Инициатива ФТС поможет уменьшить коррупцию, если, конечно, не увеличит ее

2 июля 2014

Предложение ФТС оплачивать административные штрафы на границе упростит деятельность участников ВЭД только при условии моментальной оплаты штрафа и мгновенного поступления средств на счет таможни. Так считает эксперт Юрий Логари.

Инициатива ФТС поможет уменьшить коррупцию, если, конечно, не увеличит ее

Федеральная таможенная служба предлагает упростить порядок привлечения к административной ответственности компаний аналогично процедуре привлечения к ответственности граждан. В частности, ФТС предлагает усовершенствовать Кодекс об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности юрлиц за нарушения в декларировании товаров на таможне. Соответствующее предложение ФТС высказала в своем ответе на письмо депутата Госдумы Александра Агеева, сообщает РБК.

– Надеюсь, что инициатива ФТС России в данном вопросе преследует цель упрощения и ускорения оплаты штрафов без бюрократических препон и проволочек, – прокомментировал «Логирусу» предложение ФТС эксперт Юрий Логари. – Но необходима четкая схема работы в этом направлении: следует определить, какие пункты, статьи в КОАП подпадают под штрафные санкции; регламентировать время для инспектора в части выдачи протокола или иного документа для оплаты штрафа.

Кроме того, также важна организация технологической составляющей: оснащение всех пунктов пропуска терминалами, интеграция с банковской системой, тестирование системы: по словам собеседника «Логируса», скорее всего, это будут платежные терминалы с моментальным поступлением средств на счет таможни.

Сейчас в соответствии со статьей 28.6 КоАП граждане в случае выявления нарушений при провозе товаров через границу могут платить штрафы на месте, тогда как для компаний такой нормы кодексом не предусматривается. В результате товар зависает на складе временного хранения, пока проблема не будет решена. Срок таможенного оформления может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от категории товара и его характеристик.

– Участники ВЭД примут данную схему при условии оперативности получения квитанции, моментальной оплаты штрафа и мгновенного поступления средств на счет таможни, – поясняет эксперт условия работы предложенной ФТС технологии на практике.

Невозможность оплатить штраф сразу и угроза порчи товара или переплаты за хранение на СВХ создают дополнительные коррупционные риски на таможне. «В зависимости от конкретной ситуации участник ВЭД будет самостоятельно решать, по какому пути пойти. С одной стороны, данная схема уменьшит количественные показатели коррупции, с другой – коррупция останется, – уточняет собеседник «Логируса». – В целом, говоря о коррупции в таможенных органах, хочется отметить, что ФОТ рядовых и средних инспекторов, начальников функциональных отделов таможни – на уровне зарплаты гастарбайтера, работающего в районном ДЭЗ, при этом отсутствуют реальные льготы и комфортные условия труда. Например, официальная зарплата инспектора отдела досмотра составляет 18–22 тыс. рублей. Выводы сделать нетрудно. Борьба с коррупцией в России – это «бег вокруг столба за своим хвостом».

Однако Юрий Логари не согласен с тем, что наличие «вилки» – штрафов от и до – не будет способствовать ослаблению коррупционной схемы. Установление четкой градации в суммах штрафов, по словам эксперта, снимет эту проблему. «Для этого существует правовое управление ФТС России. Обязательно должна быть создана градация – величина штрафов от минимальной до максимальной планки в соответствии с той или иной статьей», – подчеркивает он.

Не допустить ошибок в декларации, особенно если провозишь товар в первый раз, очень трудно, говорят участники ВЭД. Даже таможенные представители не застрахованы от ошибок, поскольку всегда есть риск так называемого человеческого фактора.

Однако пока об упрощении уплаты административных штрафов юрлицами можно говорить только как об инициативе ФТС. Поэтому трудно прогнозировать, какими будут последствия предлагаемой технологии и для предпринимателей, и для таможенных представителей. «Увидим, что ждет участников ВЭД на практике», – резюмирует Юрий Логари. LR

Тэги: ФТС, ВЭД, КоАП







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх