Битва за регион: в Центральной Азии российским интересам наступают на пятки

30 июля 2024

Страны G7 договорились вложить к 2027 году $600 млрд в страны глобального Юга, треть из них предназначена для Центральной Азии

Битва за регион: в Центральной Азии российским интересам наступают на пятки

Регион Центральной Азии, как выразился помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, стал особенно важной ареной «конкуренции США с Китаем и Россией», пишут «Известия». В качестве примера он привел Казахстан, подчеркнув, что «финансовая поддержка местных СМИ со стороны Вашингтона будет способствовать созданию «основанного на фактах контента», а также «позволит сократить степень вмешательства России и других стран», а помощь будет направлена на создание «альтернативы российским СМИ».

На слушаниях в Комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса дипломат заявил, что разработана программа для депортированных из России трудовых мигрантов, цель которой – создание рабочих мест в странах Центральной Азии, чтобы впоследствии вернувшиеся граждане были востребованы на родине. Администрация президента США Джозефа Байдена запросила у Конгресса $220,7 млн для центральноазиатских государств, в частности для снижения возрастающего влияния России и Китая.

И.о. специального координатора США программы партнерства для глобальной инфраструктуры и инвестиций Хелайна Мац посетила накануне Узбекистан и Казахстан, где встретилась с представителями местных властей и партнерами из частного сектора для обсуждения возможных инфраструктурных проектов и их финансирования. Проекты касаются добычи и переработки редкоземельных металлов, транспорта и логистики, производства сельхозпродукции и чистой энергии.

США и ЕС стали активнее интересоваться Транскаспийским международным транспортным коридором (Срединным коридором), связывающим сети контейнерных железнодорожных грузовых перевозок из Китая в страны ЕС через Центральную Азию, Кавказ, Турцию и Восточную Европу. Астана рассчитывает получить деньги на развитие своей транспортной инфраструктуры, включая морские порты Курык и Актау.

В случае активных вложений в страны региона со стороны США транзитно-инфраструктурное взаимодействие государств с РФ будет сведено к минимуму, таким образом Москва рискует потерять немалое количество грузоперевозок и других вариантов взаимодействия.

При этом развитие инфраструктуры Узбекистана и Казахстана будет на руку Китаю, создавая новые возможности для реализации политики «Пояса и Пути», что выгодно государствам Южного Кавказа.

Поскольку угрозы вторичных санкций мало кого пугают в регионе, поэтому на Западе решили изменить подход, пытаясь максимально отдалить государства региона от КНР и РФ.

Как будет реализовано сотрудничество стран ЦА с США и ЕС, не вполне ясно. Возможно, что условием для получения объявленных средств может быть требование со стороны западных стран отказаться от тесного сотрудничества с Россией и Китаем, а это явно противоречит национальным интересам государств.

Страны Центральной Азии заинтересованы в финансировании своих инфраструктурных проектов, таких как Трансафганская железная дорога, газопровод ТАПИ для Туркменистана, железная дорога из Китая в Узбекистан через Киргизию. Большинство из этих проектов не отвечают интересам Вашингтона.

США, предоставляя разные гранты или инвестируя в проекты, предпочитают оставлять часть средств у себя в стране. Это делается с помощью обучения местного персонала, за счет маркетинга, поставки оборудования, поэтому нельзя исключать, что выгоды от американских инвестиций могут не дотянуть до тех, которые предоставит сотрудничество с Китаем, РФ и другими региональными странами.

– Политики из США, ЕС и Великобритании постоянно совершают визиты в регион, которые, к сожалению для них, заканчивались не теми результатами, на которые они рассчитывали. Главная цель, которую они преследовали, было убедить государства ЦА присоединиться к антироссийским санкциям, для этого они запугивали страны ЦА угрозами введения вторичных ограничений, – отмечает младший научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Разиль Гузаеров.

Несмотря на это, западные страны так и не смогли добиться полного разрыва связей между Россией и Центральной Азией.

– Напротив – торговые отношения между государствами лишь росли. Однако давление со стороны Запада все же возымело определенные успехи, например отказ от обслуживания карт «Мир» в регионе. Это выглядит как уступка Западу со стороны стран ЦА, которые боятся введения вторичных санкций, – считает политолог.

По его мнению, подобная мера наносит вред и самим странам региона.

В последнее время в регион зачастили с визитами представители западных стран. В конце мая приезжал будущий генсек НАТО Марк Рютте, до этого прилетали экс-глава британского Форин Офиса Дэвид Кэмерон и госсекретарь США Энтони Блинкен.

– Это прощупывание позиций. Потому что понятно – ситуация в Европе достаточно неоднозначная. Широкую антироссийскую коалицию создать не удалось. Санкционное противостояние, по сути, свой ресурс уже выработало, и мы видим пути, которые намечаются на линии раскола. По сути, мы видим, что Казахстан пытаются втянуть в конфликт на стороне антироссийской коалиции. Понятно, что Астана будет придерживаться санкционной повестки в рамках разумного, но сворачивать сотрудничество с Россией и Китаем она не собирается, – констатирует политолог из Казахстана Данияр Ашимбаев.

Президент общественного фонда Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев в разговоре с «Известиями» отметил, что с учетом того, что РФ находится под санкциями и многие технологии и товары страны ЦА не могут получать через РФ, государства региона заинтересованы в любых инвестициях.

– Это касается и технологий в области энергетики, геологоразведки, возобновляемых источников энергии. Казахстан, например, у которого нет разработки нефтяных месторождений, привязан к европейским и американским технологиям. Вашингтон довольно активно инвестировал в энергетическую область Казахстана. У центральноазиатских государств все поставлено на торговлю, таких геополитических амбиций нет. Однако не стоит рассматривать это в качестве угрозы российским интересам, – полагает эксперт.

Напомним, в июле 2024 года платежи между Россией и Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном стали проходить на 15% дольше, чем месяцем ранее. Финансовые организации названых стран стали чаще запрашивать дополнительные документы и пояснения. Такое ужесточение комплаенс-контроля вызвало рост доли отказов в проведении платежей до 30%. LR

Фото: gov.uz

Тэги: США, Центральная Азия, ЕС







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх