В 2 раза больше бизнес-малышей стало торговать с Китаем

30 июня 2023

Восточные рынки, в отличие от западных, оказались более дружелюбными

В 2 раза больше бизнес-малышей стало торговать с Китаем

Каждый пятый представитель российского малого и среднего предпринимательства (МСП) экспортирует товары, услуги или комплектующие в Китай. Показатель вырос в два раза с ноября 2020-го, сообщают «Известия» со ссылкой на совместное исследование НАФИ и ПСБ.

– Российские предприниматели, работающие на китайском рынке, отмечают востребованность поставок пиломатериалов, сельхозпродукции, продуктов питания, косметики и БАДов. Товары из РФ привлекательны для китайских потребителей в первую очередь из-за своей ценовой доступности и хорошего качества, – утверждает директор АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова.

Рост доли МСП, поставляющих продукцию на китайский рынок, связан с развитием торговых отношений России и КНР, отметила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова.

– В первую очередь это переориентирование российской торговли, если на западные рынки выход малых отечественных предприятий был значительно затруднен, то восточный рынок оказался настроен более дружелюбно к нашему производителю, – отметила Екатерина Новикова.

Среди трудностей при продвижении продукции из РФ на китайском рынке Наталья Назарова отметила сложности при получении необходимых разрешений и сертификатов, особенности межкультурной коммуникации с китайскими контрагентами, а также специфику вкусов потребителей в республике.

– Иногда производителям требуется разрабатывать продукцию специально для китайского рынка, не все готовы инвестировать в это дополнительные средства. Например, в КНР куда выше спрос на экспорт куриных лап, а не привычного для российского потребителя куриного филе, – пояснила Наталья Назарова.

Однако в целом доля российских предпринимателей, которые поставляют товары, услуги или комплектующие в другие страны, снизилась с 16% в ноябре 2020 года (тогда последний раз проводилось аналогичное исследование) до 10% в мае 2023-го. Это следует из опроса, проведенного НАФИ и ПСБ. Основными экспортными хабами для малого и среднего бизнеса при этом остаются страны ЕАЭС: Белоруссия, Казахстан, Армения. При этом доля Беларуси выросла с 33% до 36%. При этом процент компаний, которые везут товары в Казахстан, снизился с 43% до 41%, а в Армению – с 13% до 10%.

В исследовании НАФИ и ПСБ также отмечается, что количество МСП, которые закупают товары в других странах, упало с 26 до 18%. Бизнес снизил импорт на фоне поиска альтернатив на отечественном рынке, а также в связи с ослаблением курса рубля, пояснили эксперты.

Те, кто продолжают ввозить товары, сместили фокус на азиатские страны. Более 70% предпринимателей импортируют из Китая, считая его основной страной для этих целей. Турция также набирает популярность, доля закупающихся там МСП выросла с 12% до 17%.

При этом около 9% представителей малого бизнеса продолжает импортировать товары, услуги или комплектующие из Европы (в ноябре 2020 года таких было 21%). В нынешних условиях это довольно высокий показатель, заявила старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований внешней торговли ИПЭИ РАНХиГС Галина Баландина

Напомним, летом 2023 года операторы стали предлагать отрицательные ставки для возврата контейнеров из России в Китай. Причиной таких льгот аналитики называют растущий импорт товаров из КНР. LR

Тэги: Китай, экспорт, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх