О чайниках, ослах и бакалаврах логистики

Три главных пробела в знаниях выпускников логистических факультетов

Владислав Павлов Владислав Павлов
специальный корреспондент 

Три главных пробела в знаниях выпускников логистических факультетов 

Ничто не берется ниоткуда. Машины и мебель, продукты и напитки, все, что у нас на рабочем столе и на нас самих, кто-то откуда-то привез. Миром правит логистика. Соответственно, одним из перспективных видов деятельности может стать работа в логистической компании. Так или примерно так думают молодые люди, выбирая будущую специальность.  

После школы они поступают в вуз, где есть факультет логистики, и… возможно, делают ошибку. Нет, посыл-то правильный. Вывод не совсем верный. Профильные факультеты в МИИТ, МАДИ, Плехановке или ВШЭ дадут теоретический курс лекций по специализации: управление цепями поставок, логистика торговых компаний, промышленная логистика, логистика&SCM и ERP-системы. Это всё важные составляющие логистической науки. Но там не научат главному – как продавать логистические услуги. А ведь именно менеджер по продажам – должность, которую, за редким исключением, только и сможет получить выпускник логистического факультета.

Получается, что новоявленный молодой специалист, скорее всего, в логистической компании будет заниматься тем, чему его ни минуты не учили в университете.

Так чего же не знают и не умеют выпускники логистических факультетов?

Пробел № 1: неумение общаться с клиентами по телефону

Как вы думаете, каково бывает узнать начинающему менеджеру, что вместо минимум четырех лет учебы в университете нужно было потратить всего-то несколько академических часов и не так уж много тысяч рублей, чтобы просто пройти хороший тренинг по технике «холодных» звонков? Впрочем, тем, кто составляет учебные программы профильных факультетов, тоже можно было бы подумать о том, чтобы их студенты этой техникой владели. Ну, просто для того, чтобы выпускаемый специалист действительно был специалистом. Не так уж это дорого, а люди потом спасибо скажут.

Неумение общаться с клиентами по телефону «Телефонная трубка – это продолжение вашей руки, это третье полушарие вашего мозга, ваша любовница, подруга и жена, – будет объяснять своему новому «бестолковому» подчиненному начальник отдела продаж, – а с ними надо уметь обращаться». Увы, работа в офисе с ежедневным обзвоном потенциальных клиентов – это то, чего совсем не умеют делать выпускники МАДИ и МИИТа.

Оставаться вежливым и настойчивым (но не навязчивым) после того, как его в очередной раз в мягкой (или не очень) форме попросят больше не беспокоить – для человека, не прошедшего специальное обучение, задача практически невыполнимая. Но, что приятно, освоить навыки «холодных» звонков при желании нетрудно и много времени это не займет. Впрочем, наверняка найдутся и такие, которым подобные занятия покажутся недостойными их квалификации и интеллекта. Ни одного совета для этих граждан в данной заметке не содержится.

Пробел № 2: незнание географии

Клиенту нужно предложить наиболее удобный маршрут доставки товара. Убедительно объяснить, через какие страны этот путь может пройти или, наоборот, проходить ни в коем случае не должен. И тут, как правило, начинающие менеджеры «плывут». Как показывает практика, незнание географии – общая беда большинства вчерашних студентов.

«Эй, мальчишка, покажи мне, где Север!», – помнится, обращался некий белый медведь к знаменитому двоечнику и бездельнику Виктору Перестукину. Перестукин отправил медведя сначала на юг, а потом в сторону восходящего солнца. Так вот, руководители отделов продаж хором жалуются на слишком высокую плотность перестукиных среди выпускников. Сколько стран надо проехать, чтобы попасть из России в Италию? Какие это страны? Где Камбоджа, а где Лаос? Увы, двое из трех молодых «специалистов» не могут ответить на эти вопросы. Скажем больше: сейчас уже не все выпускники логистических факультетов знают, что между Томмотом и Якутском через Лену нет моста. Если так и дальше пойдет, то через несколько лет они не будут знать, что там вообще есть река. Впрочем, зачем им знать? К тому времени мост-то уже построят.

В общем, не худо было бы начинающему логисту повесить перед собой хотя бы карту России и Европы. Повесить на такое место, чтобы почаще попадалась на глаза. Мы такое место знаем, можем подсказать. А еще можем познакомить вас с товарищем старшим сержантом – лучшим логистом СССР. Берите пример!

 
 
 
00:00
 
00:00
 
 
 
 
 
 
 


Пробел № 3: незнание специальной терминологии и профессионального сленга

Разумеется, в вузе это проходят. Студенты когда-то учили товарную номенклатуру, разбивку товаров по группам ВЭД и т.п. и даже это как-то сдавали. Но теперь необходимо применять это на практике, оперировать специальными терминами, говорить с клиентом на профессиональном языке. Например, клиент говорит «мне нужно перевезти товар группы 0157». Ага, понятно, это ткань, не х/б и не шелк, это шерсть, причем высоковорсистая.

Вы скажете, что клиенты, которые разговаривают на подобном птичьем языке, то есть называют шерсть не шерстью, а товаром группы 0157, в природе встречаются редко, а в наших климатических условиях и вовсе уникальны? Это чистая правда, но все-таки они есть, а значит, им нужны логисты, которые их понимают. Увы, такие не всегда находятся быстро.

«У меня товар ниже рисков. Где вы открываете T.I.R.? Вы без перевертов едете?» Если после этих вопросов менеджер, вместо того, чтобы немедленно и звонко отреагировать: «Мы с перевертами не работаем, у нас солидная компания с незапятнанной репутацией!», – вдруг «завис», все, его дело труба. В смысле, он так и будет сидеть с трубкой телефона, а клиент уйдет к другому логисту. Он поступит точно так же, если менеджер перепутает «чайников» с «ослами». Этого ни в коем случае нельзя делать, «чайники» и «ослы» – это не одно и то же, хотя лица у них одинаковые. «Чайники» – континентальные шанхайские парни, а «ослы» из Гонконга, и друг другу они не товарищи!

Итак, география, профессиональный жаргон, терминология и навыки «холодных» звонков – общие слабые места сегодняшних выпускников. А со слабыми местами трудно найти подходящее место подвига с приличной ежемесячной платой за его совершение. Впрочем, будем честны до конца: вышеперечисленные знания и навыки пригодятся далеко не всем – если лично вы намерены начать свою карьеру сразу с должности вице-президента по логистике, то вам все это знать, видимо, ни к чему. Простите, что отняли время.LR

Тэги: профобразование
29.10.2013

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх