Найден прекрасный инструмент контроля эффективности работы таможни
3 августа 2015Глава ГК «Санна» считает методику РАН полезной и нужной, если будут соблюдены некоторые условия
Предложенная учеными РАН методика определения полноты поступления таможенных платежей в бюджет очень нужна как инструмент контроля эффективности работы таможни и для понимания реальной ситуации, но только при условии сохранения независимости оценки. Так считает генеральный директор Группы компаний «САННА» Сергей Шкарупа.
Ученые Российской академии наук (РАН) разработали методику независимого контроля за Федеральной таможенной службой (ФТС). Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на встрече с президентом России Владимиром Путиным попросил поддержать рабочую группу по разработке методики определения полноты поступления таможенных платежей в бюджет. Об этом пишет РБК со ссылкой на первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака.
Ученые РАН обратили внимание на расхождение статистических данных ФТС с данными ВТО и ООН, которое в 2011 году по импорту составило 44,5% годового объема, по экспорту – 44,3% после пересчета расхождений с применением методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле. Ученые предполагают, что более низкие показатели внешней торговли, декларируемые российской таможней, свидетельствуют о значительном «сером» экспорте-импорте.
По словам Брячака, группа депутатов и представителей профильных правительственных ведомств намерена подсчитать по данной методике, сколько средств может недополучать бюджет от таможенных платежей, и представить результаты премьеру Дмитрию Медведеву к октябрю 2015 года. Прокомментировать ситуацию «Логирус» попросил генерального директора ГК «САННА» Сергея Шкарупу.
– За I полугодие 2015 года падение импорта составило 34–40%, экспорта на 24–30% –цифры в России в разных источниках «пляшут», – уточнил собеседник «Логируса». – Поэтому расчет Бельянинова по снижению поступлений в бюджет до 4,4 трлн. руб. в 2015 году арифметически вполне адекватен по сравнению с 7,1 трлн. руб. в 2014 году.
По словам Сергея Шкарупы, таможенные поступления в казну, как и отчетные показатели таможни, могут регулироваться самой ФТС. В силу фискального характера структуры, достигается это разными способами: корректировками таможенной стоимости, задержанием и арестом грузов, принуждением крупных импортеров/экспортеров к «добровольной» оплате платежей вперед, взиманием штрафов, прямыми или скрытыми приписками и так далее. «Не факт, что эти способы сработают в следующих периодах, но данный отчетный период вытянуть помогут», – полагает собеседник «Логируса».
– Система плановых показателей эффективности госструктур, да и не только государственных, в России не имеет ничего общего с системами современного государственного управления, – продолжил руководитель ГК «САННА». – Попытка ее модернизировать привела к тому, что оценку эффективности учреждения делает само же это учреждение. Поэтому разгоревшееся противостояние из-за независимой оценки эффективности таможни между ФТС и Миронов+Брячак вполне понятны. Оставив в стороне скрытые и внешние причины данного спора, следует признать, что методика, предложенная РАН, крайне необходима. Она в значительной степени независима от влияния и качества информации от внутрироссийских источников и от влияния правящих групп и течений.
Сергей Шкарупа считает, что аргументы ФТС и ссылки на внедренную систему управления рисками (СУР) в данном случае неубедительны. «Насколько она хороша как система выявления или контроля, настолько же мало используется для реального управления рисками и, тем более, для оценки эффективности», – полагает собеседник «Логируса».
– Нельзя отрицать, что внедрение СУР – это большой шаг со стороны ФТС. На первом этапе она дала результат в росте объемов легализации импорта и повышения таможенной стоимости и, соответственно, сборов и платежей. Но очень быстро ее начали использовать в коррупционных целях, а также в давлении на бизнес и в недобросовестной конкуренции. Поэтому наметившийся в 2013 году спад «серого» импорта в 2014 году с началом кризиса и санкций снова перешел в бурный рост и даже в уход в «черные» схемы поставок, – сетует глава компании.
Проблема традиционна, отметил Шкарупа. СУР как инструмент находится в прямом подчинении той же таможенной системы, с которой она вместе должна бороться с «серым» ввозом. С одной стороны, это правильно. С другой – данное управление принадлежит ФТС и, как любая зависимая структура ведомства, рано или поздно переходит в режим работы по указанию свыше.
– Интерес в «сером» импорте у таможенников не угасает и не угаснет, хотя из-за внедрения СУР доходность «серых» схем для них, да и для бизнеса, значительно снизилась, – заметил собеседник «Логируса». – Но она поддерживается несовершенством правовой базы и контроля, новыми возможностями российских политических союзов ТС, сейчас ЕАЭС и, безусловно, коррупцией.
По мнению Шкарупы, предложение Миронова и Брячака использовать методику РАН, учитывающую данные ООН, МВФ, ВТО и таможенных органов других стран, – прекрасный инструмент контроля эффективности работы таможни и понимания реальности.
– Понятно, что ФТС против, поскольку эти данные не зависят от влияния и воздействия любых российских институтов и учреждений. Методика РАН позволит доверять ее цифрам и выводам, если, конечно, сама РАН сохранит свою независимость в оценке, да и сам инструмент, в чистом виде. Иначе его легко можно будет использовать в борьбе за высокие места и преференции, – подытожил собеседник «Логируса». LR
Ученые Российской академии наук (РАН) разработали методику независимого контроля за Федеральной таможенной службой (ФТС). Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на встрече с президентом России Владимиром Путиным попросил поддержать рабочую группу по разработке методики определения полноты поступления таможенных платежей в бюджет. Об этом пишет РБК со ссылкой на первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Михаила Брячака.
Ученые РАН обратили внимание на расхождение статистических данных ФТС с данными ВТО и ООН, которое в 2011 году по импорту составило 44,5% годового объема, по экспорту – 44,3% после пересчета расхождений с применением методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле. Ученые предполагают, что более низкие показатели внешней торговли, декларируемые российской таможней, свидетельствуют о значительном «сером» экспорте-импорте.
По словам Брячака, группа депутатов и представителей профильных правительственных ведомств намерена подсчитать по данной методике, сколько средств может недополучать бюджет от таможенных платежей, и представить результаты премьеру Дмитрию Медведеву к октябрю 2015 года. Прокомментировать ситуацию «Логирус» попросил генерального директора ГК «САННА» Сергея Шкарупу.
– За I полугодие 2015 года падение импорта составило 34–40%, экспорта на 24–30% –цифры в России в разных источниках «пляшут», – уточнил собеседник «Логируса». – Поэтому расчет Бельянинова по снижению поступлений в бюджет до 4,4 трлн. руб. в 2015 году арифметически вполне адекватен по сравнению с 7,1 трлн. руб. в 2014 году.
По словам Сергея Шкарупы, таможенные поступления в казну, как и отчетные показатели таможни, могут регулироваться самой ФТС. В силу фискального характера структуры, достигается это разными способами: корректировками таможенной стоимости, задержанием и арестом грузов, принуждением крупных импортеров/экспортеров к «добровольной» оплате платежей вперед, взиманием штрафов, прямыми или скрытыми приписками и так далее. «Не факт, что эти способы сработают в следующих периодах, но данный отчетный период вытянуть помогут», – полагает собеседник «Логируса».
– Система плановых показателей эффективности госструктур, да и не только государственных, в России не имеет ничего общего с системами современного государственного управления, – продолжил руководитель ГК «САННА». – Попытка ее модернизировать привела к тому, что оценку эффективности учреждения делает само же это учреждение. Поэтому разгоревшееся противостояние из-за независимой оценки эффективности таможни между ФТС и Миронов+Брячак вполне понятны. Оставив в стороне скрытые и внешние причины данного спора, следует признать, что методика, предложенная РАН, крайне необходима. Она в значительной степени независима от влияния и качества информации от внутрироссийских источников и от влияния правящих групп и течений.
Сергей Шкарупа считает, что аргументы ФТС и ссылки на внедренную систему управления рисками (СУР) в данном случае неубедительны. «Насколько она хороша как система выявления или контроля, настолько же мало используется для реального управления рисками и, тем более, для оценки эффективности», – полагает собеседник «Логируса».
– Нельзя отрицать, что внедрение СУР – это большой шаг со стороны ФТС. На первом этапе она дала результат в росте объемов легализации импорта и повышения таможенной стоимости и, соответственно, сборов и платежей. Но очень быстро ее начали использовать в коррупционных целях, а также в давлении на бизнес и в недобросовестной конкуренции. Поэтому наметившийся в 2013 году спад «серого» импорта в 2014 году с началом кризиса и санкций снова перешел в бурный рост и даже в уход в «черные» схемы поставок, – сетует глава компании.
Проблема традиционна, отметил Шкарупа. СУР как инструмент находится в прямом подчинении той же таможенной системы, с которой она вместе должна бороться с «серым» ввозом. С одной стороны, это правильно. С другой – данное управление принадлежит ФТС и, как любая зависимая структура ведомства, рано или поздно переходит в режим работы по указанию свыше.
– Интерес в «сером» импорте у таможенников не угасает и не угаснет, хотя из-за внедрения СУР доходность «серых» схем для них, да и для бизнеса, значительно снизилась, – заметил собеседник «Логируса». – Но она поддерживается несовершенством правовой базы и контроля, новыми возможностями российских политических союзов ТС, сейчас ЕАЭС и, безусловно, коррупцией.
По мнению Шкарупы, предложение Миронова и Брячака использовать методику РАН, учитывающую данные ООН, МВФ, ВТО и таможенных органов других стран, – прекрасный инструмент контроля эффективности работы таможни и понимания реальности.
– Понятно, что ФТС против, поскольку эти данные не зависят от влияния и воздействия любых российских институтов и учреждений. Методика РАН позволит доверять ее цифрам и выводам, если, конечно, сама РАН сохранит свою независимость в оценке, да и сам инструмент, в чистом виде. Иначе его легко можно будет использовать в борьбе за высокие места и преференции, – подытожил собеседник «Логируса». LR
Тэги: ФТС, Группа компаний «САННА», Сергей Шкарупа, система управления рисками
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости