Уберизируй или уйди: грузовые таланты «Яндекса»


Уберизируй или уйди: грузовые таланты «Яндекса»

О том, зачем «Яндекс.Такси» вышел на рынок грузоперевозок и начнется ли после этого новая жизнь у городской доставки

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор



3 июня 2019 года сервис «Яндекс.Такси» запустил тариф «Грузовой», который позволяет вызвать грузовую машину через приложение. Сервис, рассчитанный на физических лиц, доступен в Москве и Московской области, а также в Нижнем Новгороде. На очереди – Санкт-Петербург. Российский «уберизатор» предлагает два тарифа, в зависимости от типа машины: легковые авто с грузовым отсеком и малотоннажные фургоны, грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Вместе с разнообразными тарифами «Яндекс» привнес в рынок внутригородских грузоперевозок еще два значимых изменения: быструю подачу машины (до 15 минут) и высокую вероятность обратной загрузки. Вслед за этим пришла и новая модель расчета тарифа. Ранее водитель мог получить за трехчасовую доставку – 3 000 рублей, плюс еще добавить 1 000 рублей за подачу, так как ехал до места загрузки он целый час.

Подача в «Яндексе» стоит 949 рублей (минимальная сумма заказа). В эту стоимость входят 5 км и 10 минут пути, а также 20 минут ожидания для того, чтобы успеть с погрузкой. Далее, калькуляция такая (в Москве и ближайшем Подмосковье):

  1. 3 рубля — 1 км
  2. 12 рублей — минута

Тарифы на просторах дальнего Подмосковья уже выше:

  1. 27 рублей — 1 км
  2. 12 рублей — 1 минута

При этом, как отмечает эксперт рынка внутригородской доставки, генеральный директор Livecargo Карен Гомцян, средняя скорость движения автомобиля в Москве – 30 км/ч. Следовательно, за 3 часа автомобиль может проехать около 90 км. Итого: за 2 часа 50 минут пробега оплата составит 2040 рублей, за 85 минут нужно заплатить 255 рублей. Несложными расчетами мы получаем стоимость трехчасовой доставки в размере 3244 рублей. И никаких наценок за часовую подачу по столичным пробкам не предусмотрено.

В среднем, эта сумма на 20% ниже той, к которой привык рынок. Загвоздка в том, что в ней не учитывается стоимость подачи авто. Не забываем и о комиссии «Яндекса» − 24%. В итоге, вместо привычных 4 000 рублей перевозчик получает за доставку 1760 рублей. А для заказчика целых два преимущества: ускоренная подача и сниженный тариф.

Изменение тарифной модели налицо, поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Как изменится рынок с приходом грузового «Яндекса»?

  • • Почему сервис выбирает себе в грузовые партнеры не только перевозчиков, но и экспедиторов?

  • • И главное, кто из пионеров «уберизации» грузового рынка все же сможет выбраться в лидеры?

Об этом мы побеседовали с Кареном Гомкцяном, генеральным директором транспортно-экспедиторской компании Livecargo – одного из первых партнеров грузового «Яндекс. Такси».

А не спеть ли нам песню про тариф

«Три месяца назад "Яндекс" запустил тариф "Грузовой". Мы стали одним из первых партнеров сервиса. Сейчас видим, что неделя к неделе идет рост, пока в арифметической прогрессии − количество заказов стабильно растет. На момент запуска Livecargo подключила к системе 600 автомобилей в Москве. Заказы, поступающие от агрегатора, только в нашей компании исчисляются тысячами, − рассказывает генеральный директор транспортно-экспедиционной компании Карен Гомкцян.

По словам партнера сервиса, главное, что отпугивало водителей в начале – это тариф. Перевозчики не привыкли работать с поминутой тарификацией и оплатой за 1 км пути.

«"Яндекс" мультиплицировал свою методику расчета на грузовой транспорт. Раньше у всех были только "почасовки", когда водитель приезжал на несколько часов, на меньшее время его вызвать было нельзя. А сейчас может оплатить ровно за столько минут, за сколько фактически используется транспорт. Если машина нужна на 10 минут, за 4 часа платить не обязательно», − поясняет генеральный директор Livecargo, партнер «Яндекса» Карен Гомкцян.


«Новая модель не предоставляет возможности выполнить один заказ за 4 000 рублей и сидеть дома на диване»

Новая модель не предоставляет возможности выполнить один заказ за 4 000 рублей и сидеть дома на диване. И в этом основное изменение на рынке. По словам эксперта, теперь за тоже самое время можно заработать и больше, вот только покататься придется по всему городу. При этом оптимальная логистика прилагается.

Несмотря на многочисленные новеллы, лояльность к сервису набирает обороты. По словам генерального директора Livecargo, многие перевозчики, которые уже не первый месяц работают с «Яндексом» даже готовы на брендирование транспортного средства.

«Изначально, при запуске грузового сервиса, у "Яндекса" была проблема в том, что перевозчиков не очень заинтересовало сотрудничество. Сервис так или иначе способен "отъесть" у них часть клиентов», − поясняет Карен Гомкцян.

Получалось так: «Яндекс» может обеспечить плотность заказов за счет своего охвата и рекламных возможностей. А вот плотность перевозчиков могут обеспечить именно логистические компании, у которых есть «пул» водителей (а не транспортные компании), поясняет генеральный директор Livecargo. Так, например привлеченный парк Livecargo в Москве – 600 малотоннажных авто.


«У перевозчиков ограничены ресурсы, у них есть свой парк, который, как правило, занят на конкретных заказах»

«У перевозчиков ограничены ресурсы, у них есть свой парк, который как правило, занят на конкретных заказах», − поясняет Карен. В то время как опытные экспедиторы имеют широкий «пул» постоянных водителей и умеют агрегировать процесс доставки, что позволяет эффективнее наращивать объемы.

Единое транспортное кольцо

Экcперт Livecargo, постоянный партнер «Яндекса» поясняет, что сервис «Яндекс. Грузовое такси» изначально запускался «кольцами». Москва – это центр, от которого коллеги планируют расширяться во все крупные регионы России. Например, объем заказов в Московской области растет, первыми с распростертыми объятьями грузовое «Яндекс. Такси» встретили такие регионы как Химки, Красногорск, Реутов, Мытищи, Люберцы.

«Подключение в других городах также откроет большие перспективы. Водители смогут брать не только рейс в город, но и на межгород. Получается, можно выполнять заказы, вообще не находясь в простое», − восклицает Карен Гомкцян.


«Москва – это центр, от которого коллеги планируют расширяться во все крупные регионы России»

Оценивая перспективы «Яндекса» на рынке доставки, эксперт «Логируса», коммерческий директор Traft Андрей Савин отмечает, что некоторые сервисы могут быть актуальными только за счет скидок. Так, например, 29 августа «Яндекс. Такси» своем блоге анонсировал запуск новой услуги «Доставка». С водителем можно передать чемодан, цветы, документы, пакет с вещами. Главное условие – отправление должно помещаться в машину и весить не более 20 кг. Пока сервис работает только в Москве, но в планах выйти в регионы. По словам эксперта «Логируса» Андрея Савина, смысл в этом сервисе есть только если «Яндекс» удешевит доставку примерно на 30% по сравнению с рыночной стоимостью курьерских услуг.

Сам «Яндекс» не исключает своего выхода на глобальный рынок коммерческих грузоперевозок, об этом представитель IT-гиганта сообщил информагентству РБК 29 августа. «Это могут быть как грузоперевозки на дальние расстояния по высокоскоростным шоссе, так и доставка небольших грузов в городских условиях. Это возможность для более отдаленного будущего», — цитирует издание слова представителя компании.

Кто может сравнится с маркизой моей: неужели «Яндекс» всех сильней?

По разным оценкам, в последние несколько лет на рынок грузоперевозок пришло около 20 сервисов, декларирующих «уберизацию». В сегменте В2В «межгорода» уже не первый год играет «GroozGo» (чтобы узнать об этом подробнее смотрите выпуск «Танго с агрегатором Cargo»). В прошлом году компания сумела привлечь 2,1 млн. долларов инвестиций. Еще один заметный игрок в В2В сегмента доставки – «сколковский» стартап «Везет Всем», который построен на принципе аукциона между грузовладельцем и грузоперевозчиком. Сервис возит как по Москве, так и по всей России.

На рынке внутригородской доставки вместе с «Яндексом» играет опытный боец – «ГрузовичкоФ». Показатели последнего за 6 месяцев этого года демонстрируют рост. Компания нарастила выручку на 15,4%, рост комиссии составил 13,7%, по сравнению с первым полугодием прошлого года. Квартальная чистая прибыль увеличилась в 1,4 раза, отмечается на официальном сайте компании.

Несколько лет назад мы уже писали про наш опыт тестирования  онлайн сервиса по доставке грузов «ГрузоVIG». Уже тогда у него было многое из классических талантов «Яндекс.Такси»: заказ машины через приложение, отслеживание доставки в режиме онлайн, заранее рассчитанная стоимость поездки.

Есть и новичок на рынке, который был рожден чуть раньше грузового «Яндекса» − онлайн-агрегатор Vezubr. Сервис агрегирует в Москве и области, а также здесь уже объявили о выходе на рынок междугородних перевозок. По оценке аналитиков Vezubr, потенциальное количество грузовых коммерческих автомобилей и водителей, которые могут использовать систему в Московском регионе – менее 300 000. По России в целом – 2,5 млн. человек.

Многие сервисы делят свой бизнес на В2В и В2С сегменты. В свою очередь, грузовой «Яндекс» пока финансово общается с каждым заказчиком, как с физическим лицом. «Сложно определить, кто сделал заказ. По нашим наблюдениям соотношение такое: 80% − физлица, 20% − малый и средний бизнес. Юрлица как правило заказывают доставку на один и тот же адрес с определенной регулярностью», − отмечает партнер «Яндекса», генеральный директор Livecargo Карен Гомкцян.

Быть или не быть, «убер» или «почасовки»

«Уберизация» рынка грузоперевозок в России только начинается, констатирует генеральный директор Livecargo Карен Гомкцян. По словам эксперта, рынок не начнет кардинально трансформироваться, пока не будет проработано государственное регулирование.

Так, например, в сегменте B2B сервисов революцию на рынке можно ждать после законодательного закрепления «Электронной транспортной накладной». На сегодняшний день проект Проект Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» находится на стадии рассмотрения. Его издание запланировано на декабрь 2019 года.

По мнению Карена Гомкцяна, рынок не изменится кардинально, пока не будет вмешательства со стороны государства. А пока явного лидера среди сервисов по внутригородской доставке просто-напросто нет, подчеркивает генеральный директор Livecargo.

Сейчас такие сервисы борятся не за внимание клиента, что было бы логично. Им интереснее бороться за внимание водителя, так как именно водители выполняют заказы. А водителям становится все сложнее зарабатывать из-за ужесточения законодательного регулирования: повышение НДС, индексация тарифов «Платон», рост стоимости топлива. В поисках лучших условий они перебегают от сервиса к сервису.

Что касается «Яндекса», его задача сейчас – наращивать клиентскую базу, выходить на новые рынки и обеспечивать интенсивный рост выручки, заключает эксперт.

Вот что «Логирус» может резюмировать уже сейчас:

• С приходом «Яндекс.Такси» на рынок внутригородских перевозок изменится модель расчета тарификации. Сервис уводит в прошлое «почасовки» и предлагает новую модель, по аналогии с легковым такси: оплата поминутно и за количество километров.

• Оплата за доставку для перевозчика в грузовом «Яндекс. Такси» ниже, чем мы привыкли. При этом автоматизированный сервис помогает сократить порожний пробег авто, повысить эффективность работы и увеличить скорость подачи.

• Текущая модель предполагает борьбу онлайн-сервисов за водителей, так как именно они выполняют заказы.

• На рынке транспортной логистики по России сейчас развиваются десятки онлайн-сервисов по модели «убера». Однако явного лидера среди них нет. Развитие тормозится за счет низких темпов развития гос. регулирования в этой отрасли.


Тэги: Яндекс.Такси, автомобильные грузоперевозки, агрегаторы, доставка, IT-платформы, уберизация, тарифы
23.09.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх