Мы делили апельсин, много нас – кодекс один


Мы делили апельсин, много нас – кодекс один

О том, как бизнес-сообщество пыталось описать свои инициативы на страницах нового таможенного законодательства и что из этого вышло

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
редактор-корреспондент

Он может убить своим весом, помиловать новыми законами или послать куда поближе, к национальному законодательству, причем целых 400 раз. Его готовили 3 года и подписывали 5 месяцев. Официально он вступил в силу 1 января, но ФЗ «О таможенном регулировании» для него готовят до сих пор. Он – Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. На его многочисленных страницах расположены приятные новеллы об электронном декларировании, автовыпуске и авторегистрации, а также хорошие новости для уполномоченного экономического оператора.

Эксперты называют новый Таможенный кодекс – высшим достижением консенсуса между регуляторами и бизнес-сообществом. А вот по поводу ФЗ «О таможенном оформлении» мнение не столь однозначное: многие предприниматели убеждены, что в нем учли мягко говоря не все пожелания. Впрочем, заветного Федерального закона еще надо дождаться. А пока проанализируем то, что есть. «Логирус» решил выяснить, какие желания учВЭДов в новом таможенном законодательстве были исполнены, а какие нет. И главное – как эти желания будут применяться на практике. Об этом нам рассказали:

Павел Исаев
Павел Исаев

Представитель Российского союза промышленников и предпринимателей
Марина Лякишева
Марина Лякишева

Советник генерального директора по таможенным вопросам «СВ-Трансэкспо»
Дарья Пуган
Дарья Пуган

Руководитель юридического отдела таможенного представителя «Транссертико»

Рецепты от таможенных болезней

Из многочисленных предложений бизнес-сообщества в новом Кодексе частично реализовали всего 7. Остальные удалось сдвинуть с места лишь на пару метров или они просто-напросто остались несбыточной мечтой на неопределенный срок.

«Нельзя не отметить, что новый ТК так и не устранил самых главных недостатков предыдущего кодекса, препятствующих свободному перемещению товаров по его территории», − признает участник рабочих групп по подготовке Таможенного кодекса Марина Лякишева.

Начинаем разбираться, о каких недостатках идет речь, а также какие инициативы учВЭДов принесли свои плоды, а какие так и не расцвели.

1

Предварительное информирование до прибытия товаров о принятых решениях по контролю.

В новом Таможенном кодексе предусмотрено сообщение лицам о регистрационном номере принятой предварительной информации. В отношении всех видов транспорта введение предварительной информации обязательно и вынесено на уровень ЕЭК. Сейчас комиссия проводит разработку соответствующего решения по данному вопросу. Теперь предварительную информацию можно предоставлять в электронной форме, а основные цели ее использования – прибытие товаров и помещение их на хранение.

Павел Исаев подчеркивает, что предварительное информирование широко применяется довольно давно. Вот только ранее участники ВЭД не понимали, что с этой информацией делать. «Бизнес-ассоциации всегда говорили о том, что это инструмент, который позволит, при правильном подходе, значительно ускорить оформление», − убежден ответственный секретарь.

Объем предварительной информации теперь разделяется на два вида. Во-первых, обязательно предоставлять информацию для оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, а также форм и мер таможенного контроля. Во-вторых, участник ВЭД может предоставить дополнительную информацию, которая ускорит таможенные операции и оптимизирует контроль. Этот вид информации передается по желанию и за него предусмотрены дополнительные бонусы.

2

Координация критериев и принципов работы системы управления рисками на уровне ЕЭК.

Сейчас ЕЭК может определять только области рисков, в отношении которых таможенным органам рекомендуется их утвердить и применить меры по минимизации.

В остальном, данный вопрос остался на прежнем уровне. Представители стран-участниц ЕАЭС единогласно решили разбираться со своими рисками самостоятельно. С другой стороны, для России гораздо важнее выравнивать условия по региональным таможенным управлениям, в которых до сих пор риски определяют по-разному, убежден Исаев.

3

Распределение полномочий таможенных органов между уровнями регулирования и сокращение отсылочных норм.

После введения нового Таможенного кодекса, комиссия ЕЭК получила в два раза больше полномочий. По словам Павла Исаева, с одной стороны это означает консолидацию, объединение.

Чтобы договориться хоть о чем-то и выработать единый экономический подход, стороны были вынуждены делать отсылки на национальное законодательство
Чтобы договориться хоть о чем-то и выработать единый экономический подход, стороны были вынуждены делать отсылки на национальное законодательство

С другой стороны, введение кодекса привело к значительному росту отсылочных норм на национальное законодательство – свыше 400. В новом кодексе отсылочных норм больше, чем в предыдущем. Документ включает до 7 перекрестных ссылок от одной статьи к другой.

«Чтобы договориться хоть о чем-то и выработать единый экономический подход, стороны были вынуждены делать отсылки на национальное законодательство», − подчеркивает Павел Исаев. По словам эксперта, это делает нас с одной стороны более гибкими, а с другой – регулирование становится более фрагментарным.

С другой стороны, введение кодекса привело к значительному росту отсылочных норм на национальное законодательство – свыше 400. В новом кодексе отсылочных норм больше, чем в предыдущем. Документ включает до 7 перекрестных ссылок от одной статьи к другой.

«Чтобы договориться хоть о чем-то и выработать единый экономический подход, стороны были вынуждены делать отсылки на национальное законодательство», − подчеркивает Павел Исаев. По словам эксперта, это делает нас с одной стороны более гибкими, а с другой – регулирование становится более фрагментарным.

4

Наделение ЕЭК правом самостоятельного принятия решений по классификации ряда товаров.

После введения нового Таможенного кодекса, ЕЭК вправе принимать решения о классификации по собственной инициативе. Это право ей гарантируют поправки в решение комиссии от 2 декабря 2013 года №284, принятые коллегией ЕЭК 23 января 2018 года. Ранее основанием для классификации товаров являлось обращение уполномоченного национального органа государства «пятерки». Теперь, согласно новому ТК ЕАЭС, поводом для пересмотра классификации могут служить различия в правоприменительной практике стран. Для этого таможенные органы должны в течение 30 календарных дней предоставить комиссии документы на электронном или бумажном носителях. Такой же срок отводится и комиссии на согласование решения о классификации.

А вот снять территориальные ограничения на действие предварительных решений о классификации товаров при транзите бизнесу удалось лишь частично. Норма действует только в рамках перевозки оборудования в несобранном или разобранном виде.

5

Включение норм для перспективы реализации механизма «Единого окна»

Напомним, лучшие таможенные практики более чем в 70 странах мира предполагают: информация о деятельности учВЭДа в электронном виде подается однократно, в дальнейшем регуляторы обмениваются ей друг с другом. Используется единый канал для комплексного контроля при перемещении товаров за границей. Он также предполагает однократность и электронную форму обмена информацией.

В кодексе удалось зафиксировать возможность работы с механизмом «Единого окна». Предполагается, что сведения о таможенных операциях могут не предоставляться, если информация о них может быть получена из информационных систем ФТС или других государственных органов (организаций).

Но, как отмечает Павел Исаев, на сегодняшний день, ни в одной стране союза «Единое окно» в полной мере не работает. ФТС позиционирует «Портал Морской порт» в качестве такого механизма. Согласно позиции регулятора, портал «обеспечивает взаимодействие всех участников технологического процесса перевалки грузов в морском порту путем создания единого информационного поля». Однако, по мнению представителя бизнес-сообщества, это всего лишь «прообраз информационных инициатив ФТС». Идеальной модели «Единого окна» еще предстоит добиться.

Ни в одной стране ЕАЭС «Единое окно» в полной мере не работает
Ни в одной стране ЕАЭС «Единое окно» в полной мере не работает

С тем, что реализация механизма на практике зависит от программных средств, взаимодействия информационных баз таможни и других госорганов соглашается и руководитель юридического отдела «Транссертико» Дарья Пуган. «Что касается правоприменительной практики, доработки необходимы в виде разработанных регламентов взаимодействия, доступных в том числе и участникам ВЭД», − уточняет Дарья. По ее словам, сейчас уже сложилась обширная судебная практика, из которой видно, какие споры в области электронного взаимодействия встречаются чаще всего. Эксперт убеждает, что именно их правовое регулирование позволит максимально приблизить работу механизма «Единого окна».

6

Автоматическая регистрация таможенной декларации и автоматический выпуск товаров

Многие эксперты называют эту новеллу чуть ли не самым большим прорывом Таможенного кодекса, в том числе и потому, что все правовые условия для автоматизации созданы. Новшество подразумевает подачу электронной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. Кроме того, если не сработали риски, товар будет выпущен информационной системой таможенных органов без участия должностных лиц.

Эти положения не являются для России чем-то инновационным, все они уже действуют не первый год и успешно развиваются
Эти положения не являются для России чем-то инновационным, все они уже действуют не первый год и успешно развиваются

Но не все участники ВЭД так вдохновились авторегистрацией и автовыпуском. Советник генерального директора «СВ-Трансэкспо» Марина Лякишева убеждена, что это совсем не новелла, эксперименты по автоматической регистрации и автовыпуску в России проводятся уже давно. «Эти положения не являются для России чем-то инновационным, все они уже внедрены в практику работы таможенных органов, действуют не первый год и успешно развиваются», − подчеркивает эксперт.

7

Совершенствование Института уполномоченного экономического оператора.

Эта новелла кодекса единогласно признана самой успешной участниками ВЭД. В первую очередь, приятным нововведением Марина Лякишева называет то, что теперь статус УЭО сможет получить не только декларант, но и другие участники ВЭД: таможенные представители, перевозчики, владельцы складов.

«Впервые в современной истории таможенного дела России нам стал доступен используемый развитыми таможенными администрациями принцип. Теперь размер обеспечения УЭО дифференцирован в зависимости от срока деятельности компании: чем больше добросовестный участник работает, тем меньше размер его обеспечения», − восклицает советник генерального директора по таможенным вопросам «СВ-Трансэкспо».

Еще одним успешным завоеванием нового ТК она называет возможность для УЭО пользоваться не только упрощениями в сфере таможенного оформления, но и облегченным вариантом таможенного контроля, используя при этом статус компании с низкой степенью риска.

Все эти приятные уполномоченные упрощения описаны в обновленной классификации УЭО, которая состоит из 3 типов свидетельства:

1 тип свидетельства1 тип свидетельства. Такой оператор имеет право пользоваться упрощениями при совершении таможенных операций на всей территории ЕАЭС. Список включает в себя 8 упрощений. Необходимо предоставить обеспечение исполнения обязанностей УЭО на сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро.

2 тип свидетельства2 тип свидетельства. Предоставляет упрощения не только при совершении таможенных операций, но и при проведении таможенного контроля. Включает в себя 8 упрощений. Наиболее подходящий для «производственников-экспортеров», которым требуется снизить издержки, связанные с хранением товаров и их идентификацией.

3 тип свидетельства3 тип свидетельства. Предполагает полный набор специальных упрощений, которые включает в себя 1 и 2 тип. Претендент на все 17 упрощений должен проработать не менее двух лет со свидетельством 1 или 2 типа.

Обновленный статус УЭО так вдохновил участников ВЭД, что у кого ни спроси – все рассматривают возможность его получения. Подумывает о включении в состав избранных и группа транспортных компаний «СВ-Трансэкспо». По словам представителя ГК Марины Лякишевой, это одна из стратегических целей, но надо дождаться принятия нового Закона «О таможенном регулировании», чтобы понять, как будет реализовываться этот механизм на национальном уровне. Однако уже сейчас «СВ-Трансэкспо» изучает правовые нормы, чтобы в дальнейшем разработать план получения статуса УЭО.

В Уполномоченные экономические операторы метит и таможенный представитель «Транссертико». Срок получения статуса здесь также связывают с принятием нового национального законодательства. Ориентировочно получать планируют во втором полугодии 2018-ого.

8

Выпуск товаров до подачи декларации

Теперь ЕЭК вправе определять перечень категорий товаров и отдельных юридических лиц, которые отвечают критериям и могут выпускаться до подачи декларации. Ранее это упрощение было доступно только для уполномоченных экономических операторов.

Однако участники ВЭД лишь начинают двигаться к своей «голубой мечте». Представитель РСПП Павел Исаев признает, что выплата пошлин и налогов на границе — это «отголосок Средневековья», когда перевозчику могли перегородить дорогу за то, что он не заплатил. Современные технологии контроля могут убрать конфликтность вокруг определения стоимости и сделать этот процесс максимально безболезненным.

Это «отголосок Средневековья», когда перевозчику могли перегородить дорогу за то, что он не заплатил
Это «отголосок Средневековья», когда перевозчику могли перегородить дорогу за то, что он не заплатил

В кодексе заложена возможность использования такой модели. Но, по словам Исаева, это потребует значительного совершенствования механизмов постконтроля, оплаты платежей, гарантирования и так далее. А пока выпуск до подачи остается «путеводной звездой», к которой учВЭДам только предстоит двигаться, отмечает эксперт.

«Не все коту масленица»

Итак, некоторые таможенные желания бизнеса все еще остались на бумаге, но были и те, которые даже на национальную бумагу не пустили, а точнее в ФЗ «О таможенном регулировании». Впрочем, вопросы остаются актуальными уже не первый год. Разговор, как всегда, не задался об излишне уплаченных таможенных платежах, публичности СУР и о других старых «ранах». На них вроде и бесполезно сыпать соль, но надо. Перед Вами топ-7 предложений бизнеса, которые были сдвинуты регуляторами не более чем на 1 см.

1

Исключение принципа резидентства.

Принцип резидентства будет закреплен в ФЗ «О таможенном регулировании» до принятия договора, отменяющего такое ограничение. Поэтому о возможности подачи декларации любому таможенному органу на всей территории ЕАЭС пока остается только мечтать.

По словам советника президента ТПП РФ Георгия Петрова, принцип резидентства – «священная корова», которая останется на долгое время. С тем, что еще долго придется «таможить» только в той стране, где зарегистрирован участник ВЭД, соглашается и ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, таможенной политике и ВТО Павел Исаев. «Сохранение этого принципа приводит к отсутствию конкуренции за бизнес между таможенными администрациями, консервирует национальные негативные особенности оформления», − подчеркивает советник генерального директора «СВ-Трансэкспо» Марина Лякишева. Она надеется, что в ближайшем будущем «болезнь» молодого союза под названием «резидентство» будет излечена.

2

Начисление процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей для их возврата.

При обсуждении инициативы, бизнес-сообщество предполагало, что это требование сможет осуществляться только если участник ВЭД внес необходимые изменения в декларацию по требованию таможенных органов и добровольно уплатил платежи.

Мы пытались положить на другую чашу весов хоть какой-то инструмент, который бы позволил таможенным органам "видеть края"
Мы пытались положить на другую чашу весов хоть какой-то инструмент, который бы позволил таможенным органам "видеть края"

Представитель РСПП напоминает, что ранее была достаточно отрицательная правоприменительная практика: чтобы получить товар, надо внести обеспечение. Затем это обеспечение нелегко вернуть обратно, даже если участника ВЭД «отКТСили» на меньшую сумму. «Мы пытались положить на другую чашу весов хоть какой-то инструмент, который бы позволил таможенным органам "видеть края". Этого сделать не удалось. Минфин и ФТС повторяют: "Наше святое право сомневаться"», − восклицает Исаев.

Проблему баланса при возврате таможенных платежей или их обеспечения называет самой большой неудачей Таможенного законодательства и Марина Лякишева. Она признает: пока, к сожалению, не удалось отыскать эффективные инструменты минимизации фактов злоупотребления таможенными органами своими правами.

3

Уплата таможенных платежей после выпуска товаров

Эта инициатива предлагает перевести механизм уплаты таможенных платежей на порядок, аналогичный взиманию налогов. Также предполагается, что уплачивать таможенные платежи можно будет после выпуска товаров.

«Это исключило бы использование таможенными органами такого ресурса оказания давления на бизнес, как возможность удержания товаров», − поясняет участник рабочих групп по подготовке нового ТК Марина Лякишева. Она также подчеркивает, что в правоприменительной практике такое давление часто оказывается на участников ВЭД. Это приводит к простоям и увеличению затрат, нарушению баланса конкуренции на рынке, созданию условий для бумажной волокиты, развитию коррупции.

4

Передача Налоговым органам администрирования НДС при ввозе товаров.

Это предложение бизнес-сообщества касается в том числе и доначисления налога по результатам таможенного контроля после выпуска товаров.

Участники ВЭД видят в передаче полномочий ФНС одно из условий организации комплекса мер по противодействию уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов. По словам Марины Лякишевой, еще одно приятное следствие такого нововведения – более активное развитие информационных ресурсов ФТС и ФНС, а также установление сквозного контроля за перемещением товаров. Она убеждена: такие меры могли бы существенно сократить «серый» импорт и минимизировать корректировки таможенной стоимости.

5

Предоставление большей публичности в системе управления рисками.

Противостояние по вопросу СУР между ФТС и бизнесом продолжается. Регуляторы считают, что система достаточно зрелая, а участникам ВЭД не хватает таможенной открытости и не только. Бизнес предлагает формировать стоимостные профили с учетом информации предпринимателей. Еще одна инициатива – появление возможности обжалования повышения уровня риска, профиля и его индикатора. А также предоставление информации о профиле и его индикаторах.

«Деловые ассоциации решили, что будет правильно изъять эту дискуссию из рамок закона. Тут важно написать то, что способно жить на практике», − подчеркивает представитель РСПП.

То, что СУР вызывает много вопросов признает и таможенный представитель «Транссертико». В своей практике компания чаще всего сталкивается со стоимостными рисками. «Сейчас при анализе рисков мы вынуждены обращаться только к тем источникам, на которые ссылается таможенный орган в своих решениях. Также приводим для сравнения открытые материалы из сети Интернет (что не всегда является надлежащим доказательством при отстаивании своих прав)», − подчеркивает руководитель юридического отдела «Транссертико» Дарья Пуган.

Деловые ассоциации решили, что будет правильно изъять эту дискуссию из рамок закона
Деловые ассоциации решили, что будет правильно изъять эту дискуссию из рамок закона

По словарь эксперта, процесс упростила бы возможность получать из системы управления рисков «вилку» источников или более подробный вид риска, пусть даже эта система была бы в закрытом доступе.

Дарья отмечает, что шанс повысить публичность СУР есть только в том случае, если усовершенствовать антимонопольное законодательство, а также позволить участникам ВЭД получать информацию о профиле риска и его индикаторах по запросам.

6

Ограничение солидарной с декларантом обязанности таможенного представителя по уплате платежей.

В новом ТК удалось зафиксировать норму, согласно которой таможенный представитель освобождается от солидарной ответственности, если он не был осведомлен о незаконности ввоза товаров. Еще одна новелла – информирование таможенного представителя о результатах таможенных проверок декларанта. Все это закреплено на уровне национального законодательства. С помощью такого инструмента можно оспорить совершенно вопиющие кейсы, когда на представителя ложатся все «таможенные долги» клиента.

Однако попытка возложить бремя доказательства невиновности представителя на Таможенную службу не удалась. Поэтому можно говорить о том, что предложение было поддержано не в полной мере.

7

Получение рекомендаций по устранению причин отказа в регистрации декларации и в выпуске товаров.

По словам Павла Исаева, в KPI таможни заложено стремление к информационному партнерству с участниками ВЭД, это будет двигать Таможенную службу в сторону развития взаимовыгодного партнерства.

Вопрос в том, как сделать данный механизм работающим. Ответ на него предлагает Марина Лякишева. По ее словам, чтобы детализировать причины отказов в регистрации и выпуске, необходимо внедрить в автоматизированную систему ФТС классификатор, который будет описывать типичные причины нарушения норм таможенного регулирования.

8

Освобождение декларантов от обязанности предоставления обеспечения.

Данный показатель удалось снизить лишь на 3 млрд таможенных платежей, до 7 млрд. Представители бизнес-сообщества признают, что этого недостаточно и поддерживают более кардинальные меры.

По словам Марины Лякишевой, от уплаты обеспечения следует освобождать всех добросовестных участников ВЭД, контроль деятельности которых можно и нужно проводить после выпуска товаров. При этом участник ВЭД должен предпринимать максимальные усилия, чтобы предотвратить потерю этого статуса из-за неуплаченной вовремя задолженности.

О сумме задолженности следует в режиме реального времени информировать через личный кабинет, устанавливая срок, достаточный для оплаты или выяснения обстоятельств ее появления. Лишиться права на освобождение от уплаты обеспечения могут при наличии задолженности размером более 1% от суммы таможенных платежей, стоимости перевезенных и хранимых товаров или стоимости товаров УЭО.

Согласно официальной версии, технические проблемы заставили новый ФЗ «О таможенном регулировании» немного задержаться в печати. А значит, у участников ВЭД пока еще остается время просто почитать ТК ЕАЭС. Ведь полноценно функционировать без измененного национального законодательства он не может. Бизнес-сообщество ждет Федерального Закона, чтобы запрыгнуть в вагон УЭО, понять, когда откроется «Единое окно», как будут функционировать новые информационные технологии и так далее. Все то, чего не стоит ждать от нового ФЗ мы описали выше, об остальном попозже – подождем.


09.02.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Личные трудности Лучшие люди Раскопки Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх