Таможенные «подножки» на новых маршрутах

Что нужно учесть при таможенном оформлении, чтобы не вогнать бизнес в убытки

Марина Сергученкова Марина Сергученкова
Заместитель шеф-редактора




По данным Российского союза промышленников и предпринимателей сохранить закупки сырья и оборудования в недружественных странах смогли всего 10% российских компаний. А более 30% участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) были вынуждены искать новых поставщиков.

При этом бизнес старается максимально диверсифицировать пул новых партнеров, чтобы минимизировать риски непоставки. Так, 50% компаний осуществляют закупки одновременно в трех разных странах, свидетельствуют данные Тихоокеанско-Евразийского делового альянса.

Но изменение цепочек поставок не проходит бесследно для участников ВЭД, навлекая на них новые риски. В том числе и таможенные. Поэтому «Логирус» решил выяснить:

  • • Как получить сертификат происхождения не в стране отправления?

  • • Как избежать доначислений уже после того, как товар выпустила таможня?

  • • И как убедить инспектора в том, что таможенная стоимость верна?

Разобраться с нюансами таможенных последствий реструктуризации цепочек поставок «Логирусу» помог эксперт Б1, который выступил с докладом на отраслевой конференции:

Андрей Баранец
менеджер группы таможенного регулирования и международной торговли Б1
Андрей Баранец

Утром выпуск — вечером сертификат

Без учета таможенных последствий новые модели ввоза импорта могут стать нежизнеспособными, уверен менеджер группы таможенного регулирования и международной торговли Б1 Андрей Баранец. Так как при встраивании посредников, реструктуризации контрактных отношений или финансовых потоков решаются одни проблемы, но при этом возникают другие.

Первая глобальная проблема – это невозможность получить сертификат происхождения на товары в недружественной стране, отмечает эксперт. С такими сложностями участники ВЭД сталкиваются при импорте из Евросоюза, США, Японии и других государств, присоединившихся к санкциям против России.

– А в определенных случаях выпустить такой сертификат участнику ВЭД необходимо, так как от его наличия зависит получение или сохранение тарифных преференций, либо избежание начисления антидемпинговых таможенных пошлин при ввозе товаров в РФ, – пояснил Андрей Баранец.

Решением проблемы может стать получение сертификата не в стране происхождения, а в стране отправления, если товар поставляется в РФ не из той страны, в которой был произведен. Такая возможность предоставлена бизнесу в соответствии с п. 1 ст. 31 «Сертификат о происхождении товара» Таможенного кодекса ЕАЭС.

При этом важно помнить, что подтвердить происхождение товара можно даже после выпуска товаров таможенными органами. Более того, даже после того, как, например, начислили антидемпинговую пошлину либо отказали в предоставлении тарифной преференции, подчеркнул Андрей Баранец. Информация о подобной возможности размещена на сайте ФТС России в разделе «База типовых решений».

База типовых решений на официальном сайте ФТС России 

При подтверждении страны происхождения после выпуска товаров участнику ВЭД необходимо подать в таможенный орган обращение о внесении изменений в декларацию на товары и приобщить к ней заветный сертификат о происхождении, который дает право на получение тарифной преференции или возврат излишне уплаченной антидемпинговой пошлины.

– При этом важно, чтобы участник ВЭД корректно оформил форму корректировки декларации на товары, чтобы избежать отказов во внесении изменений в ДТ со стороны таможенных органов по формальным основаниям.

Есть цена – должны быть доказательства

Изменение цепочек поставок также может привести к корректировке таможенной стоимости и необходимости доплаты, что, естественно, нежелательно для участников ВЭД, отметил Андрей Баранец.

Так, пересмотр таможенной стоимости может стать следствием изменений условий поставки. Например, до 2022 года товары импортировались в РФ на условиях CIP (Carriage and Insurance Paid To – «перевозка и страхование оплачены до»). Эти условия поставки подразумевают, что продавец оплачивает перевозку товаров до согласованного сторонами пункта, а также обеспечивает страхование грузов. Однако после того, как в прошлом году большинство международных компаний отказались оформлять полисы на поставки в Россию, некоторые участники ВЭД вынужденно перешли на условия поставки CPT (Carriage Paid To – «перевозка оплачена до»). Они подразумевают, что импортируемые грузы российская компания страхует самостоятельно.

При изменении условий поставки с CIP на CPT возможны два базовых сценария, пояснил Андрей Баранец. Первый – снижение цены товаров на величину страховых расходов. В этом случае для подтверждения изменившейся таможенной стоимости участнику ВЭД необходимо предоставить максимально полный пакет документов с детальными пояснениями относительно калькуляции цены товаров.

– Чтобы было видно, что в цене контракта расходы на страхование занимали определенную долю, допустим, 1-2%. Таким образом, чтобы подтвердить корректность изменения цены, необходимо предоставить либо договор, ранее заключенный со страховой компанией, либо запросить у продавца или страховой соответствующие разъяснения, – отметил эксперт.

Изменение маршрута поставки также влечет риски корректировки таможенной стоимости

Второй вариант – если цена сделки и таможенная стоимость остаются неизменными. В этом случае для подтверждения сохранения уровня цен при изменении условий поставки рекомендуется оформить дополнительное соглашение к договору поставки, советует Андрей Баранец. В таком дополнительном соглашении указывается, например, что продавец и покупатель договорились изменить условия поставки без изменения цены, так как доля расходов на страхование была незначительной.

Изменение маршрута поставки также может повлечь риски корректировки таможенной стоимости. Например, до 2022 года товары поставлялись на условиях CPT до склада перевозчика в Риге, а после изменения маршрута – до склада в Минске. Согласование цены товаров в соответствии с условиями поставки «СPT – склад третьей стороны» предполагает, что продавец несет расходы по фасовке и упаковке товара, а также по доставке до терминала третьей стороны, например, транспортной компании.

– В этом случае участнику ВЭД нужно занять проактивную позицию и подготовить пояснения, подтверждающие величину транспортных расходов, включаемых в цену сделки и таможенную стоимость ввозимых товаров заранее, до назначения проверки таможенными органами. Такие пояснения также могут подготовить или продавец, или экспедитор. В письме рекомендуется указать, что, например, вследствие изменения в договоре пункта отгрузки товаров маршрут увеличился на определенное количество километров, в связи с чем выросли расходы на транспортировку до склада перевозчика, – разъяснил Андрей Баранец.

Также мы всегда рекомендуем участникам ВЭД заранее оценивать влияние включения посредников в цепь поставки. Причем не всегда включение посредников или трейдеров в цепь поставки приводит к увеличению цены сделки и, соответственно, таможенной стоимости. Так, например, возможны ситуации, когда цены остаются прежними. Это возможно, если посредником в сделке является крупный трейдер, который поставляет товары и в РФ, и на другие рынки и имеет возможность закупать продукцию в больших объемах с хорошим дисконтом. Это позволяет импортеру из РФ приобретать продукцию по сопоставимым или даже по более низким цена по сравнению с прямой закупкой у производителей.

В данном случае во избежание инициирования проверочных мероприятий и последующей корректировки таможенной стоимости импортеру необходимо заранее подготовить пакет документов, подтверждающий цену сделки. В частности, прайс-листы продавца, документы об оплате, экспортную декларацию, пояснения продавца о применяемой модели ценообразования и др.

Риски и соломка, которую стоит под них постелить

Резюмируя все выше сказанное, участникам ВЭД нужно помнить.

Если нет возможности получить сертификат происхождения в странах Европы, США, Канаде, Великобритании или других странах, придерживающихся жесткой санкционной политики, его можно запросить в стране отправления. С оформлением сертификата помогут посредники, которые осуществляют закупку товара. При этом важно помнить, что подтвердить происхождение товара можно даже после выпуска на территории РФ.

Реструктуризация цепочек поставок может привести к корректировке таможенной стоимости. Чтобы этого не допустить, необходимо подготовить и предоставить таможне документы, которые подтвердят изменение цены сделки и таможенной стоимости.

А если в связи с удлинением маршрута, выросли транспортные расходы, участнику ВЭД нужно заранее подготовить пояснения по корректировке таможенной стоимости до назначения российской таможней проверки. В письме необходимо указать, на сколько километров увеличился маршрут из-за изменения точки отправки и как это отразилось на расходах на транспортировку до склада перевозчика.

Тэги: пошлины, таможенная стоимость, цепочки поставок, Б1
18.01.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх