Осторожно: высокая безопасность!


Осторожно: высокая безопасность!

О том, какой забор безопасности больше всего подходит для курьерского бизнеса

Алексей Манилов Алексей Манилов
эксперт

Осторожно: высокая безопасность!

Вы когда-нибудь задумывались: зачем курьерской компании директор по безопасности? И насколько важно осуществлять эту самую безопасность? Часто бывает так, что компания развивается спокойно и никаких угроз не ощущает. Но на 100% никогда нельзя быть застрахованным. Всегда есть риск, что случится что-то непредвиденное и неприятное. И тут сразу встает вопрос: как в будущем избежать подобных инцидентов? Можно застраховать себя от таких угроз как физическая кража груза, но при этом забыть об интеллектуальной безопасности, которая включает, например: работу с персоналом.

Вице-президент по безопасности «МаксиПост», Алексей Леонидович МаниловВице-президент по безопасности «МаксиПост» Алексей Леонидович Манилов уверен: думать о вопросах безопасности компании стоит заранее, пока на голову не свалится снежный ком. Какие угрозы некриминального характера могут стоять перед логистической компанией? Как обезопасить себя от атаки конкурентов? Что нельзя обсуждать с малознакомыми коллегами? К чему может привести рассказ специалиста о жизни топ-менеджеров? И чем еще может обернуться халатное отношение к коммерческой тайне?

Отправляемся в безопасное путешествие с Алексеем Маниловым.

Кто не рискует, тот работает



Существует ошибочное мнение, что безопасность курьерской компании – это только физическая и материальная защищенность. Конечно, все курьерские компании работают с материальными ценностями, и у логистов есть свои связанные с этим фактом специфические риски. К ним относятся грабеж, порча или уничтожение имущества. Груз могут украсть из машины, а курьер «потерять» посылку на крупную сумму или исчезнуть с клиентскими деньгами. Такие риски самые существенные, потому что занимают не менее 70% в системе безопасности курьерской компании. Для их профилактики используются разные меры, в том числе, технические, например, камеры наблюдения на складе, запорные механизмы в курьерских автомобилях и т.д.

Если курьерская служба повредит груз или потеряет клиентскую выручку, то лишится и денег, и репутации. В итоге дело может закончиться судебным разбирательством.



Также угрозой для логистического бизнеса может быть ряд факторов некриминального характера: некомпетентность собственного персонала, недобросовестность конкурентов, информационные войны, изменение экономической ситуации, техногенные и природные катастрофы и многое другое.

Угрозой безопасности компании можно считать любое событие, которое способно нарушить ее деятельность. Для логистической компании угрозы могут быть связаны с конкурентной борьбой. К примеру, конкуренты могут использовать «черный» PR, распространять в публичных источниках заведомо ложную информацию о компании. Это делается, чтобы дискредитировать ее в глазах клиентов и партнеров.

Так было, в свое время, с крупной курьерской службой, которая оказалась на грани банкротства в силу определенных просчетов руководства. Этой ситуацией воспользовались конкуренты, которые стали активно раздувать истории о невозврате клиентских денег, чтобы окончательно «утопить» попавшего в сложное положение конкурента. К счастью, им это сделать не удалось, так руководство этой компании противопоставило слухам стратегию информационной открытости и планомерно рассказывало рынку о ходе решения проблем.

Карты на стол – безопасность под стол


«Ему позвонили подставные лица и предложили встретиться с потенциальными партнерами. Эти люди пришли на переговоры и умело выведали всю необходимую коммерческую информацию»

Известна практика «псевдо» переговоров: к ней часто прибегают конкуренты, которые «прикидываются» потенциальными клиентами. Они пытаются разузнать максимум информации у добросовестного сотрудника, который ничего не подозревает и радостно «выкладывает все карты» на стол.

На нашем рынке был случай, когда начальника отдела одной курьерской компании пустили по ложному пути в регионе. Ему позвонили подставные лица и предложили встретиться с потенциальными партнерами. Эти люди пришли на переговоры и умело выведали всю необходимую коммерческую информацию – о маршрутах, тарифах, подрядчиках. В итоге они конечно же отказались от сотрудничества, а развитие бизнеса у компании в этом регионе оказалось под угрозой. Конкуренты предложили потенциальным подрядчикам лучшие условия сотрудничества и переманили к себе часть нужных людей. Они и тарифы сделали ниже, чем планировала эта компания.

Информационные угрозы чувствительны для бизнеса в любой индустрии: утечка конфиденциальной информации, уничтожение или несанкционированное изменение информации могут нанести бизнесу существенный урон. Ни одна компания от этого не застрахована. Но в большинстве случаев источник риска находится не снаружи компании, а внутри нее. Речь идет о сотрудниках. Известно, что непреднамеренные утечки информации чаще всего происходят не по злому умыслу, а случайно, из-за невнимательности и легкого отношения сотрудников к раскрытию информации: они не всегда знают, что те или иные данные представляют ценность для компании. Как предвосхищать такого рода утечки?

Для начала – включить пункт о неразглашении коммерческой тайны в трудовой договор. В нем должно быть подробно прописано, какого рода информация является коммерческой тайной, и какую ответственность несет сотрудник в случае ее нарушения. Но пункт о неразглашении должен быть подкреплен еще целым рядом других профилактических мер. Сюда, например, также входит система рекомендаций – что можно, а что нельзя рассказывать о компании в частных и официальных беседах.

Чтобы избежать утечки коммерческой информации, необходимо структурировать список того, что не рекомендуется обсуждать с окружающими. К примеру, не надо называть никаких цифр и бизнес-показателей, кроме публичных – тех, что выложены на официальном сайте компании. Не стоит обсуждать никаких подробностей о маршрутизации, себестоимости услуг, переговорах с потенциальными клиентами. Также не стоит говорить о планируемых дополнительных услугах, о планах аренды новых складских помещений, например.

Говорить о личной жизни топ-менеджеров тоже не стоит: где живет, чем увлекается, сколько зарабатывает. Любой из этих фактов может тому впоследствии навредить. То же самое относится к клиентам – никому из них не понравится, если особенности вашего сотрудничества станут известны всем на рынке, тем более что специфика требований со стороны интернет-магазинов является отражением их бизнеса и стратегии.

Во время разговора с незнакомыми коллегами нужно стараться задавать больше вопросов, нежели давать ответов. В общественных местах избегать громких разговоров, особенно конфиденциальных. А если вы сомневаетесь, о чем можно и нельзя говорить – лучше прийти к руководству и посоветоваться.


Курьер дороже денег



Особое внимание следует уделять работе с персоналом. Это и есть основной фронт работ по профилактике и предупреждению угроз. Люди в курьерском бизнесе имеют доступ к чужим материальным ценностям. Это работники склада, курьеры, водители. Невозможно на 100% исключить человеческий фактор, а значит риски мошенничества и воровства тоже. Еще на этапе отбора персонала мы начинаем работу по обеспечению безопасности, чтобы выявить потенциальные проблемы взаимодействия с будущим работником. Для этого нужно проверить следующие параметры: наличие судимости, задолженность в банке, склонность к наркотикам и так далее. Если хоть один из этих пунктов присутствует, всегда существует вероятность того, что курьер устраивается на работу, чтобы в один прекрасный день уйти с выручкой.

Очень важно также получить рекомендации с предыдущих мест работы. Может оказаться, что были подозрительные случаи. И еще важно узнать, насколько курьер аккуратен в вождении, много ли у него штрафов, как он относится к машине, которой он будет пользоваться.

Если кандидат проверку прошел и принимается на работу, то он в обязательном порядке подписывает документ о неразглашении. Впоследствии он получает список четких правил, которые он должен соблюдать на рабочем месте. Там также прописано, что категорически нельзя делать. Например, вскрывать посылку, чтобы посмотреть ее содержимое и так далее.

Строго по плану



Наличие в компании строгих правил по работе с прессой существенно помогает избежать утечек информации. Обычно такой документ разрабатывается сотрудниками PR-отдела. Он включает в себя следующие пункты: кто является официальным спикером и имеет право публично выступать от имени компании и общаться с журналистами; какие темы каждый из спикеров имеет право озвучивать. Также важно подчеркнуть открытые цифры и бизнес-показатели, которые можно предоставлять в СМИ, правила и сроки согласования информации.

Одна наша партнерская компания в свое время разрабатывала новый сервис – доставку определенного вида грузов. И руководитель отдела преждевременно рассказал об этом на профильной конференции, где была большая аудитория коллег. Тема его выступления была совсем другая, но информация «пришлась к слову». Один из прямых конкурентов принял ее к сведению – они тоже подумывали о запуске аналогичной услуги. И после некоторых усилий они вышли на рынок первыми.

Таким образом, чтобы свести все риски к минимуму, нужно строить комплексную систему безопасности. Сами мероприятия по обеспечению безопасности можно разделить на пять категорий:

  1. Прогнозирование возможных угроз. (Вероятность может быть подсчитана, например, исходя из статистики, экспертным методом, путем мониторинга рынка и т.д.)
  2. Организация деятельности по их предупреждению. (Речь идет о мерах профилактического характера, когда угроза еще не действует, но потенциально существует).
  3. Выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз безопасности (Речь идет о мерах для выявления и оценки масштаба, экономического ущерба от угрозы в момент ее появления).
  4. Принятие решений и организация деятельности по реагированию (Важно понимать, что делаем для ликвидации угрозы и ее последствий).
  5. Постоянное совершенствование системы безопасности, ее адаптация к изменяющимся условиям и постоянный контроль над выполнением концепции безопасности.


И конечно же, не стоит забывать, что даже если в компании есть профессиональный руководитель службы безопасности и современные технические средства, вы не будете хорошо защищены до тех пор, пока в коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер корпоративной безопасности.

Спасибо за то, что уделили время, коллеги. Желаем, чтобы самой главной угрозой в Вашей компании был «горячий» логистический сезон.

С вопросами интеллектуальной безопасности мы разобрались. Однако самыми существенными рисками были, есть и остаются кражи – их доля стоит на стабильной отметке 70%. О том, как остановить воровство в рейсе и какие методы борьбы с хищениями грузов бывают читайте в цикле статей: «Полиграф для водителя» и «Полиграф для водителя-2».


Тэги: Максипост, служба курьерской доставки, курьеры, нематериальная безопасность, страхование ответственности
19.11.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх