).
В последнее время стало привычным, что во многих – если не во всех – проблемах на железной дороге железнодорожники винят частных собственников и операторов подвижного состава, число которых после реформирования ОАО «РЖД» составляет около 2,5 тысяч.
В частности, на один из запросов «Логируса» Северо-Кавказская дирекция управления движением ответила так: «В условиях реформирования ОАО «РЖД» на очередном этапе, с переходом подвижного состава в приватный парк, выявилась разнонаправленная динамика груженого и порожнего подвижного состава, связанная с потерей его универсальности и производительности. Так как собственники и операторы стали использовать вагоны с учетом интересов собственных компаний, без учета специфики работы железнодорожного транспорта».
Однако и сами собственники вагонов, и операторы подвижного состава не всем довольны в своей работе, поэтому они объединяются в общественные организации, которые помогают отстаивать их интересы перед Минтрансом и РЖД. Сейчас наиболее известны две саморегулируемые организации – Hекоммерческое партнерство «Совет операторов железнодорожного транспорта» (НП «СОЖТ») и Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС). Первое объединяет крупных собственников, второе – средние и мелкие компании.
«Логирус» обратился к представителям партнерств с вопросом: нужна ли собственникам вагонов и операторам единая саморегулируемая организация?
Генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков согласен с необходимостью саморегулирования: «Да, более того, полагаю, что движение участников операторского рынка к саморегулированию – это признак «взросления» сообщества операторов, подтверждающий готовность к ответственности за развитие страны».
ОАО «Новая перевозочная компания» с 2009 года входит в состав саморегулируемой организации НП «Совет операторов железнодорожного транспорта». Собеседник «Логируса» сообщил: «Более года назад Советом операторов железнодорожного транспорта были подготовлены и отправлены на рассмотрение регуляторам предложения по внесению изменений в закон «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», закрепляющие правовые основы деятельности операторов подвижного состава, в том числе и особенности саморегулирования. Основа наших предложений состояла в том, что членство операторов в саморегулируемой организации должно быть обязательным. При этом предусматривается, что такая организация будет единственной саморегулируемой организацией операторов железнодорожного подвижного состава».
Генеральный директор «НПК» считает, что «с помощью саморегулирования можно решить целый ряд задач. Для государства – получить дополнительный инструмент для эффективного осуществления политики по установлению баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов, равноправных отношений между продавцом и покупателем на рынке железнодорожного транспорта. Для операторов – повысить экономическую эффективность и капитализацию операторских компаний, защищенность бизнеса, улучшить их инвестиционную привлекательность, справедливо распределить социальные обязательства и ответственность. Для грузоотправителей – гарантировать удовлетворение своих потребностей в операторских услугах по рыночным недискриминационным ценам, получить «одно окно» для решения проблемных вопросов обеспечения подвижным составом или качества оказываемых услуг, получить дополнительное возмещение ущерба за счет фондов СРО. Для перевозчика и владельца инфраструктуры – повысить свои производственные и экономические показатели деятельности за счет внедрения новых технологий управления вагонным парком и инфраструктурой, невозможных без соблюдения операторами стандартов, норм и регламентов».
Однако представители Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава с таким мнением не согласны. Они полагают, что при создании единой СРО по примеру «СОЖТ» мелкие и средние компании не смогут платить такие высокие членские взносы (130 тыс. – LR) и их мнение не будет услышано. Кроме того, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин полагает, что «у организации всегда должен быть выбор», поэтому несколько СРО на рынке – это вполне обычное явление.
Собеседник «Логируса» не исключает такой возможности, что со временем, действительно, будет на рынке операторов всего одна СРО: «Может быть, да, со временем рынок от этого уйдет (нескольких СРО – LR), но он должен прийти к созданию единой СРО естественным путем, а не искусственно».
Полный текст интервью с Денисом Семенкиным читайте здесь.
Тэги: жд оператоы, СРО
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости