Маркетплейсы нагрузят не столько правами, сколько обязанностями

5 марта 2024

Онлайн-площадки обяжут заключать договора с продавцами на понятных условиях и отказаться от платных возвратов

Маркетплейсы нагрузят не столько правами, сколько обязанностями

Новый законопроект (ист.) государственного регулирования деятельности маркетплейсов внесут на рассмотрение Госдумы 5 марта, пишет ТАСС. Создателями проекта закона выступили Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

С 1 марта 2025 года в России предлагается ввести госрегулирование деятельности маркетплейсов – «агрегаторов информации о товарах». Авторы проекта указывают, что, по данным Минпромторга, на июнь 2023 года доля маркетплейсов в общем объеме интернет-торговли превысила 50%. Однако до сих пор отсутствует унифицированное правовое регулирование их деятельности. Это позволяет крупным маркетплейсам в одностороннем порядке менять условия работы для продавцов и владельцев пунктов выдачи.

Документ вводит универсальные правила для всех маркетплейсов. Общими для всех будут являться такие требования: о размещении на сайте агрегатора форм договоров с продавцами товара или владельцами пункта выдачи заказов; о проверке (идентификации) продавцов и владельцев пункта выдачи заказов; мотивированное обоснование применения санкций за нарушение условий договора. Еще одно из универсальных условий – запрет на взимание владельцем агрегатора с покупателя компенсации за возврат товара.

«Значимым» маркетплейсам с долей рынка более 20% законопроект запрещает устанавливать комиссии для продавцов более 10% от стоимости товаров, а размер неустоек – более 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение. Также проект запрещает им включать в свои договоры условия об отказе от конкуренции, например, торговать на других маркетплейсах. Не вправе крупные маркетплейсы безвозмездно проводить распродажи за исключением товаров, продавцом которых является непосредственно сам маркетплейс.

Авторы проекта предлагают обязать владельцев «значимых» маркетплейсов уведомлять продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров об ухудшении для них условий договора не менее чем за 30 дней до вступления в силу новых правил. Контролировать соблюдение этих правил, как предлагается, будет ФАС.

Законопроект также предусматривает внесение изменений в закон о торговле. Если маркетплейс дистанционно продает продукты питания, его отношения с поставщиками будут регулироваться как отношения розничных торговых сетей. Также предлагается утвердить требования к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры агрегаторов информации о товарах и правила их взаимодействия с госорганами, занимающимися оперативно-разыскной деятельностью или обеспечением безопасности страны.

Наконец, вводится норма, при которой правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары, использовать аппаратуру для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ.

Напомним, что в конце сентября 2023 года группа депутатов вносила в Госдуму поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей», регулирующие работу маркетплейсов. LR

Тэги: маркетплейсы, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх