Падение грузопотока на Балтике все равно сменит рост
14.09.2015
10-11 сентября
VII Балтийский транспортный форум
В Калининграде прошел VII Международный Балтийский транспортный форум. Два дня – 10 и 11 сентября – на VII Международном Балтийском транспортном форуме специалисты решали многочисленные проблемы, традиционно связанные с уникальным положением региона, а в последнее время и – с геополитической ситуацией, знакомились с практикой транспортного бизнеса в рамках профессиональных экскурсий, обменивались мнениями и опытом.
Несмотря на объективно непростую ситуацию со снижением объемов перевалки в портах Балтийского бассейна (особенно тяжело дело обстоит с контейнерными грузами), участники форума высказали различные варианты решения этой проблемы, в т.ч. посредством привлечения дополнительных грузопотоков, решением тарифных, инфраструктурных и прочих головоломок.
О ситуации с перевалкой грузов в российских портах подробно в первый день конференции доложил собравшимся Виктор Вовк, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта. В числе прочего, он отметил, что в Калининградской области скоро заработает терминал сжиженного природного газа, его мощность составит 2,1 млн тонн в год. Инвестором проекта выступит Газпром.
За самый главный презент от Балтики к предстоящему чемпионату мира по футболу – 2018 на форуме «боролись» два проекта:
Алексей Клюнеев, советник губернатора Калининградской области сделал ставку на Морской пассажирский терминал в г. Пионерский.
Александр Сержантов, директор филиала АО «РЖД Логистика» в г. Санкт-Петербурге ратовал за скоростную автодорогу Москва–Санкт-Петербург. Как известно, новая дорога пройдет в основном параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и будет пересекать ее на ряде участков с устройством транспортных развязок в разных уровнях, что позволит, как рассчитывают специалисты, переключать движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот. Строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом.
Также на форуме был особо отмечен проект Белкомур, который в рамках визита президента в Китай, получил дополнительный толчок в своем развитии. Об этом рассказал Никита Каменир, заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. Проект предполагает строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск протяженностью 1161 километр. Дорога свяжет Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. Будет заново отстроено более 700 км пути, пройдет реконструкция и усиление действующих линий. В перспективе магистраль обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии.
Сергей Соколов, советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии напомнил собравшимся, что вот уже больше половины года мы живем в рамках Евразийского экономического союза, чему способствовало и вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Эксперт отметил, что состав участников Договора в текущем году расширился: так, с 1 января Республика Армения стала его полноправным участником, а с 12 августа 2015 г. – Кыргызская Республика. Второй год на площадке Евразийской экономической комиссии проводится работа по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. И заинтересованные специалисты могли бы лично принять участие в формировании предложений по содержанию этого документа.
В рамках пленарной сессии выступил также заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Алексей Горлинский. Он доложил об антимонопольном регулировании и защите конкуренции в сфере водного транспорта, рассказал о ходе расследования деятельности линейных операторов, которое ФАС начала еще в 2012 году после одновременного повышения ими фрахтовых ставок. Недавно службой как раз были получены результаты научно-исследовательской работы по анализу контейнерного рынка. И после заседания соответствующей комиссии, намеченной на середину сентября, мы уже узнаем результаты.
Выступление Андрея Мошкова, заместителя директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – начальника Калининградского управления стало становым хребтом сессии « Порты Балтии: конкуренция обостряется». И, действительно, обострение конкуренции произошло и между паромными и железнодорожными перевозками. Ежегодный рост жд-тарифа этому только способствует. Дороги-транзитеры (Белорусская и Литовская) даже вводят беспрецедентные скидки. Заместитель директора Дирекции по грузовым перевозкам АО «Литовские железные дороги» Саулюс Стасюнас подтверждает, что в текущем году номенклатура грузов, на провоз которых предоставляются скидки, расширена на ЛЖД с 19 до 35 позиций. Однако рост курса валюты, которой оплачивается транзит, все равно недоступен для большинства грузовладельцев.
Андрей Мошков также отметил, что из 15 действующих стивидорных компаний, баланс в Калининграде позволяет держать только Содружество-Соя. 34 % всего грузооборота порта Калининград приходится именно на эту компанию, в управлении которой находится современный терминал около города Светлый на берегу Калининградского морского канала, первая очередь терминала была введена еще в 2007 году, вторая — в июне текущего года. На пропускную способность в 5 млн тонн в год, он выйдет, как планируется, уже в 2015 году.
Михаил Ерофеев, генеральный директор ООО «Мультимодальный комплекс «Усть-Луга» уделил внимание теме Балтийской агломерации инфраструктурно-промышленного типа на примере своей компании. Ведь при разработке проектов всегда принимается в расчет, только то, как будут развиваться связи: экономические, культурные, транспортные. Вся инфраструктура была рассчитана именно на морской порт, не было учтено развитие торговых территорий и территорий, которые расположены вдали от порта – и именно здесь теперь приходится дорабатывать, вести проектные разработки по формированию агломерации. Из конкретики: к 2019 году в Усть-Луге должен быть запущен завод удобрений, с проектной мощностью – 1,24 млн т гранулированного карбамида в год и 350 тыс т аммиака ( в проект последнего уже собираются вложить 600 млн долларов, отметил эксперт).
Алексей Павлов, генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания» доложил, что контейнерный грузооборот портовых операторов региона по итогам 7 месяцев сократился на 58% относительно того же периода 2014 года. Контейнерный грузооборот портов также напрямую зависит от динамики развития промышленных предприятий области и состояния экономики региона в целом. Весь импорт предназначается исключительно для внутреннего потребления региона, а доля транзита на основную территорию РФ и страны Таможенного союза ничтожно мала. Для организации транзита санкционных грузов компания предлагает возможность инвестирования в строительство рефрижераторных складов, имеющих таможенный статус, инфраструктуры припортовой территории, что позволит привлечь грузопоток более 200 тысяч тонн в год продукции через Калининградскую область в Среднюю Азию и Республику Казахстан.
В рамках сессии «Железнодорожный транзит» Сергей Серга, первый заместитель начальника Калининградской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» отметил, что обороты магистрали за 8 месяцев упали на 17%, снизилась погрузка (на 5,2%). Но железнодорожники тоже не собираются сдаваться и формируют свои предложения для привлечения грузов. Помимо контейнерного поезда на Москву, активно решается вопрос организации перегруза с широкой колеи на узкую на станциях Дзержинская-Новая и Черняховск, что позволит направлять грузы из Калининграда через Польшу на Восточную Европу, а также из Польши в Россию и Казахстан.
Владимир Михайлюк, первый заместитель начальника Белорусской железной дороги считает перспективным использовать возможность единого экономического пространства – Шелкового пути особенно, с целью привлечения стабильного грузопотока. По результатам договоренностей начальников БЖД и Калининградской железной дороги, 5 ноября пройдет совместный круглый стол с участием крупнейших грузовладельцев, который, уверен эксперт, также поспособствует увеличению объема транзитных грузов.
На завершающей сессии форума – «Калининград: трамплин для международных перевозок» специалисты попытались представить полную картину повышения привлекательности региона. Леонид Степанюк, председатель Комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, член Правления КТПП, генеральный директор ООО «ДСВ Транспорт» заявил: «Наше преимущество - это статус особой экономической зоны, свободной от таможенных платежей. Ряд предприятий уже сегодня с выгодой для себя используют наши возможности. С учетом необходимости оптимизации расходов многие грузовладельцы всерьез задумались о ввозе транзитных грузов на территорию ОЭЗ КЛД, для беспошлинного и без НДС хранения товаров, учитывая и более низкую стоимость переработки и хранения товаров на складах области. Вскоре вступит в силу решение о транзите товаров из Калининграда в Россию, которое существенно упростит и добавит конкурентных преимуществ региона».
Руководители крупнейших российских и зарубежных компаний, представители государственных структур принимали участие в форуме: Росморречфлот, Росграница, Росжелдор, ФТС, Росморпорт, Евразийская Экономическая комиссия, Российские железные дороги, Белорусская железная дорога, Литовские железные дороги, Белинтертранс-Литва, РЖД Логистика и многие другие.
Все их предложения, которые прозвучали на форуме, найдут свое применение: по итогам форума будет составлена соответствующая резолюция, которая традиционно рассылается во все профильные ведомства. Диалог между властью и бизнесом давно назрел, и он, безусловно, посодействует как развитию транспортной системы Балтийского региона, так и развитию экономики страны и Калининградской области.
Перейти на страницу мероприятия
Вернуться к списку релизов