Рамки двойного назначения: чья перевесит


Рамки двойного назначения: чья перевесит

Чего ждет транспортная отрасль от системы автоматического весогабаритного контроля 2.0, чего опасается, о чем мечтает и будет ли достигнут баланс интересов бизнеса и власти

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
корреспондент

Рамки двойного назначения: чья перевесит


Система автоматического весогабаритного контроля (САВГК) в пилотном режиме была запущена Росавтодором 1 октября 2016 года в Вологодской области. Регион выбрали не случайно. По данным ведомства, именно здесь было зафиксировано максимальное количество весовых и габаритных нарушений. Через год ведомство отчиталось о первых успехах. Число нарушений снизилось на 17%, а суммарный объем выписанных штрафов составил 175 млн рублей.

По данным на начало 2018-го, в России действовали 25 автоматизированных пунктов в боле чем 17 регионах. По плану, до конца года их количество должно увеличиться до 125, в 2020-м – до 387. В результате «умные весы» должны охватить все федеральные трассы из расчета на каждые 100-150 км.

Сейчас к развитию системы хочет подключится «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), которая предложила Минтрансу помощь в развертывании САВГК на базе «Платона». В числе преимуществ от интеграции двух систем РТИТС назвала:

  • Снижение стоимости внедрения для регионов, так как максимально используется функционал уже существующей федеральной системы.
  • Снижение издержек при дальнейшей эксплуатации, так как отсутствуют дублирующие элементы.
  • Интероперабельность – использование в транспортных средствах одного бортового устройства при движении по любым дорогам на территории Российской Федерации.
  • Единая точка расчетов и учета, возможность формирования консолидированной отчетности.
  • Возможность распространения на все регионы РФ в любой последовательности независимо друг от друга.


Теперь несколько слов об экономии. Согласно исследованию, проведенному по заказу Росавтодора в 2016 году, объединение систем позволит снизить операционные затраты на 14 млрд рублей. Именно такую экономию принесет использование уже установленных на российских дорогах рамок контроля. На тот момент их насчитывалось 387 штук, 256 из которых были пригодны для объединения с САВГК.

В настоящий момент заявка РТИТС находится на рассмотрении Минтранса РФ и Росавтодора. Согласно установленным законодательством срокам, ее рассмотрение должно завершиться в сентябре нынешнего года.

Окончательные технические параметры будущей системы еще не определены. Но на заседаниях рабочих групп, в которых принимал участие бизнес и представители отраслевых ассоциаций, высказывались предложения по апгрейду ныне действующей системы автоматического весогабаритного контроля.

Как изменится весогабаритный контроль в связке с системой «Платон». Какие требования бизнеса учтены, а какие еще рассматриваются. Чем так опасно отсутствие нормативного порядка контрольного взвешивания для перевозчиков и грузоотправителей. И наконец, поможет ли двойная сила РТИТС справиться с лишним весом «Логирусу» рассказали:

Ольга Федоткина 
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ)
Ольга Федоткина
Тарас Коваль
Заместитель генерального директора по связям с органами власти компании Trasko
Тарас Коваль
Владимир Матягин
Президент Ассоциации «Грузавтотранс»
Владимир Матягин
Андрей Кочнев
Руководитель проектов по безопасности цепочки поставок ООО «Леруа Мерлен Восток»
Андрей Кочнев
Роман Юников
Заместитель директора ООО «Сельта» (основное автотранспортное предприятие розничной сети «Магнит»
Роман Юников


Уступки системы

Несмотря на отсутствие «технической конкретики» по будущей САВГК 2.0, достоверно известно, что РТИТС все-таки планирует дорабатывать систему, опираясь на критику грузоперевозчиков и грузоотправителей. Так, по словам генерального директора компании Антона Замкова, на данный момент учтены три предложения бизнес-сообщества, которые, пожалуй, и являются самыми весомыми плюсами будущей системы.

Во-первых, запуск САВГК 2.0 будет сопровождаться тестовым периодом с выпиской нулевых штрафов. По мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, система должна будет пройти «обкатку». На эти цели, по самым оптимистичным прогнозам, может уйти от полугода до года.

– Введение автоматического контроля должно происходить постепенно и под жестким контролем со стороны государства, – уверен президент Ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Так, в Германии, система автоматического весового контроля уже несколько лет работает в тестовом режиме именно потому, что высока погрешность измерения (LR. на пунктах автоматического весового и габаритного контроля).

На это влияют сразу несколько факторов, объясняет эксперт. Во-первых, тип груза. Насыпные и наливные из-за своих физических свойств постоянно меняют нагрузку на оси.

Во-вторых, датчики встроены в дорожное полотно. При интенсивном движении оно постепенно выходит из строя, что также влияет на точность измерений. В Германии эти моменты учитываются. Поэтому если при пересечении автоматического пункта весового контроля у машины выявляются какие-то нарушения, полиция ее останавливает и отправляет на контрольное взвешивание на стационарные весы.

Также, нарушителей с превышеним весогабаритных параметров планируется информировать с помощью смс-уведомлений. Сейчас подобная «опция» отсутствует.

В-третьих, будущая САВГК 2.0 будет иметь возможность интеграции с системой выдачи спецразрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, разработкой которой занималась ООО «ИБС Экспертиза».

Потенциальные «плюсы» от внедрения САВГК 2.0 отмечают и опрошенные «Логирусом» эксперты. Так, по мнению руководителя проектов по безопасности цепочки поставок ООО «Леруа Мерлен Восток» Андрея Кочнева, снижение влияния человеческого фактора на систему должно свести на нет коррупциогенные факторы. Эксперт также надеется, что внедрение доработанной САВГК все-таки дисциплинирует транспортные компании.

– Я имею ввиду то, что транспортные компании начнут внимательнее относиться к вопросам погрузки и тщательнее инструктировать водителей. Так как последние пока неохотно участвуют и контролируют данный процесс. А ведь лучше водителя никто не знает его машину, – поясняет эксперт. – Например, некоторые наваривают на фуры дополнительные баки для дизельного топлива, чтобы реже останавливаться в пути для дозаправки. А это увеличивает нагрузку на ось почти на тонну. Соответственно товара в машину нужно грузить меньше. 

Право на погрешность

Однако по факту предложений бизнес-сообщества намного больше. Они касаются и законодательных, и технических нюансов. С помощью экспертов, особенно СЭЛ, который занимался обобщением и систематизацией бизнес-инициатив, «Логирус» постарался выделить основные из них:

  • Формирование единых требований к работе САВГК на территории всей страны.
  • Корректировка плотности постов автоматического контроля на трассах.
  • Четко прописанная процедура оспаривания результатов САВГК при несогласии грузоперевозчика с результатами взвешивания.
  • Возможность регистрации в системе коммерческих весов.
  • Увеличение допустимой погрешности измерений по осям и общему весу. Сейчас она составляет всего 2%, а этого, по словам Андрея Кочнева, не достаточно.
  • Разработка отдельных регламентов для перевозки жидких и сыпучих грузов.
  • Корректировка самих весовых и габаритных параметров.


Одним из основных предложений бизнес-сообщества является формирование единых требований к САВГК, которые позволят создать равные условия для грузоперевозчиков на федеральном и региональном уровнях, отметили в СЭЛ. В отсутствии же единой согласованной государственной политики нормы законодательства в регионах понимаются по-разному.

– В результате таких действий нарушается принцип единства экономического пространства. Возникает 85 точек принятия решений. Они уже стали причиной рассмотрения дел в судах, которые, зачастую, истолковывают нормы права в пользу контролера. Мы считаем, что реализация новой системы контроля должна осуществляться при непосредственном руководстве Минтранса России и строго в рамках единой государственной политики, – обозначила свою позицию исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.

По мнению участников рынка, плотность постов автоматического контроля на федеральных трассах должна составлять – один пункт на 120-140 км федеральной трассы. Кроме того, владельцы автомобильных дорог будут обязаны защитить необходимость установки «контрольных рамок» в каждой конкретной точке, добавила собеседница «Логируса». Для этого выбранная локация должна будет соответствовать 11 параметрам, которые позднее утвердит Минтранс. Всего министерство планируется установить порядка 400 рамок по всей стране в три этапа. Однако их количество может быть уменьшено.

Также бизнес-сообщество неоднократно просило скорректировать ныне действующие весовые параметры. На данный момент они определяются двумя законодательными актами: федеральным законом №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» и постановлением Правительства от 15.04.2011 года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (LR. предельно допустимые габариты, масса и нагрузки на ось прописаны в приложениях №№ 1-3). По мнению заместителя генерального директора по связям с органами власти компании Trasko Тараса Коваля, без приведения их к общеевропейским нормативам, проблемы, возникающие при автоматическом весогабаритном контроле, нерешаемы. Основная причина в несоответствии работающего в России подвижного состава, сделанного под европейские габариты, российским весовым параметрам, отмечает эксперт.

– Образный пример. Если надеть костюм на два размера больше, то, как ни крути, он все равно будет болтаться. Примерно то же самое происходит с соотношением геометрических и весовых параметров подвижного состава и национальными дорожными нормативами. Если их изменить, то это решит процентов 70 ныне существующих проблем, – считает господин Коваль.

Эксперт полагает, что, совместно с системой «Платон», изменения в весогабаритном контроле позволят легализовать транспортный потенциал, который выше созданной в советское время догмы о приоритете сохранности дорог. Ведь подавляющее большинство спорных вопросов возникает из-за осевого перегруза на 250-400 кг, происходящего из-за сложности расчета местоположения центра тяжести груза и проблемой его безопасного размещения в отсеке. Такой «перегруз» на сохранность дорожного полотна влияет несильно, а вот нервы и кошельки перевозчиков опустошает значительно, подчеркивает Тарас Коваль.

Бизнес-сообщество также считает необходимым увеличение допустимой погрешности измерений для оборудования на постах автоматического контроля. Так как жалоб на это множество, подчеркивает Владимир Матягин.

– В России мы повсеместно слышим от автогрузоперевозчиков о случаях некорректной работы оборудования. И действительно, правильность работы оборудования зависит от многих факторов: состояния дорожного полотна, уклона, скорости движения, вида грузов, – поясняет эксперт.

Так, весоизмерительная компания «Тензо-М», являющаяся ведущим российским разработчиком и производителем промышленной весоизмерительной техники, в 2017 году проводила исследования. В числе своих целей они поставили определение пределов вариации осевых нагрузок и полной массы для транспортных средств, а также выработка рекомендаций по проведению транспортного контроля. В цикле натурных исследований использовались пять весов (LR. одни портативные подкладные автомобильные весы, сертифицированные по ГОСТ 53228-2008, и две пары стационарных для поосного взвешивания грузовиков в движении), включенных в Государственный реестр средств измерений, а также три грузовика «МАЗ» с различным числом осей и разными типами подвески. В результате серии экспериментов было доказано, что разброс осевых нагрузок может достигать ± 650 кг.

– Главным результатом наших исследований для инспекторов и руководителей служб, осуществляющих весовой контроль, а также грузоперевозчиков, должна быть информация о том, что осевая нагрузка конкретной оси транспортного средства с числом осей три и более, даже при сохранении положения центра масс, непрерывно меняется при его перемещении по дороге или платформе весов существенным образом. Разброс значений достигает ±10 %, что существенно больше погрешности весов поосного взвешивания, – поясняет в статье «Методологические особенности поосного взвешивания автомобилей» кандидат технических наук, генеральный директор ЗАО «ВИК «Тензо-М» Михаил Сенянский.


Предельные величины разброса осевых нагрузок и полной массы транспортных средств, определенные при взвешивании в движении на весах «Р1» (слева) и «Р2» (справа)
Предельные величины разброса осевых нагрузок и полной массы транспортных средств, определенные при взвешивании в движении на весах «Р1» (слева) и «Р2» (справа)


В результате несовершенства системы автоматического весового контроля страдают в первую очередь грузоперевозчики. Штрафные санкции определены в статье 12.21.1 КоАП РФ «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Для владельца транспортного средства они составляют от 150 000 до 500 000 рублей в зависимости от нарушения.

Один из последних резонансных случаев, о котором писал «Логирус», произошел на Кубани. В ноябре 2017-го в ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю поступило более 200 жалоб от водителей большегрузов, оштрафованных за «перевес» на сумму в 300 000 рублей. Автомобилисты пытались доказать, что перегруза быть не могло, аргументируя сказанное накладными документами. И утверждали, что огромные штрафы стали результатом сбоя автоматической системы. Не получив отклика на свои жалобы в правоохранительных органах, дальнобойщики подали иски в суд.

Разрешите не согласиться

Одно из самых главных требований касается разработки и утверждения процедуры оспаривания автоматического взвешивания при несогласии грузоперевозчика с результатами, говорит Владимир Матягин.

Ведь на данный момент даже новый порядок весогабаритного контроля, утвержденный приказом №119 Министерства транспорта России от 29 марта 2018 года, не предусматривает возможности контрольного взвешивания, площадок для устранения причин нарушения весогабаритного контроля, а также возможности использования данных «независимых весов».

– Фактически перевозчик получает штрафы и не имеет никакой законной возможности доказать свою правоту, даже если он проинформирован о нарушении. Он поставлен в безвыходное положение, – возмущается Владимир Матягин.

Кроме того, эксперт напоминает, что при рассмотрении спорных вопросов суды опираются только на показания автоматических пунктов весового и габаритного контроля. Данные независимых экспертиз, экономические и математические выкладки о невозможности превышения параметров не принимаются и не учитываются как аргументы.

«Письма счастья» получают не только грузоперевозчики, но и грузоотправители. Так, по данным Ространснадзора, за десять месяцев 2017-го в отношении последних было вынесено 481 постановление об административном правонарушении на общую сумму 17 млн рублей. Штрафы «прилетают» в том случае, если фура была остановлена на стационарном или передвижном пункте контроля, добавляет руководитель проектов по безопасности цепочки поставок ООО «Леруа Мерлен Восток» Андрей Кочнев. Так как проверяющие обязательно запрашивают у водителя сопроводительные документы, в которых указывается компания, отправившая груз.

Один из вариантов избежать проблем с «весогабаритным законом» – до выпуска грузовика в рейс провести его контрольное взвешивание, а результаты зафиксировать документально.

– Практически все склады у нас на данный момент оборудованы стационарными весами. Все автомобили перед отправкой в обязательном порядке проходят контрольное взвешивание, – пояснил Андрей Кочнев. – Если выявляется перегруз, то машина разгружается и заново загружается, но уже по другой схеме компоновки. Помимо этого, на некоторых современных автомобилях у нас установлены свои внутренние электронные весы, за показаниями которых водители могут следить в пути.

Собственная система весогабаритного контроля внедрена в работу распределительных центров «Магнита». За загрузку фур у ретейлера отвечают два подразделения – служба комплектации и диспетчерская служба. Последняя под определенные заказы назначает соответствующий транспорт с учетом нюансов маршрутизации, объемов, веса и характера груза.

– Распределение грузовых мест непосредственно в кузове рассчитывается специализированным программным обеспечением, – пояснил заместитель директора ООО «Сельта» (LR. основное автотранспортное предприятие розничной сети «Магнит») Роман Юников. – Для прямой доставки программное обеспечение распределяет по кузову в зависимости от веса транспортные тележки, а для транзитной – паллеты.

При выявлении на стационарных автоматизированных комплексах весового контроля перегруза по общей массе или осям, грузовик не покидает пределы распределительного центра до полного устранения отклонения. После того как это сделано, оформляется акт взвешивания, который вручается водителю. В акте в том числе отражается информация о том, что контрольное взвешивание проводилось на метрологически поверенных весах. В дороге такой документ служит своеобразной «охранной грамотой» для контрольно-надзорных органов.

Возможность контрольного взвешивания на РЦ «Магнит» с выдачей акта также доступна компаниям-партнерам ретейлера, для которых важна максимальная эффективность загрузки ТС с учетом установленных законодательством ограничений.


Внутренние стандарты ГК Магнит по ВГК

– Бизнес предлагал дать право регистрировать в системе САВГК коммерческие весы, прошедшие соответствующую поверку и аттестацию, и использовать показания коммерческих весов при рассмотрении административных дел о нарушении весового контроля. Данное предложение Минтранс считает целесообразным и принято решение о более детальной его проработке, – пояснила исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина.

В мутной системе подвохи водятся

В связи с внедрением САВГК 2.0. бизнес-сообщество испытывает и ряд серьезных опасений. В частности, участники рынка обеспокоены тем, что все данные будут сосредоточены «в одних руках», отмечает заместитель генерального директора по связям с органами власти компании Trasko Тарас Коваль. Грузоперевозчики предлагают найти некое решение, возможно, на базе технологии «блокчейн», дабы весь информационный массив не скапливался у РТИТС. Это поможет еще и обезопасить систему от несанкционированного использования данных.

В идеале, САВГК должна бороться с «беспредельщиками», которые перегружают фуры на 20% и более, а также за улучшение состояния российских дорог. Но уверенности в этом нет, продолжает собеседник «Логируса».

– В бизнес-сообществе существует альтернативное мнение, согласно которому работа системы может быть направлена на увеличение наполняемости бюджета через собираемость штрафов. САВГК – дорогая «игрушка». Необходима окупаемость проекта. Возникает ряд вопросов по потенциальным способам отдачи от работы системы, если при существующих штрафах и эффективном контроле количество нарушений резко сократится, – поделился коллективным мнением Тарас Коваль.

Не будет диалога – будет протест. Причем массовый

Относительно ответной реакции отрасли на внедрение САВГК, прогнозы экспертов расходятся. В частности, «Логирус» интересовался тем, возможно ли повторение массовых протестных акций, которые сопровождали пришествие «Платона». Заместитель генерального директора по связям с органами власти компании Trasko, например, на этот вопрос ответил скорее отрицательно.

– РТИТС – это хоть и очень приближенная к государству, но все же частная структура. Поэтому, на мой взгляд, с ней проще решать вопросы. Так как РТИТС очень старается найти компромисс, прислушивается к бизнесу, ищет нашей поддержки, – говорит Тарас Коваль. – Как раз для того чтобы не повторилась ситуация с «Платоном». А как они исполнят саму САВГК – это уже вопрос времени. Посмотрим.

Президент ассоциации «Грузавтотранс» менее оптимистичен. По мнению Владимира Матягина, риск массовых протестных акций есть, особенно если так и не появится процедура оспаривания результатов взвешивания. Ведь у участников отрасли может возникнуть мнение, что «новая система вводится исключительно с целью обобрать перевозчика». В прошлый раз это чувство толкнуло их на открытое противостояние «Платону», напоминает эксперт.

Цели благие, но есть нюансы

В целом саму систему весогабаритного контроля опрошенные нами эксперты считают «правильной историей». Ведь рынку близки заявленные Росавтодором цели создания САВГК – сохранение дорог и обеспечение безопасности грузоперевозок, отметили в СЭЛ. Однако бизнес просит учитывать нюансы, всплывающие в ходе эксплуатации системы.

– Оправдает она себя в том случае, если будут учтены все нюансы: различное состояние дорожного полотна, скоростные режимы транспортных средств, типы грузов и другие. Ведь предложения перевозчиков продиктованы трехлетним опытом работы в системе, – подчеркивает Ольга Федоткина.

Аналогичного мнения придерживается и Тарас Коваль. По его словам, если САВГК будет работать корректно, то система, скорее, благо для грузоперевозчиков. Однако, этого не случится, если не будет учтено требование о корректировке весовых и габаритных параметров, заключает эксперт.

С учетом результатов проведенного 20 июля закрытого совещания в Минтрансе РФ, есть основания полагать, что власть хотя бы попытается соблюсти баланс интересов государства и бизнеса. На заседании ведомство представило паспорт проекта «Создание федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения». В ближайшее время представители бизнеса и ведущих отраслевых ассоциаций проработают его и направят в министерство консолидированную позицию рынка, за выработку которой отвечает СЭЛ. При этом РТИТС, пожелавший включиться в развитие системы автоматического контроля, будет обязан учитывать разрабатываемую Минтрансом «дорожную карту». А последнюю как раз и обещают создать при активном участии представителей рынка автомобильных грузоперевозок.

Тэги: весогабаритный контроль, САВГК, РТИТС, Trasko, Грузавтотранс, СЭЛ, Сельта, Леруа Мерлен Восток
25.07.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх