Уполномоченным экономическим операторам добавят проблем и ответственности
18 апреля 2017Счетная палата велела ФТС усилить контроль
Необходимо усилить контроль таможенных органов за деятельностью уполномоченных экономических операторов (УЭО), к такому выводу пришла Счетная палата (СП РФ) по итогам проверки организации таможенного контроля за соблюдением операторами норм таможенного законодательства в целях обеспечения полноты собираемости таможенных платежей в федеральный бюджет в 2014–2015 годах и истекший период 2016 года в Московской областной таможне (Зеленоград), Нижегородской таможне (Нижний Новгород) и ФТС России (Москва).
Развитие института УЭО предусмотрено Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая утверждена правительством в 2012 году. Для сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли, одним из направлений деятельности является смещение акцента при проведении таможенного контроля на этап после выпуска товара, в первую очередь в рамках развития института УЭО, говорится в сообщении СП РФ.
Статус действующих УЭО сейчас есть у 161 организации, 60% из которых – производственные предприятия машиностроения, авиа- и химпрома. По словам аудитора Сергея Штогрина, в большинстве случаев такие предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками, и применение ими специальных упрощенных таможенных процедур способствует увеличению товарооборота, а также снижает временные и административные издержки.
Проверки СП РФ выявили недостатки и нарушения в деятельности УЭО и таможенных органов, а также проблемы нормативного правого характера, которые негативно влияют на поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. По мнению аудитора, это может позволить недобросовестным участникам ВЭД использовать специальные упрощения для уклонения от уплаты или занижения причитающихся к уплате таможенных платежей.
Палата выявила многочисленные нарушения установленных сроков при включении лиц в реестр УЭО. Например, ФТС России нарушался законодательно установленный пятидневный срок рассмотрения заявлений юридических лиц о включении в реестр: в 11 случаях нарушение сроков составило от 2 до 29 дней. В 30 случаях не соблюден десятидневный срок по принятию решения о включении юрлица в реестр УЭО после представления необходимых документов.
Также таможенные органы нарушали 90-дневный срок проведения дополнительных проверок таможенной стоимости товаров. В частности, выборочный анализ показал, что при дополнительных таможенных проверках срок принятия окончательного решения по стоимости товара нарушен в 273 случаях.
Таможенные органы в 2014–2016 годах в отношении УЭО возбудили 2 157 дел об административном правонарушении. При этом обнаружились факты, когда таможенные органы не возбуждали административные дела в отношении нарушителей сроков подачи деклараций на товары или уплаты таможенных пошлин, налогов. Между тем, штрафные санкции по таким случаям могли составить расчетно от 960 тыс. руб. до 5,6 млн руб. в пользу бюджета, уточнил аудитор.
Должностные лица Владивостокской таможни не предпринимали действий по защите интересов федерального бюджета при рассмотрении дел арбитражными судами по искам УЭО. Так, представители таможенных органов не явились на судебные заседания по 13 из 15 рассматриваемых дел по вопросам корректировки таможенной стоимости товаров. Судебные решения судов по всем делам не обжаловались.
Счетная палата также обратила внимание на наличие рисков использования недобросовестными УЭО упрощений, предусмотренных таможенным законодательством, с целью ухода от таможенного контроля и уплаты таможенных платежей. По мнению Сергея Штогрина, сложившаяся ситуация указывает на необходимость усиления контроля со стороны таможенных органов при включении организаций в реестр УЭО и проведения дополнительного анализа деятельности лиц при отнесении их к категории «низкий уровень риска».
Также в рамках проверок обнаружились признаки занижения УЭО индекса таможенной стоимости (ИТС) товаров, что повышает риски недополучения федеральным бюджетом доходов в виде таможенных пошлин, налогов, говорится в сообщении Счетной палаты. Например, по Московской областной таможне выявлено значительное количество товаров, ввозимых УЭО с ИТС ниже в 1,5 и более раза ИТС идентичных, однородных товаров, ввозимых иными участниками внешнеэкономической деятельности в регионе деятельности таможни.
Кроме того, существуют проблемы нормативного регулирования, возникающие в деятельности таможенных органов при ведении реестра УЭО и осуществлении контроля за их деятельностью. Например, организации при включении в реестр УЭО заявляли производство товаров, которые не были связаны с осуществляемой ими внешнеэкономической деятельностью. Так, некоторые организации, включенные в реестр УЭО, перемещают через таможенную границу товары, не используемые ими в производстве, заявленном при включении в реестр УЭО.
– Отсутствие на законодательном уровне четких критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров, а также отсутствие критериев к товарам, ввозимым лицами, претендующим на получение статуса УЭО производственного типа, позволяет ввозить и помещать под упрощенные таможенные процедуры все категории товаров, – подчеркнул Сергей Штогрин.
Дальнейшее развитие института УЭО также предусмотрено проектом нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который предусматривает увеличение количества упрощенных процедур.
В рамках обсуждения выводов Счетной палаты первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов отметил, что ведомство совместно с Минфином прорабатывает нормативные документы на уровне национального законодательства в части уточнения критериев для включения лиц в реестр УЭО, а также усиления контроля за их деятельностью на этапе после выпуска товара. ФТС станет проще приостанавливать действие статуса УЭО при возникновении задолженности, неподаче декларации на товары в установленный срок, возбуждении административных дел.LR
Развитие института УЭО предусмотрено Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, которая утверждена правительством в 2012 году. Для сокращения времени осуществления таможенных операций и, как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли, одним из направлений деятельности является смещение акцента при проведении таможенного контроля на этап после выпуска товара, в первую очередь в рамках развития института УЭО, говорится в сообщении СП РФ.
Статус действующих УЭО сейчас есть у 161 организации, 60% из которых – производственные предприятия машиностроения, авиа- и химпрома. По словам аудитора Сергея Штогрина, в большинстве случаев такие предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками, и применение ими специальных упрощенных таможенных процедур способствует увеличению товарооборота, а также снижает временные и административные издержки.
Проверки СП РФ выявили недостатки и нарушения в деятельности УЭО и таможенных органов, а также проблемы нормативного правого характера, которые негативно влияют на поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. По мнению аудитора, это может позволить недобросовестным участникам ВЭД использовать специальные упрощения для уклонения от уплаты или занижения причитающихся к уплате таможенных платежей.
Палата выявила многочисленные нарушения установленных сроков при включении лиц в реестр УЭО. Например, ФТС России нарушался законодательно установленный пятидневный срок рассмотрения заявлений юридических лиц о включении в реестр: в 11 случаях нарушение сроков составило от 2 до 29 дней. В 30 случаях не соблюден десятидневный срок по принятию решения о включении юрлица в реестр УЭО после представления необходимых документов.
Также таможенные органы нарушали 90-дневный срок проведения дополнительных проверок таможенной стоимости товаров. В частности, выборочный анализ показал, что при дополнительных таможенных проверках срок принятия окончательного решения по стоимости товара нарушен в 273 случаях.
Таможенные органы в 2014–2016 годах в отношении УЭО возбудили 2 157 дел об административном правонарушении. При этом обнаружились факты, когда таможенные органы не возбуждали административные дела в отношении нарушителей сроков подачи деклараций на товары или уплаты таможенных пошлин, налогов. Между тем, штрафные санкции по таким случаям могли составить расчетно от 960 тыс. руб. до 5,6 млн руб. в пользу бюджета, уточнил аудитор.
Должностные лица Владивостокской таможни не предпринимали действий по защите интересов федерального бюджета при рассмотрении дел арбитражными судами по искам УЭО. Так, представители таможенных органов не явились на судебные заседания по 13 из 15 рассматриваемых дел по вопросам корректировки таможенной стоимости товаров. Судебные решения судов по всем делам не обжаловались.
Счетная палата также обратила внимание на наличие рисков использования недобросовестными УЭО упрощений, предусмотренных таможенным законодательством, с целью ухода от таможенного контроля и уплаты таможенных платежей. По мнению Сергея Штогрина, сложившаяся ситуация указывает на необходимость усиления контроля со стороны таможенных органов при включении организаций в реестр УЭО и проведения дополнительного анализа деятельности лиц при отнесении их к категории «низкий уровень риска».
Также в рамках проверок обнаружились признаки занижения УЭО индекса таможенной стоимости (ИТС) товаров, что повышает риски недополучения федеральным бюджетом доходов в виде таможенных пошлин, налогов, говорится в сообщении Счетной палаты. Например, по Московской областной таможне выявлено значительное количество товаров, ввозимых УЭО с ИТС ниже в 1,5 и более раза ИТС идентичных, однородных товаров, ввозимых иными участниками внешнеэкономической деятельности в регионе деятельности таможни.
Кроме того, существуют проблемы нормативного регулирования, возникающие в деятельности таможенных органов при ведении реестра УЭО и осуществлении контроля за их деятельностью. Например, организации при включении в реестр УЭО заявляли производство товаров, которые не были связаны с осуществляемой ими внешнеэкономической деятельностью. Так, некоторые организации, включенные в реестр УЭО, перемещают через таможенную границу товары, не используемые ими в производстве, заявленном при включении в реестр УЭО.
– Отсутствие на законодательном уровне четких критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров, а также отсутствие критериев к товарам, ввозимым лицами, претендующим на получение статуса УЭО производственного типа, позволяет ввозить и помещать под упрощенные таможенные процедуры все категории товаров, – подчеркнул Сергей Штогрин.
Дальнейшее развитие института УЭО также предусмотрено проектом нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который предусматривает увеличение количества упрощенных процедур.
В рамках обсуждения выводов Счетной палаты первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов отметил, что ведомство совместно с Минфином прорабатывает нормативные документы на уровне национального законодательства в части уточнения критериев для включения лиц в реестр УЭО, а также усиления контроля за их деятельностью на этапе после выпуска товара. ФТС станет проще приостанавливать действие статуса УЭО при возникновении задолженности, неподаче декларации на товары в установленный срок, возбуждении административных дел.LR
Тэги: СП РФ, ФТС, УЭО, таможенное оформление, нарушения
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости