Оборудование и материалы для строительства объектов БАМа и Транссиба странно дороги

29 февраля 2016

Аудиторы Deloitte пришли к выводу, что можно строить дешевле. Если вообще надо строить

Оборудование и материалы для строительства объектов БАМа и Транссиба странно дороги

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба и пришла к выводу, что вторые пути, разъезды и вставки – восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб. – можно построить за 10,7 млрд руб., то есть почти вдвое дешевле, пишет РБК. Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры», которые обнаружили возможность при стоимости 20,6 млрд руб. сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз попадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям – PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов – разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов Открытого правительства, отраслевых экспертов и грузоотправителей. На очередной встрече сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника Департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа. В то же время Deloitte указывал на возможность экономии на этих объектах до 35% и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два – Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение. Однако месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ. Поэтому дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку тонны угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка одной тонны генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов подтвердил, что проект действительно может не добрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием – потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

– Мы считаем, что БАМ и Транссиб – при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета – тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа – Азия, – отметил Абызов.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. LR

Тэги: Deloitte, БАМ, Транссиб, РЖД







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх