Импортеры должны будут сами рассчитывать экосбор

5 июля 2024

Новый механизм уплаты неналоговых платежей может вступить в силу с 1 января 2025 года

Импортеры должны будут сами рассчитывать экосбор

Ситуация сохраняется из-за длительного паралича реформы института расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы товаров и упаковки (РОП).

Минприроды опубликовало проект постановления правительства о новом порядке взимания с компаний экологического сбора – его должны платить производители и импортеры товаров, которые не обеспечили их самостоятельную утилизацию (ист.).

Многие участники рынка не исполняли обязательства ни по утилизации, ни по уплате экосбора, при прогнозах поступления в десятки миллиардов рублей в год реальные суммы составляли ₽4-5 млрд, пишет «Коммерсантъ».

Год назад в Минприроды признавали, что за новый закон о РОП в своей редакции министерство «боролось три года» в расчете «на эти деньги создавать инфраструктуру с отходами».

В новом законе возможности по самостоятельной утилизации товаров компаниями были существенно ограничены (с 2026 года импортеры начнут предоставлять банковские гарантии, поручительства или сразу оплачивать экосбор при ввозе товаров), отчетность расширена, а ответственность за утилизацию упаковки полностью переложена на ее производителей для упрощения администрирования сборов.

Сопровождало процесс и постепенное повышение нормативов утилизации, хотя предлагавшегося Минприроды повышения ставок с 1 января 2024 года на фоне возражений участников рынка не произошло.

Официально в министерстве при этом настаивают на том, что «приоритетом для Минприроды является фактическая утилизация отходов, а не уплата экологического сбора.

Порядок администрирования экосбора, принятый для реализации нового закона о РОП, при этом мало отличается от версий 2015 и 2018 годов, когда он не обеспечивал и трети ожидаемых от экосбора доходов.

Документ по-прежнему обязывает 58 тыс. производителей и 71 тыс. импортеров с 1 января 2025 года самостоятельно рассчитывать экосбор и уплачивать его до 15 апреля в Росприроднадзор.

Де-факто речь идет о частично самостоятельном администрировании сбора бизнесом: по оценке Минприроды, компаниям эта деятельность обойдется дополнительно в ₽350 млн в год на бухгалтерские расходы, или в ₽2,1 млрд до 2030 года.

Федеральной службе придется заниматься совместной сверкой расчетов и администрировать долги и переплаты компаний в связке с федеральным казначейством, в том числе судиться с неплательщиками.

– Взимание экологического сбора, контроль за полнотой и своевременностью его уплаты силами Росприроднадзора будет затруднен, а план по собираемости сорван. Росприроднадзор не может вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и проводить камеральные проверки, встречный анализ документов и т. д., – прогнозирует старший научный сотрудник Лаборатории исследований проблем устойчивого развития ИПЭИ РАНХиГС Содном Будатаров.

По его словам, «указанные задачи следует возложить на ФНС, разработав и внедрив федеральный стандарт бухгалтерского учета отходов и вторичных ресурсов, что позволит обеспечить достоверность подаваемых сведений и встречные камеральные проверки в случае выявления аномалий».

В 2018 году Минфин предполагал дублирование сборов отдельных платежей разными ведомствами на фоне модернизации ФНС выглядело анахронизмом и неэффективным использованием ресурсов.

– Перевод экосбора в статус налога и передача его администрирования в ФНС позволят улучшить собираемость, – признавала тогда директор департамента доходов ведомства Елена Лебединская.

Однако дискуссия о неналоговых платежах 2015-2018 годов так и не была завершена. Бизнес требовал от властей ограничения числа таких сборов и их включения в Налоговый кодекс для обеспечения стабильности и предсказуемости требований государства, но при обсуждении подходов к решению проблемы выяснилось, что значительные различия в природе сборов и группах плательщиков не позволяют системно решить вопрос, а сроки погружения в НК отдельных платежей все время сдвигаются.

Минфин предполагал, что экосбор станет налогом к 2020 году, но уже тогда допускал «некритичный» сдвиг на 2021-й, констатируя, что «все платежи сложные и неоднозначные, и, если бы начали с утилизационного сбора, было бы ничуть не легче», в итоге же не произошло ни того, ни другого.

Напомним, в январе-марте 2024-го доходы бюджета от утилизационного сбора выросли почти в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом. LR

Тэги: законодательство, экосбор, Минприроды







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх