Сизифов ВЭД

Где в 2024 году российские компании могут искать тихие банковские гавани, и чего не хватает бизнесу, чтобы параллельный импорт пошел как по маслу

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора




Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций: на начало 2024 года их насчитывается 18 772. Внешнеэкономическая деятельность в таких условиях превращается для российских компаний в полосу препятствий, барьеры на которой бесконечно обновляются и усложняются. Среди таможенных представителей и брокеров даже появился термин «рутинизация форс-мажоров», который наглядно описывает то, в каком режиме приходится работать участникам ВЭД.

Бизнесу приходится регулярно перестраивать цепочки поставок и проведения платежей, так как все больше и больше товаров попадает в санкционные списки. Банки дружественных стран один за другим ужесточают комплаенс1 в страхе попасть под вторичные санкции. Иностранные производители требуют гарантий того, что их продукция не попадет в Россию, а таможня требует подтверждения подлинности ввозимых товаров.

Но, несмотря на все сложности, в 2023 году Россия нарастила объем импорта на 11,7% год к году – до $285,1 млрд. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Какие страны российские учВЭДы смогут использовать в 2024 году в качестве финансовых хабов?

  • • Какую комиссию за свои услуги просят «платежные агенты»?

  • • С каким договором идет рука об руку финансовая логистика с договором купли-продажи?

  • • Каков «срок годности» схем по оплате санкционных товаров?

  • • К чему особенно тщательно присматривается таможня в 2024 году?

  • • Какие льготы и преференции для участников ВЭД работают на практике?

  • • На чем придется «раскошелиться» параллельным импортерам?

  • • И почему учВЭДам проще забыть о предварительной классификации, чем ввязываться в нее?

Ответить на эти внешнеэкономические вопросы «Логирусу» помогали:


Анна Морозова
директор ООО «ТЛК Восток Логистик»
Анна Морозова
Александр Дягтерев
руководитель АО «ВЭД Агент»
Александр Дягтерев
Андрей Серебряков
заместитель директора по работе с клиентами АО «Канавара Групп»
Андрей Серебряков
Татьяна Алексеева
генеральный директор Logita Trade
Татьяна Алексеева
Ольга Левшина
менеджер по импорту «Е.Кампани»
Ольга Левшина
Вячеслав Дубовик
руководитель отдела по таможенному оформлению АО «Канавара Групп»
Вячеслав Дубовик
Александр Амбросимов
специалист по логистике таможенного брокера «ГТК Сервис»
Александр Амбросимов

Куча счетов, недолговечные схемы и рост комиссий

Самым серьезным вызовом в 2024 году для российских участников ВЭД станет усложнение финансовой логистики. Так считают все опрошенные «Логирусом» участники рынка.

Схемы оплаты за санкционные товары и услуги, приобретенные в США или странах Евросоюза, можно использовать на протяжении очень короткого промежутка времени: от 3 недель до 1 месяца максимум, рассказала директор ООО «ТЛК Восток Логистик» Анна Морозова. Затем придется искать другой вариант, так как зарубежные финансовые регуляторы «отлавливают» подозрительные транзакции, направляют банкам предостережение и пресекают проведение платежей.

По словам участников рынка, маршрутизация платежей выстраивается с опорой на внешнеэкономический контракт и подразумевает не только разрыв «финансовой цепочки», но и цепочки поставки. Для этого санкционные товары проводят через бондовые склады, где импорт оформляют на резидента страны-транзитера. А он уже осуществляет перепродажу груза в Россию.

Основными финансовыми хабами для российских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на данный момент являются Гонконг, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам и Индия. Однако кредитные организации этих стран регулярно ужесточают требования комплаенса, опасаясь вторичных санкций.

Сложнее всего сейчас проводить платежи через Индию, отмечает Анна Морозова. Так как кредитные организации этой страны запрашивают максимальное количество документов по внешнеэкономической сделке и ее участникам. Например, необходимо показать историю взаимоотношений с контрагентом, объяснить, почему выбран именно этот партнер, доказать обоснованность поставки именно в Индию и т.п., перечислила эксперт.

Китайские банки в этом году также ужесточили комплаенс. Так, при оплате в юанях они стали запрашивать коды ТН ВЭД, названия судов, которые осуществляют транспортировку груза, и их идентификационный номер или IMO, добавил заместитель директора по работе с клиентами АО «Канавара Групп» Андрей Серебряков. Если код попадает в перечень санкционных, то платеж отклоняют.

Основными финансовыми хабами для российских ВЭД на данный момент являются Гонконг, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам и Индия

В случае удлинения цепочек оплаты, за счет встраивания в процесс посредников, сроки исполнения платежа увеличиваются. Каждое звено добавляет от двух до пяти банковских дней, уточнил Андрей Серебряков. Кроме того, при расчетах в нацвалютах возникают сложности с кросс-курсами, которые на 2-3 рубля выше биржевых. Параллельно растут и издержки на комиссиях, которые взимают «платежные агенты». По неофициальным данным, они достигают 3-5% от стоимости внешнеэкономического контракта.

Для нивелирования рисков блокировки платежей участникам ВЭД приходится иметь сразу несколько действующих расчетных счетов в различных банках: обычно три-четыре, рассказал руководитель АО «ВЭД Агент» Александр Дягтерев. Так как одна кредитная организация не способна предоставить оптимальные условия с точки зрения тарифов и сроков для всех стран.

– Раньше у нас был один расчетный счет. Сейчас три. Один из них пришлось открыть специально для поставки из Вьетнама, – поделилась опытом генеральный директор Logita Trade Татьяна Алексеева.

Андрей Серебряков рекомендует открывать счета в Гонконге, Киргизии и Азербайджане, так как там до сих пор наиболее лояльные условия к российским компаниям. Но окончательное решение по выбору страны зависит от «вводных данных от зарубежного поставщика», предупреждает эксперт.

– Именно они должны изначально давать четкие установки о том, от каких стран они готовы принимать платежи. Потому что, например, некоторые иностранные компании считают, что использование Азербайджана или Киргизии как расчетного хаба приведет к попаданию под вторичные санкции, – рассказал Андрей Серебряков.

Вместе с тем участники ВЭД все активнее присматриваются к альтернативным вариантам взаиморасчетов. Один из них – бартерные сделки, которые уже сейчас работают на практике, рассказал Александр Дягтерев. В 2024 году их становится больше, в том числе с Гонконгом и КНР. Главный их плюс в том, что экспортно-импортные обязательства можно закрыть «без движения денег» по любым номенклатурам товаров, пояснил эксперт.

– В этом случае в кредитную организацию направляют отчетные документы о том, что российская компаниям, допустим, купила у иностранной компании товар на $100 тыс. и продала им продукцию на такую же сумму, – пояснил эксперт. – Все. Сделка закрыта. Все довольны.

Однако позитивный опыт использования новых платежных инструментов есть не у всех участников ВЭД. По словам Андрея Серебрякова, альтернативные платежные системы – например, PingPong Payments или Xtransfer – не гарантируют успешных взаиморасчетов с зарубежными контрагентами. Так как они не снимают рисков попадания под вторичные санкции, а значит платеж может быть заблокирован.

Один на троих сертификат, декларации на автомате и цифровые жалобы

Для того чтобы поддержать участников ВЭД в условиях санкционного давления бизнесу с 2022 года были предоставлены различные меры поддержки: от обнуления ввозных пошлин до расширения режима упрощенного декларирования.

По оценкам ФТС, в 2022 году в результате действия комплексного плана поддержки участники ВЭД получили 1 трлн рублей льгот и преференций, в 2023 году – всего 550 млрд рублей.

Помимо сниженных или нулевых ввозных пошлин российские компании активно применяют на практике и другие возможности. Например, «Е.Кампани» пользуется правом не предоставлять сертификат соответствия на импортируемые запчасти для бытовой техники, рассказала менеджер по импорту Ольга Левшина.

– Единственное, что требуется, направить таможне письмо-уведомление, в котором указывается номер сертификата при оформлении декларации, – пояснила эксперт.

Еще одно упрощение, которым активно пользуется бизнес – это постановление №353 от 12.03.2022 года (ист.). Оно позволяет другим юрлицам использовать ранее оформленные сертификаты или декларации соответствия на идентичные товары, рассказал руководитель отдела по таможенному оформлению АО «Канавара Групп» Вячеслав Дубовик.

Существенно упрощает и ускоряет ведение бизнеса механизм автовыпуска деклараций. У «Е.Кампани» (LR. отнесена к категории низкорисковых), например, доля таких документов с конца 2023 года выросла до 90%, рассказала Ольга Левшина. В этом году их станет еще больше, считает руководитель АО «ВЭД Агент» Александр Дягтерев. Так как ФТС совершенствует систему алгоритмов, которые позволяют проверять декларации в автоматическом режиме. А после запуска в этом году Главного центра обработки данных в Твери стабильность работы таможенных систем кратно возрастет.

Российские компании также активно используют в своей работе «Личный кабинет» участника ВЭД на сайте таможни, отметила Ольга Левшина. По ее словам, портал позволяет дистанционно получать и направлять в ведомство различные запросы, подавать жалобы и т.д. Но хотелось бы, чтобы функционал электронного взаимодействия с таможенными органами постоянно расширялся.

– Например, нам как-то нужно было выяснить один момент по стат-декларированию2, и для того, чтобы получить ответ, пришлось направлять в таможню бумажный запрос на консультацию. Отслеживать его получение. Это неудобно. Хотелось бы, чтобы это можно было делать в электронном виде, – отметила собеседница «Логируса».

Участники ВЭД активно пользуются правом использовать ранее оформленные сертификаты или декларации соответствия на идентичные товары. Эта преференция была введена в 2022 году постановлением Правительства №353

«Параллельные» несостыковки, обезличенный импорт и изнурительная классификация

Однако в экспортно-импортной деятельности российских участников ВЭД остается еще немало нерешенных проблем. Часть из них связана с поставками по «параллельному импорту». Несмотря на то, что ввоз такой продукции был разрешен еще в 2022 году, это «систему показателей в профилях таможенных рисков» не скорректировали, рассказал руководитель отдела по таможенному оформлению АО «Канавара Групп» Вячеслав Дубовик.

– В условиях параллельного импорта и санкций нет возможности заключать прямые договоры с производителями и переводить оплату напрямую первоначальному отправителю или продавцу. Однако таможня для подтверждения стоимости продолжает требовать прямые документы: прайс-листы производителя, оплаты и т.п. Так как участники ВЭД не могут их предоставить, ФТС корректирует таможенную стоимость по максимальным уровням, исходя из своей базы данных, – пояснил собеседник «Логируса».

Еще об одной нестыковке рассказала директор ООО «ТЛК Восток Логистик» Анна Морозова. Для закупки товаров в США или странах ЕС, нужно сделать так, чтобы производитель не догадался, что конечным получателем будет российская компания. Для этого продукция максимально «обезличивается»: убирается маркировка EAC и товарные знаки. Но российская таможня требует, чтобы все эти средства идентификации были нанесены на импортную продукцию.

– Выходом, на наш взгляд, могло бы стать разрешение наносить маркировку на складах временного хранения уже на территории РФ, – рассуждает собеседница «Логируса».

Нерешенными остаются и проблемы с начислением антидемпиноговой пошлины, рассказал Вячеслав Дубовик. Часто приходится сталкиваться со следующей ситуацией, приводит пример эксперт. Допустим, происхождение товара подтверждено и документально, и по факту таможенного досмотра. Но если нет непреференциального сертификата3 происхождения, например, формы «А», то антидемпинговую пошлину все равно начислят.

Очень сложной остается и процедура получения предварительного классификационного решения, признает Вячеслав Дубовик. Нужно заблаговременно направить в таможню большой комплект документов, по которому через 30 дней, скорее всего, пришлют дополнительный список вопросов, часто формальных.

– Ты отправляешь на них ответы и снова ждешь. И все это время груз стоит, а издержки множатся, – констатирует эксперт. – Именно по этой причине участники ВЭД крайне редко пользуются возможностью получения предварительной классификации. Только в тех случаях, когда понимают, что на внутреннем ЦЭД не смогут доказать правильность выбора кодов. Выходом из ситуации стало бы разрешение на получение классрешений, которые можно было бы применить уже после таможенного оформления, считает Вячеслав Дубовик.

Повышенный интерес к вопросам классификации импортных товаров заметили и в «Е.Кампани». По бытовой технике коды ТН ВЭД достаточно простые и очевидные, а вот по запчастям для них – нет, рассказала менеджер по импорту «Е.Кампани» Ольга Левшина. Например, нагревательные элементы сопротивления таможня сейчас переклассифицирует в нагреватели, что увеличивает ставку ввозной пошлины на 5%.

«Дружба» без посредников, made in EU и мечты о собственных филиалах

В числе стратегических задач на 2024 год практически все собеседники «Логируса» упомянули расширение пула зарубежных партнеров. Так, Logita Trade постоянно рассматривает новых агентов из различных транзитных стран для снижения себестоимости доставки из Европы и других недружественных стран, рассказала генеральный директор компании Татьяна Алексеева. «ГТК Сервис» в том числе сконцентрируется на поиске прямых автоперевозчиков, морских линий, операторов железнодорожной инфраструктуры на плече «Россия – Китай», «Россия – СНГ» «Россия – ЕС», рассказал специалист по логистике таможенного брокера Александр Амбросимов.

«Е.Кампани» в этом году также планирует расширить пул поставщиков. Сейчас продукция ввозится в основном из Турции и Китая, но компания задумалась о поиске производственных площадок в странах ЕС, рассказала менеджер по импорту Ольга Левшина.

«ВЭД Агент» своей стратегической целью в 2024 году видит укрепление деловых отношений с партнерами в Китае, Турции, Индии, Вьетнаме и Таиланде. При существенном увеличении объемов поставок с этими странами компания допускает открытие там собственных филиалов.

1Банковский комплаенс – это инструмент анализа и контроля, который нацелен на проверку действующего или потенциального клиента на предмет благонадежности и реальности деятельности. Главная задача комплаенса – защита от проведения сомнительных операций, таких как обналичивание, вывод средств за рубеж, транзитные и не имеющие смысла операции, операции с целью уклонения от налогов.

2Статистическое декларирование – это статистическая форма, представляемая в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза.

3Непреференциальный сертификат происхождения – это форма сертификата, выдаваемого с целью соблюдения непреференциальных правил происхождения. Этот тип сертификата в основном удостоверяет страну происхождения продукта, не давая ему права на льготные тарифы в рамках преференциальных торговых режимов.

Тэги: финансовая логистика, цепочки поставок, таможенного оформление, пошлины, ТЛК Восток Логистик, Анна Морозова, ВЭД Агент, Александр Дягтерев, Канавара Групп, Logita Trade, Татьяна Алексеева, Е.Кампани, ГТК Сервис, Андрей Серебряков
22.02.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх