По соображениям совести: логистика и ее защитники

О том, как логисты оберегают сотрудников, клиентов, их финансы и грузы

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент




На пороге 23 февраля «Логирус» решил собрать реальные истории о тех, кому пришлось встать на защиту клиентов и их грузов, а также деловой репутации своих компаний. И не удивляйтесь тому, что среди наших героев оказалась хрупкая девушка. Мужество, отвага, самоотверженность и находчивость – качества, которые присущи всем защитникам логистического Отечества.

В чем вы и сами сможете убедиться на примере наших героев.

Кулачные бои, телевизор за миллион и мужская дружба

Никита Злобин, руководитель проектного офиса «А2 Экспресс»:




«В далеком 2015 году мне и моим коллегам из компании, в которой я на тот момент работал, довелось посмотреть остросюжетный боевик с элементами драмы, снятый зорким глазом складских камер видеонаблюдения. В главных ролях снялись начальник смены склада, водитель грузовика и…телевизор за 1 млн рублей. Но, обо всем по порядку, как говорится.

Это был склад одной из крупных сетей магазинов по продаже бытовой техники. Близился конец февраля, солнце появлялось все чаще, но глыбы грязного снега на обочинах напоминали о зиме. Свой рабочий день начальник смены (назовем его Валерий Иванович) начинал с мыслями о том, что «жаркие» новогодние праздники уже прошли, середина недели, а значит, никакой спешки не предвидится.

Посмотрев на старые механические часы на левой руке, которые, обычно забывал дома, он понял, что пора открывать ворота. А там уже стояла огромная «стая» грузовиков, желающих побыстрее разгрузиться/загрузиться и продолжить путь. Еще минута промедления, и нетерпеливые водители, возможно, взяли бы склад штурмом, словно средневековую крепость. Но Валерий Иванович знал, что залог успешной работы – четкий план. Однако, на этот раз последовать ему не удалось…

Молодые грузчики уже стали складировать коробки со стиральными машинами, пылесосами и Бог знает с чем в зоне приемки.

– Так не пойдет, – снова подумал про себя Валерий Иванович и направился к сотрудникам.

Путь преградила огромная картонная коробка. Судя по надписи – это был телевизор новейшей модели, с невообразимой (по меркам 2015 года) диагональю и самыми топовыми характеристиками. «Наверное, такой агрегат стоит не меньше миллиона», – пронеслось в голове у начальника смены склада. Возможно, он и дальше бы размышлял о том, сколько нужно работать, чтобы купить такой телевизор, но математические расчеты прервало дружеское «Привет, Иваныч!».

Он оглянулся и увидел Андрея Петровича, водителя, с которым они познакомились давным-давно при весьма эмоциональных обстоятельствах, когда футбольная сборная России вышла в полуфинал чемпионата Европы. Нужно понимать, что с тех пор они были очень крепкой командой соратников.

– Иваныч, тут такое дело, разгрузи меня по-быстрому, еще 10 точек за день нужно объехать, ну сам понимаешь, – начал разговор водитель. – Давай я сейчас заеду без очереди, ну а ты там придумаешь, что сказать другим.

Но Валерий Иванович был человеком честным и обязательным, поэтому даже ради друга не смог бы изменить план загрузки/выгрузки. А судя по нему, Андрей Петрович находился практически в конце списка. Резким движением головы начальник смены склада показал свое негодование и решительный отказ.

Водитель не смирился с таким поведением товарища. Улыбка на лице переросла в возмущение, а добрая просьба превратилась в требование на повышенных тонах. Валерий Иванович, никогда не позволявший себе громких выражений, стал спорить с практически бывшим другом, сильно размахивая руками. Перепалка продолжалась еще некоторое время и становилась все громче.

Но тут… крики обозленных мужчин сменил звук удара – водитель, не сдержавшись, начал решать проблему по-другому. Конфликт перерос в настоящий бой, а начальник склада и водитель грузовика уже были больше похожи на участников бойцовского клуба – склад превратился в ринг. Соперники обменивались ударами, и, может быть, даже перешли к более сложным приемам, но в этот момент коробка с дорогостоящим телевизором пошатнулась.

«Конфликт перерос в настоящий бой, а начальник склада и водитель грузовика уже были больше похожи на участников бойцовского клуба – склад превратился в ринг».
В глазах Валерия Ивановича был шок, который заметил и его товарищ. Андрей Петрович понял, что там наверняка очень ценный товар и быстро подхватил коробку одной рукой, но второй тут же нанес еще один удар оппоненту.

Драка продолжилась, но теперь оба «бойца» были готовы даже на выбитые зубы и синяки, только чтобы телевизор за миллион не упал по их вине. Поочередно водитель и начальник склада придерживали расшатывающуюся коробку то руками, то ногами, при этом, пытаясь уворачиваться от ударов.

Неизвестно, пришлось ли им биться до последней крови, но в один момент оба товарища взялись руками за коробку и… остановились. Мужчины посмотрели на телевизор, который пытались спасти, взглянули друг на друга и молча пожали руки. Не говоря ни слова, они практически одновременно взялись за коробку и, как ни в чем не бывало, отнесли ее в зону хранения…

А все-таки удивительная она, мужская дружба. Еще больше поражает то, что, даже выясняя отношения исключительно «мужским» способом, оба друга остались профессионалами, которые не допустили повреждения дорогостоящего груза и защитили компанию от убытков».

Морозы в Подмосковье, трос помощи и старый жигуленок

Виталий Ковтунович, ведущий специалист по работе со стратегическими клиентами «ТРАСКО»:



«Дело было в этом году, 4 января. Новогодние праздники в самом разгаре, но в 5 утра зазвонил будильник, напомнив, что пора вливаться в трудовые будни. Мне нужно было отправиться за 300 км от родного Звенигорода, чтобы сопровождать новенькие тягачи, которые пригнали из-за границы для нашего клиента.

Оделся потеплее, заправился кофе и вышел на улицу. Короткой перебежкой под пронизывающим ледяным ветром добрался до машины. Сел в салон своего Changan. Бортовой компьютер показал -36 градусов.

– Б-р-р-р, – снова инстинктивно поежился я и подумал про себя, что зря вот ругаются на китайский автопром: моя же машина не замерзла. Но где-то в глубине души, все же засомневался, что 23 тягача, которые уже ждали меня на стоянке в Подмосковье, также бодро заведутся, как и мой Changan. Поэтому на всякий случай прихватил с собой «спаснабор» для отогрева.

Около 9 утра я уже был на месте. Чуть позже подъехали представители клиента, чтобы принять грузовики. Нам оставалось проехать 35 км, чтобы поставить тягачи на стоянку заказчика, пожать друг другу руки и закрыть сделку.

– Сейчас быстро все закончим и к обеду уже буду дома в тепле и комфорте», – наивно мечтал я. Но, как говорится: «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

Пока мы оформляли последние документы, ко мне один за другим подбегали взволнованные водители, объясняя, что тягачи замерзли, от слова совсем. Здесь-то и пригодилось заблаговременно приготовленное оборудование, которое я взял. Началась спасательная операция по отогреву дизельных фильтров, которые заледенели примерно у половины грузовиков. Несколько часов мы с водителями провели на улице, «приводя в чувство» замерзшие тягачи.

Около полудня нам с первой колонной грузовиков удалось выдвинуться. Но погода снова внесла свои коррективы. Хотя на улице уже потеплело до -29 градусов, дизельные авто на таком морозе ведут себя очень капризно. В доказательство тому спустя 20 минут мне уже звонил клиент, которому доложили, что одна машина замерзла в пути. Пришлось мне разворачиваться и мчаться на помощь.

К слову, клиент наш оказался мужиком со стальными нервами и железным терпением. Другой бы на его месте, обрывал все телефоны, выражая негодование и возмущение. Согласитесь, каждому из логистов попадались такие кадры. Но, как говорится «Хорошие люди есть везде».

Как только отогрели одного «замерзшего» и продолжили путь, телефон снова зазвонил. Посмотрев на экран, понял, что это еще один водитель. О, как же я хотел услышать в трубке: «Мы доехали, все хорошо». Но, моим мечтам не суждено было сбыться.

«О, как же я хотел услышать в трубке: «Мы доехали, все хорошо». Но, моим мечтам не суждено было сбыться».
Еще один тягач превратился в железную ледышку и перекрыл оживленный участок дороги. Вишенкой на этом январском торте непредвиденных обстоятельств стал патруль ДПС, который уже прибыл на место, по словам водителя. Глаз начинал нервно подергиваться, а в голове я уже представлял суммы штрафов, которые нам выпишут за осложнение движения. И вот, я снова за рулем своего «китайца» еду навстречу к новым проблемам, попутно, обдумывая, как буду объяснять представителям закона сложившуюся ситуацию.

Видимо в этот момент судьба решила сжалиться надо мной. Сотрудники ДПС не только не накинулись на меня и водителя со штрафами, но и максимально пытались помочь. Оградив замерзший тягач, инспекторы скорректировали движение остальных автомобилей. Потом, один из них помчался на ближайшую заправку и купил канистру дизтоплива, но и это не помогло завестись замерзшему грузовику. Тогда второй ДПСник предложил дотолкать машину ближе к обочине, а уже там заняться ее отогревом. Но даже у меня, готового ко всем испытаниям в пути, троса с собой не оказалось. Не было его и у водителя. И на помощь снова пришли патрульные: они достали буксировочный трос из своей машины и помогли убрать тягач с дороги. «Хорошие люди есть везде».

До пункта назначения оставалось где-то около получаса. Свернув с центральной магистрали на небольшую городскую улицу, впереди увидел стоящий посреди проезжей части старенький жигуленок. Двери были открыты, рядом бегала взволнованная девушка, а объехать его – ну совсем никак. Я посигналил, давая понять, что дорога нужна и остальным участникам движения. Девушка побежала ко мне:

– Пожалуйста, помогите, отцу стало плохо за рулем, у него сердечный приступ, а скорая едет уже минут 40, – трясясь от волнения и захлебываясь слезами, лихорадочно тараторила она.

Возможно, вы подумаете, что я как герой голливудских фильмов сразу же побежал спасать человека? Нет, на секунду я поймал себя на мысли, что мне и своих проблем хватает, может кто-то другой поможет. А потом вспомнил патрульных, подъехал ближе к жигуленку, пересадил отца девушки в свою машину, развернулся и поехал к ближайшей больнице.

Через несколько минут увидел скорую, которая как раз ехала на вызов к моей случайной пассажирке и ее отцу. Прямо на дороге, я передал медикам мужчину. Садясь в машину, услышал от девушки:

– Спасибо вам! Хорошие люди есть везде.

Несмотря на снежный ком проблем, все 23 тягача ближе к вечеру благополучно своим ходом добрались до заказчика. А я со спокойной душой отправился-таки домой, в тепло и комфорт, о котором мечтал весь этот морозный день».

Факапы, чебуреки и белые воротнички

Юрий Коробейников, директор по продажам «Скиф-Карго»:



«В конце ноября 2023 года в «Скиф-Карго» разгорелась жаркая дискуссия между руководителями компании.

– Складские работники не справляются, заказов очень много, – доносилось с одной стороны большого стола, стоявшего в центре зала совещаний.

– Мы не можем ударить в грязь лицом перед клиентами, которые ждут свои товары, – категорически заявляли другие. – Нам во что бы то ни стало нужно доставить все грузы в срок, – отвечали третьи.

– Так что ж им теперь, сутками не спать или домой не приходить до Нового года? – задавались вопросом коллеги, повышая градус дискуссии.

Проблема предновогоднего аврала – стара как мир. Но в 2023 году реальный поток заказов в 2 раза превысил самые смелые прогнозы наших аналитиков. Рук на складе катастрофически не хватало. А отдел производства компании требовал еще вчера найти 20-25 работников. Но откуда?

В коммерческом отделе мы с коллегами решили потрясти «мозговую пальму» и посмотреть, что свалится. Пришла мысль «кинуть клич» среди сотрудников офиса и найти добровольцев, готовых променять деловые костюмы на складскую униформу.

Вначале я с откровенным скепсисом воспринял идею. Но ситуация была безвыходной. Поэтому решили пробовать. К моему удивлению, участвовать в этой авантюре решились многие. Скажу больше, даже сотрудники из регионов согласились приехать на подмогу в московские терминалы.

Наш первый выход на «новую работу» пришелся как раз на выходной день в офисе. В утро субботы я по привычке стал надевать костюм, но завязывая галстук, вспомнил, что сегодня уже не директор по продажам, а работник склада. Поэтому переоделся в удобные джинсы и джемпер.

«В утро субботы я по привычке стал надевать костюм, но завязывая галстук, вспомнил, что сегодня уже не директор по продажам, а работник склада».
Созвонившись с коллегами, мы договорились встретиться уже на месте. Прибыв к терминалу, меня одновременно охватило чувство страха перед неизведанным и детский восторг. Конечно, раньше мне приходилось бывать на этом складе. Но ведь сегодня он откроется для нас с коллегами из офиса совершенно с другой стороны. Все мои эмоции и размышления прервал голос большого мужика с усами и бородой, который хриплым баритоном крикнул:

– Эй, ну долго вас ждать еще? Что за работники пошли? А ну-ка пошевеливайтесь, тут работы невпроворот, а они стоят, рты разинули!

Сказать, что мы были в шоке – не сказать ничего. Переглянувшись, наша команда зашла вглубь терминала. Думаю, в тот момент, некоторые «помощники» уже готовы были развернуться и поехать домой. Но, потом мы узнали, что, конечно, склад предупредили о нашем приезде, поэтому такое приветствие было всего лишь шуткой над командой «офисного планктона».

Возможно, сотрудники склада думали, что раз среди «новеньких» есть начальство, то процесс пойдет быстро. Но я, как и мои коллеги, сразу честно признались, что имеем лишь отдаленное понятие, чем нам предстоит заниматься. Поэтому, с нами нужно, как с детьми – четкие задания и алгоритм действий. Нам объясняли, как правильно маркировать товары, как работать в складских программах, учили вытаскивать паллеты и сортировать грузы.

Были и совсем примитивные факапы. Заработавшись, один из моих коллег перепутал две партии товара, и одну отправил в Курск, а другую в Киров. К счастью, благодаря внимательности клиента, который проверил маршрут своей отправки в «личном кабинете», нам удалось вовремя поменять грузы и не допустить ошибки.

Изначально среди офисных сотрудников, которые пришли работать на склад были только мужчины. Ведь мы смутно представляли, как наши девушки будут таскать 20-килограммовые коробки. Но позже, прекрасная половина офиса тоже влилась в складские ряды. Заражая всех вокруг какой-то невообразимой энергетикой, девушки справлялись с некоторыми задачами в разы лучше крепких парней.

Тяжелые физические нагрузки на складе требуют много энергии. Время обеденного перерыва подошло, а мы совершенно не знаем, где можно купить еду неподалеку. Это не в офис доставку вызвать, тут нужно самим добывать провиант. Желудки предательски урчали, а по складу распространился умопомрачительный аромат, который не спутаешь ни с чем. Мы с коллегами, как зачарованные, пошли искать, откуда доносятся эти божественные запахи.

У ворот склада стояли местные работники. Они только что привезли свежие чебуреки и с аппетитом их уплетали. Увидев нас, ребята быстро удалились, а уже через 10 минут презентовали нам всем по огромному чебуреку: зажаристому, хрустящему, обжигающему пальцы, в общем, идеальному.

Обед закончился и нужно было возвращаться к работе. Складской персонал трудился на износ: некоторые продолжали работать в выходные или выходили в две смены. Поэтому, когда мы более-менее «втянулись в процесс», складские сотрудники немного выдохнули. Они поняли, что теперь у них есть поддержка и «свободные руки», которые могут полноценно помогать.

Изначально мы с коллегами планировали приехать на пару дней и быстро решить все проблемы, а в итоге задержались на 23 дня. Но никто не бросил своего нового места работы. Предновогодний аврал на складе сплотил нас лучше любого тимбилдинга. И надеюсь, научил лучше планировать. А если нет, я точно знаю, где мы с коллегами проведем следующие предновогодние недели».

«Копеечный» груз, приступы паники и «спасение Титаника»

Армине Попова, ведущий специалист отдела экспорта 2 категории компании «ВЭД-Агент»:



«Подписывая в этом году, после новогодних праздников, договор с новым клиентом, я даже не подозревала, что придется не только защищать его финансовые интересы, но и работать психологом на пол ставки.

Компании предстояло экспортировать лузгу гречихи из Москвы в китайский порт Тяньцзинь. Для этого 8 контейнеров груза поездом планировали доставить на Дальний Восток, а уже оттуда морем – в Китай. Маршрут «накатанный», никаких сложностей не предвиделось.

Но, как это часто бывает, одна роковая ошибка потянула за собой снежный ком проблем. В нашем случае все началось с того, что декларант клиента выпустил неправильную таможенную декларацию, указав, что груз находится не в Москве, а уже приехал на Дальний Восток. Попытка ее оперативно скорректировать провалилась. И тут понеслось.

Отмечу, что наш экспортер — человек эмоциональный и сложный. Наверное, каждый встречался с подобным типом клиентов: много вопросов, бесконечные звонки с уточнениями, волнение за товар и его перевозку, порой переходящее в сильное желание контролировать каждый шаг. Конечно, стараемся найти подход к каждому, но, как показывает практика, чем больше паники, тем быстрее приходит гибель Титаника.

Пока мы с коллегами помогали отзывать неправильно оформленную таможенную декларацию и перевыпускать новую, клиент настойчиво звонил, сыпал обвинениями и, признаюсь честно, порой срывался на повышенные тона.

– В том, что накладная не оформлена должным образом – ваша вина! Ни я, ни декларант не получил никаких инструкций о том, как заполнять документы, – возмущался экспортер.

Достучаться в стрессовый момент до собеседника было практически нереально. Периодически приходилось пользоваться дыхательными практиками, чтобы успокоиться самой. Ситуацию усугубляла разница во времени с Москвой. Наш офис расположен в Новосибирске, поэтому, когда в столице было около 8 вечера, у нас на часах – полночь.

По неудачному стечению обстоятельств, на перевыпуске таможенной декларации проблемы не закончились, а только начались. Все 8 контейнеров с лузгой гречихи таможня на московской ж/д станции отправила на досмотр. Причем каких-то критичных оснований для этой процедуры не было, наверняка инспектор проснулся в плохом настроении, а может, так просто звезды сошлись.

Зная эмоциональность нашего клиента, я основательно подготовилась к разговору, в какой-то момент даже заглянула в офисную аптечку в поисках успокоительного. Но медикаменты не понадобились. Собрав всю волю в кулак, набираю номер, который за последние несколько дней уже успела выучить, и начинаю беседу, пытаясь объяснить экспортеру важность прохождения процедуры таможенного досмотра.

– Нет, ни в коем случае! Вы вообще представляете, какие убытки я понесу? Я отказываюсь! Сами накосячили, теперь ищите варианты, – не унимался клиент.

«Зная эмоциональность нашего клиента, я основательно подготовилась к разговору, в какой-то момент даже заглянула в офисную аптечку в поисках успокоительного».
Неделю мы с коллегами провели в поисках решения проблемы. Таможенный отдел компании стоял на ушах, консультировались с другими экспертами, декларантами и клиентами, пытаясь найти хоть какую-то лазейку. При этом, мой телефон не замолкал ни на минуту: клиент звонил, писал сообщения в мессенджерах, оставлял голосовые в общем чате, который сам же и создал.

Все участники этой истории, и даже сам экспортер, наверное, понимали, что бегать от проблемы не только бессмысленно, но и чревато последствиями. Если не предоставить груз к досмотру, то можно получить «черную метку» недобросовестного экспортера у таможенников, а значит – о будущих беспроблемных поставках можно было бы забыть.

В итоге контейнеры все же отправились на таможенный досмотр. В одном из них инспектор обнаружил несоответствие веса, заявленному в документах. Пока выясняли причины, пришлось выгружать и остальные. Процедура досмотра платная, к ней добавим расходы на выгрузку и загрузку, хранение на складе и ряд других убытков. Кроме того, проверяющие включили в счет установку на паллеты и обмотку стрейч-пленкой, хотя эта услуга не является обязательной. Инспектор, несмотря на отказ экспортера от нее, заявил, что процедура нужна для ускоренной проверки и личного удобства. В итоге нам выставили счет на 1,642 млн рублей.

Увидев эту цифру, мы с коллегами были в шоке. Нам было искренне жаль клиента, ведь лузга гречихи стоит около 2500 юаней за тонну, а значит весь груз оценивается меньше, чем в 5 млн рублей. А тут такие расходы. Нужно было как-то помочь, и я вспомнила один случай из практики нашей компании. Прошлой осенью одному из экспортеров снизили стоимость таможенного досмотра из-за письма, которое мы направили инспектору.

Если честно, надежды на этот вариант было немного, но попытка — не пытка. Детально описав ситуацию, которая произошла с нашим экспортером, от имени компании мы попросили уменьшить сумму досмотра. Среди главных аргументов была несоизмеримая стоимость самого товара и оказанных таможенных услуг.

Нужно отдать должное работе станции, ответное письмо мы получили буквально через несколько дней. И вы не поверите, но итоговый счет уменьшился практически на четверть: на 432 тысячи рублей! Такого, честно говоря, я не ожидала. Мы с коллегами рассчитывали уменьшить итоговый счет в лучшем случае на 150 тысяч рублей.

Несмотря на стресс длинною в месяц и минутное желание бросить «утопающего» учВЭДа один на один со своими проблемами, мы с коллегами получили ценнейший опыт и теперь всех «новичков» обязательно предупреждаем о возможных форс-мажорах».

Дорогие герои логистики нашего времени!

Редакция «Логируса» поздравляет вас с главным мужским праздником в году. Благодаря вашему мужеству, эмоциональной выдержке, умению быстро принимать правильные решения и расставлять приоритеты, наши цепи поставок остаются стабильными, грузы – целыми, а клиенты – довольными.

Желаем вам новых профессиональных достижений, только положительного опыта, и быстрого решения всех проблем. Верных друзей, надежных партнеров, рабочих маршрутов и благодарных заказчиков. Уверены, что с такими защитниками, отечественная логистика находится в надежных руках!


Тэги: цепи поставок, ВЭД Агент, Траско, Скиф-Карго, А2 Экспресс
23.02.2024

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх