А выпускники здесь гордые

Половина вчерашних студентов-логистов не работают по специальности – не устраивает зарплата

Владислав Павлов Владислав Павлов
специальный корреспондент 

Половина вчерашних студентов-логистов не работают по специальности – не устраивает зарплата

Все без исключения логистические компании жалуются на кадровый голод. Квалифицированных кадров не хватает, и на их обучение компании вынуждены тратить время и деньги. В то же время ряд российских вузов имеют факультеты логистики и ежегодно выпускают порядка 100–120 специалистов. «Логирус» задался вопросом: куда идут работать выпускники, и насколько знания и представления о будущей работе, приобретенные в вузе, помогают им в реальной жизни. Для примера мы взяли Высшую школу экономики и МАДИ.

Ежегодно из стен «Вышки» выходят 20–25 дипломированных специалистов в области логистики. Но, как следует из данных Центра мониторинга НИУ ВШЭ, из 24 опрошенных выпускников 2012 года лишь 4 человека (то есть всего каждый шестой) работают в транспортных или логистических компаниях. Столько же трудятся на производстве. Большинство же – 11 человек или 46% – нашли себе применение в сфере торговли. Трое ушли в IT-технологии и программирование, один занимается консалтингом.

При этом можно смело утверждать, что половина всех выпускников 2012 года, даже если они не работают в транспортных или логистических компаниях, трудятся в аналогичных департаментах своих компаний, производственных или торговых. Остальные трудоустроились не по полученной специальности.

Лишь каждый шестой выпускник логистического факультета работает в транспортной или логистической компании
У многих выпускников возникли сложности при трудоустройстве. На вопрос: «Возникали ли у вас трудности с поиском работы? Если да, то укажите характер этих трудностей», – больше половины – 55% – ответили, что трудно было найти работу с интересным содержанием. Трудно было устроиться без опыта работы 51%. Но это как раз понятно – о том, что ждет выпускников-логистов, Логирус уже писал. У 30% возникли проблемы с поиском вакансий, соответствующих полученному образованию. И треть выпускников не устраивал размер предлагавшейся работодателем заработной платы.

Кстати, что касается зарплаты. Ее, по пятибалльной системе, выпускники «вышки» оценили на «троечку». А вот данные по зарплате выпускников МАДИ. Правда, МАДИ располагает обработанными данными только за 2010 год, но эксперты в один голос утверждают, что и в самой зарплате, и в зарплатных ожиданиях выпускников с того времени практически ничего не изменилось, а несоответствие реальности зарплатным ожиданиям только увеличилось.

Заработная плата выпускников на момент окончания вуза
в зависимости от опыта работы
Заработная плата выпускников
 Данные Центра трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-Профи»

Полевые вершители судеб выпускников, то есть руководители HR-департаментов логистических компаний, в общем, не подтверждают тезис исследователей МАДИ и ВШЭ о том, что выпускнику трудно устроиться по специальности без опыта работы, но полностью согласны с тем, что зарплатные ожидания вчерашних студентов слишком и чаще всего совершенно неоправданно высоки. «Логирус» задал «кадровикам» известных логистических компаний два вопроса:
  1. Готова ли ваша компания нанимать выпускников логистических факультетов без опыта работы и, если да, то на какие должности?

  2. Какую зарплату такому специалисту готова предложить ваша компания? Соответствует ли предлагаемая вами зарплата ожиданиям выпускников?

Вот какие ответы мы получили:


Ирина Токарева Ирина Токарева
руководитель департамента по подбору и развитию персонала STS Logistics:
  1. Да, мы рассматриваем выпускников факультета логистики без опыта работы. Как правило, мы предоставляем молодым людям возможность пройти практику в наших оперативных отделах, когда они еще учатся – пусть студенты посмотрят на мир логистики вживую, покажут себя в работе. Наиболее активные практиканты получают возможность пройти в компании преддипломную практику, по результатам которой мы предлагаем некоторым из них рассмотреть вакансии в нашей компании. По вакансиям изначально мы предлагаем стартовые позиции: ассистент, экономист в отделе и т.д. У нас много историй успеха, когда молодые сотрудники достаточно стремительно перемещались на более ответственные позиции.

  2. В данный момент намечается некая переломная тенденция в данном вопросе, зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда студенты не готовы идти на минимальный уровень оплаты труда, чтобы получить первичный опыт, и таких становится все больше. Но, если смотреть объективно, то компания не готова платить молодому специалисту, не имеющему опыта работы в принципе, по уровню компетентного специалиста. Поэтому с такими студентами нам не по пути.

    Мы готовы разговаривать со студентами с уровня оплаты 20 000 на руки по стартовым позициям, когда они становятся полноправными членами команды. Практику в компании студенты проходят бесплатно.

Ожидания выпускников относительно своей заработной платы
Ожидаемый уровень заработной платыДанные Центра трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-Профи»

Юлия Горская Юлия Горская 
руководитель группы по привлечению и интеграции персонала в России FM Logistic:
  1. Да, наша компания рассматривает выпускников вузов на позиции стажеров и специалистов различных направлений. Стажеры работают в профильных департаментах FM Logistic, связанных с управлением складской или транспортной логистикой. Специалистов мы рассматриваем в транспортный департамент на позиции, связанные с документооборотом, обработкой заказов от клиентов.

  2. Зачастую зарплатные ожидания выпускников несколько завышены. Мы предлагаем для выпускников без опыта работы оклад от 20 тысяч рублей, в зависимости от департамента и уровня владения английским языком.


Ирина Коломацкая Ирина Коломацкая           
директор по персоналу компании МОЛКОМ:
  1. МОЛКОМ имеет положительный опыт найма выпускников профильных ВУЗов и факультетов. В компании достаточно регулярно открываются вакансии в сфере транспортной логистики, на которые рассматриваются в том числе кандидаты без опыта работы. Ситуация на рынке труда в сфере логистики на разных уровнях, от линейного персонала до руководящих сотрудников, достаточно сложная – присутствует стабильный кадровый дефицит, стоимость специалистов постоянно растет, в том числе и тех, кто еще вчера был студентом.

    В этой связи МОЛКОМ прорабатывает варианты сотрудничества с несколькими профильными вузами по разным направлениям (организация стажировок для студентов последних курсов, открытие стипендиальных программ и др.).

  2. Парадоксальным образом зарплатные ожидания выпускников зачастую оказываются значительно выше ожиданий кандидатов с опытом работы, и эта тенденция с каждым годом усиливается. Частично это объясняется «кадровым голодом», частично – оторванностью выпускников от реалий рынка, в том числе трудового. Уровень заработной платы, который наша компания готова предложить кандидатам без опыта работы, варьируется в зависимости от задач, уровня подготовки соискателя, его способностей к обучению и др.

    Парадоксальным образом зарплатные ожидания выпускников зачастую оказываются значительно выше ожиданий кандидатов с опытом работы


Ольга Шалдаева Ольга Шалдаева                     
руководитель службы персонала компании «Максилог»:
  1. Почему бы нет, мы берем выпускников без опыта работы, в первую очередь на позицию менеджеров по работе с клиентами. При этом чаще всего их необходимо дополнительно обучать. Кроме того, они могут попасть ассистентами в различные отделы, например, в отдел сертификации.

  2. Зарплатные ожидания молодых людей, только что окончивших университет, чаще всего можно охарактеризовать одним словом – неадекватные. Причем с повышенными, но ни на чем не основанными требованиями к оплате труда со стороны людей без опыта, но с дипломом, приходится сталкиваться все чаще и чаще. Однако бывает и наоборот, люди приходят с одной только просьбой: научите. Такие поначалу готовы работать за небольшую, впрочем, вполне рыночную зарплату. Именно они растут быстрей других. Соответственно, растет и их доход.

Подводя итоги, можно сказать, что у выпускников-логистов нет проблем с трудоустройством по специальности – было бы желание. А вот с желанием есть проблемы, и объясняются они чаще всего тем, что вчерашние студенты без опыта работы зачастую убеждены в том, что достойны заработной платы начальника отдела, проработавшего в отрасли с десяток лет. Хотелось бы сказать, что это личные проблемы выпускников и не проблемы компаний, однако не получается – ведь все без исключения логистические компании жалуются на кадровый голод.

Тэги: профобразование
21.11.2013

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх