«Не клевые» коэффициенты: с судового топлива просят снять надбавки

3 ноября 2023

Сейчас сборы составляют 50 тыс. рублей с каждой тонны

«Не клевые» коэффициенты: с судового топлива просят снять надбавки

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) обратилась в Минсельхоз с просьбой внести изменения в законодательство для освобождения судового топлива от применения повышающих коэффициентов при расчете вывозных пошлин, сообщает «РБК».

– Введение пошлины повлечет удорожание промысла и, как следствие, увеличение себестоимости производства практически всей рыбной продукции, выпускаемой российскими рыбодобывающими компаниями, – предупредил глава ВАРПЭ Герман Зверев.

Ассоциация просит внести изменения в постановление Правительства №1637 от 5 октября, которое скорректировало подход к определению ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов. Теперь на вывоз судового топлива из России должен применяться повышающий коэффициент – ₽50 тыс. за тонну.

Пресс-служба Росрыболовства отчиталась, что в ведомстве знакомы с ситуацией, которая сложилась после введения повышающего коэффициента на вывоз судового топлива за пределы российской таможенной территории.

Экономика рыболовства в удаленных от морских портов районах базируется на непрерывности промысла в течение всей экспедиции, так чтобы у судна не было необходимости следовать в порт до запланированного окончания рейса (он может длиться до полугода).

Особенно это важно в период Охотоморской минтаевой путины в январе-апреле, во время которой добывается около 1 млн тонн водных биоресурсов. Деятельность судов и экипажей в течение всей экспедиции обеспечивается непосредственно в районах промысла, куда подвозятся судовые запасы и где производится бункеровка в море (то есть заправка судов топливом).

До принятия постановления вывоз судового топлива с массовой долей содержания серы не более 1% не облагался таможенной пошлиной, но после принятия изменений эта категория попала под действие экспортной пошлины, указывают в ВАРПЭ.

Изменение методологии расчета привело в целом к повышению ставок пошлины для нефтепродуктов, поскольку для расчета ставки был увеличен коэффициент – с ₽20 тыс. до ₽50 тыс. за тонну. В связи с этим ассоциация ожидает удорожания стоимости бункеровки отечественными танкерами на ₽50 тысяч за тонну.

Даже акватория исключительной экономической зоны России, в которой добывается более 78% всего вылова, не относятся к таможенной территории страны. Поэтому для припасов и бункерного топлива, необходимого для обеспечения деятельности рыбопромысловых судов, необходимо оформлять документы об их вывозе с таможенной территории России.

По итогам 2022 года российские рыбаки добыли в общей сложности 4,88 млн тонн водных биоресурсов, сообщало Росрыболовство. Из них за пределами таможенной территории было выловлено 95,5% всех объемов, указывают в ВАРПЭ. В национальных водах, то есть в исключительной экономической зоне России, было добыто 3,86 млн тонн водных биоресурсов, или 78,5% всего вылова. В исключительной экономической зоне других государств – 621 тыс. тонн (12,6%), еще 217 тыс. тонн – в открытой части районов промысла (4,4%).

На долю судового топлива приходится до 30% себестоимости рыбной продукции.

­– Установление пошлины повлечет увеличение доли топлива в себестоимости производства рыбной продукции до 44% и увеличение самой себестоимости рыбной продукции в среднем на 29%, – предупреждают в ассоциации.

Увеличение затрат отразится на промысле доступных по цене широким слоям населения видов рыбы: сельди, сардины иваси, путассу и мойвы.

Установление пошлины для судового топлива ставит российский промысел в зависимость от услуг по бункеровке судов от компаний из других стран, в том числе недружественных.

До введения пошлины в сентябре 2023 года стоимость топлива у российских бункеровщиков составляла около $565-600 за тонну. Их основные конкуренты, бункерующие рыбопромысловые суда на Дальнем Востоке, – компании из Южной Кореи – продавали топливо в том же месяце на 15% дороже (по $622-685 за тонну).

С 5 октября в результате введения пошлины отечественное судовое топливо выросло в цене вдвое (не менее чем на $515), из-за чего российская бункеровка стала дороже на 65% по сравнению с южнокорейской, а также подорожала по сравнению с японской и китайской, указано в письме ВАРПЭ.

Для следования на бункеровку в российский порт из удаленных районов Охотского, Берингова и Баренцева морей рыбаки вынуждены обращаться за услугами к иностранным бункеровщикам из Китая, Южной Кореи, Японии и Норвегии.

В других странах бункеровка национальным топливом стимулируется, например, компании КНР, которые бункеруют китайские рыбопромысловые суда, могут претендовать на возврат части стоимости поставленного топлива в виде обратного налога.

Ситуацию, по словам главы Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексея Буглака, усложняет вступление в силу требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения от судоходства (MARPOL), которая запрещает использовать судовое топливо, массовая доля серы в котором превышает 0,5%.

Если отсрочка не будет продлена, с 1 января 2024 года рыболовные суда на Дальнем Востоке будут обязаны перейти на использование низкосернистого топлива, которое стоит на 15–20% дороже того, которое использует рыбопромысловый флот сейчас.

В Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота считают, что установление пошлины сильного влияния на отрасль не оказывает. Эта мера имеет значение только для единичных судов, которые не прошли процедуру таможенной очистки для внутреннего потребления, объясняет президент ассоциации Алексей Осинцев.

Напомним, для стабилизации внутреннего рынка ранее Правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизтоплива. Соответствующее постановление было подписано 21 сентября 2023 года. LR

Тэги: таможенные пошлины, топливо







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх