Таможенный форум: спроси меня, если догонишь

О выставке таможенных достижений, на которой были стенды порой более информативные, чем люди



В этом году «Логирус» решил заглянуть не только на деловую программу «Международного таможенного форума». Мы попали в кулуары мероприятия и на выставку, где ведомства и крупнейшие компании страны, казалось бы, должны были презентовать свои успехи. Гордиться вслух достижениями года 2023-го и строить смелые планы на 2024-й. Но что-то у наших высокопоставленных экспонентов пошло не по плану.

«Логирус» посетил стенды и таможенных органов, и бизнеса и выяснил:

  • • О чем хранила молчание «Газпром нефть»?

  • • Без каких изменений в транзитную декларацию бизнесу будет сложнее работать, по мнению «ТрансКонтейнера»?

  • • О чем предупредил компании оператор навигационных пломб «Белтаможсервис»?

  • • И без каких гарантий таможенный транзит на границе не откроют?


ГК «Дело»: декларация без переадресовки и другие печали

«ТрансКонтейнер» считает, что необходимо разрешить вносить правки в транзитные железнодорожные декларации. Например, менять место отправки. Так как сейчас переадресовки на железной дороге - это целая эпопея 

На интерактивной выставке при Международном таможенном форуме логистический оператор – птица редкая. Поэтому первым делом «Логирус» заглянул на огонек к ГК «Дело», где и встретил коллег из «ТрансКонтейнера».

Встретивший нас за стендом молодой человек представился коротко – Артем. Без фамилий, званий, должностей и регалий. Странно, но «Логирус» уважает право собеседника на защиту персональных данных.

Просто Артем поведал нам, что на Международном таможенном форуме оказался впервые. Посетовал на то, что посетителей на выставке в утренние часы было раз, два и обчелся, так как все были на сессиях и круглых столах. Поживее стало только после обеда. И звездный час Артема настал.

– Подходят клиенты, им нужны практические решения. Нужен логистический оператор, который сможет решить все вопросы. Это мы, в «ТрансКонтейнере», и делаем по рыночной комфортной цене, – с чувством непередаваемого корпоративного достоинства рассказал Артем.

По оценкам нашего собеседника, главным таможенным событием за последние 5 лет стало внедрение электронного декларирования. Инструмент безусловно полезный, но требующий доработки. В частности, «ТрансКонтейнер» ратует за то, чтобы в транзитную железнодорожную декларацию можно было вносить изменения. Например, редактировать «место поставки». Сейчас чтобы это сделать, «нужно закрыть один транзит и открыть второй», посетовал Артем. Но такие операции можно совершать не на любой жд станции.

– В декларации на товары же можно вносить изменения. Кодекс это допускает. А в транзитные – нет. Эту разницу в подходах нужно устранить. Это упрощение назрело, – резюмировал наш собеседник.

Еще одно значимое для бизнеса упрощение – это возможность ввозить импортные контейнеры с нулевой пошлиной, добавил Артем. Это важно, потому что мощности заводов на территории ЕАЭС не в состоянии полностью удовлетворить спрос на оборудование. Поэтому приходится закупаться за границей.

– Нужно наращивать объемы производства, но сделать этого без поддержки государства не удастся, – считает Артем.

Несмотря на позитивное отношение к цифровым инновациям ФТС в целом, в системе электронного декларирования наш собеседник видит определенные риски. Например, риски хакерских атак на цифровую инфраструктуру таможни. Самый масштабный в этом году произошел в апреле, когда в результате хакерской атаки процедуры электронного оформления были недоступны в течение двух дней.

Управление инфотехнологий ФТС: автовыпуск для среднего риска

Таможня расширила технологию автовыпуска деклараций на товары на компании среднего уровня риска, которых в России насчитывается порядка 122 тыс. Они подают почти 25% всех деклараций

Сотрудников Главного управления информационных технологий ФТС России «Логирус» разыскал в кулуарах форума. К сожалению, процесс получения комментария превратился в изнурительную полосу информационных препятствий.

Встретившийся нам сотрудник управления Руслан оказался наслышанным о «Логирусе». Мол, каждый Международный таможенный форум мы устраиваем «ловлю на живца». На вопросы журналистов он отвечать не уполномочен, комментировать он не уполномочен, «для этого есть специальные люди». Поэтому мы решили поговорить с руководителем, который по счастливому стечению обстоятельств подошел к нам сам.

В 2018 году Логизорро выпустила большой видеорепортаж с Международного таможенного форума, который был посвящен законодательным новеллам и запуску в работу первых электронных таможен в России.

Подробнее смотрите в репортаже «Логизорро. Таможенный форум-2018: декларации Вашей мечты. Часть 1» и «Логизорро. Таможенный форум-2018: декларации вашей мечты. Часть 2».

Начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Владимир Скиба то ли благодаря должности, то ли опыту публичных выступлений (этот секрет остался за скобками нашего разговора), но оказался более раскрепощенным и общительным собеседником. По его словам, важным нововведением последнего времени, а именно октября, стало то, что ФТС расширила технологию автовыпуска товаров на компании среднего уровня риска.

– Пока только для экспортеров, дальше будем распространять на импортеров, – пообещал Владимир.

В России компаний среднего уровня риска, по оценке ФТС, порядка 122 тысяч. Они подают около 25% всех деклараций. Это многочисленный класс малого и среднего бизнеса, который не попадает в «низкий уровень риска» только из-за недостаточных объемов декларирования. По предварительным прогнозам, расширение технологии даст одномоментный прирост 5-7% в автовыпуске. По данным ФТС за январь-май 2023 года, автовыпуск деклараций на товары составлял 29%.

Таможенная академия: из-за парты на таможенный пост

Третьекурсник Российской таможенной академии Георгий Воронков самым важным считает курс по таможенным платежам, а четверокурсница Виктория Меньшикова – работу с базами данных

За стендом музея ФТС России мы встретили студентов Российской таможенной академии. Доброжелательные, открытые общению и всему новому, они, наверное, были самыми внимательными и восторженными участниками форума.

Оба наших собеседника, третьекурсника Георгия Воронкова и четверокурсницы Виктории Меньшиковой, после окончания вуза планируют найти свое место в рядах таможенной службы. А сейчас они прилежно грызут гранит «таможенных наук». Виктория на 4 курсе, например, оттачивает практические навыки декларирования и применения информационно-таможенных технологий. Но самым интересным и полезным ей кажется работа с базами данных. У Георгия на 3 курсе набор дисциплин еще достаточно общий, однако самым важным он считает курс по таможенным платежам.

Самым важным событием в сфере ВЭД уходящего года Виктория считает усиление «интеграционных процессов» с дружественными странами. А из участия в Петербургском международном экономическом форуме наша собеседница для себя вынесла, какие перспективы развития есть у разных сегментов российской экономики.

Таможенный поручитель: граница на обеспечении

Сложности с проведением трансграничных платежей у российских участников ВЭД возникают не только с Европой, но и Турцией, констатировал ведущий специалист по сопровождению договорной работы компании «Единый таможенный поручитель» Константин Звонарев. Решение этих проблем станет приоритетом в новом году

Для того чтобы товары попали под процедуру таможенного транзита, необходимо «поручительство перед таможенными органами». Оформляется оно в виде электронного документа удаленно, подпись перевозчика при этом не требуется, пояснил ведущий специалист по сопровождению договорной работы компании «Единый таможенный поручитель» Константин Звонарев. Такое поручительство является гарантией того, что пошлины, налоги и пени будут уплачены таможенным органам ЕАЭС.

Самым значительным событием 2022 года собеседник «Логируса» назвал введение беспрецедентного количества санкций против России. И это стало главным вызовом для бизнеса в сфере ВЭД. Работа в таких условиях, по словам Константина Звонарева, требует гибкости и постоянной готовности к перестройке бизнес-процессов в связи с новыми ограничениями Запада. К счастью, участники ВЭД смогли адаптироваться и в 2023 году наступило «относительное затишье, пришло понимание того, как работать в новых условиях», подчеркнул наш собеседник.

– Спрос на получение таможенных поручительств стабильно высокий, – пояснил Константин Звонарев. – Только в 2022 году география расширилась: добавились новые рынки – Азия, Грузия, Армения и т.д. В ответ на эти изменения мы внедрили в наш программный продукт сервис проверки контрагентов из новых стран. Пока это Грузия и Казахстан. Планируем добавлять и другие государства, с которыми российские компании налаживают активные торговые связи. Проверка проводится по открытым источникам.

Все взаимодействие с ФТС у компании происходит исключительно в электронном формате. Для этого «Единый таможенный поручитель» прошел процедуру сертификации и использует собственный аппаратно-программный комплекс.

Главной задачей на 2024 год для компании станет решение вопросов, связанных с осуществлением трансграничных платежей в Европу, Китай, Казахстан, Турцию и другие страны.

Управление таможенного оформления и контроля ФТС: ослабленный контроль, но не для всех

Соглашения о взаимном признании институтов уполномоченных экономических операторов у России подписаны с Ираном, Китаем, ОАЭ, Турцией и Таджикистаном, рассказал заместитель начальника ГУ таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Максим Родиков

Максима Родикова, заместителя начальника ГУ таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, мы встретили в кулуарах форума. Он очень торопился на сессию, поэтому беседовать пришлось буквально на бегу.

Главным достижением 2023 года наш собеседник назвал то, что подписанные с другими странами соглашения о признании статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО) перешли в фазу практического применения.

Так, например, в мае этого года на полях международного форума «Россия- Исламский мир: KazanForum» Россия и Иран подписали межправительственное Соглашение о взаимном признании соответствующих институтов УЭО. Этот документ предусматривает ряд упрощений для компаний обеих стран со статусом УЭО. В их числе, приоритетный порядок совершения таможенных операций, выборочное применение контрольных мероприятий и автовыпуск для безрисковых товарных партий.

Аналогичные соглашения также подписаны с Китаем, Турцией, ОАЭ, Таджикистаном, добавил Максим Родиков.

– Эти соглашения несут для бизнеса реальную и прямую выгоду. Так как они позволяют минимизировать количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении товарных партий, направляемых экономическими операторами в адрес друг друга, – подчеркнул собеседник «Логируса».

К сожалению, на наш вопрос о том, как изменились условия включения в реестр УЭО, Максим Родиков ответить не успел. Он порекомендовал нам обратиться на сайт ФТС и убежал на сессию.

«Газпром нефть»: без пресс-службы ни слова на ветер

«Говорящими» на стенде «Газпром нефть» оказались только слайды на мониторах

Одними из самых непробиваемо необщительных участников выставки оказались сотрудники «Газпром нефти». По их уверениям, все, что они имеют сказать – отражено на стендах, содержание которых тщательно выверено и согласовано с пресс-службой.

Однако «Логирусу» все-таки удалось выяснить у Светланы Владимировны, отвечающей за участие «Газпром нефти» в выставке, что компания презентует «цифровой продукт, который позволяет быстро и безопасно проследить всю цепочку производства нефтепродуктов до отгрузки на экспорт». Это решение является собственной разработкой «Газпрома».

– У нас очень чувствительная информация для внешнего рынка, поэтому, пожалуйста, поймите, мы представляем то, что представляем. Стенд, пожалуйста, фотографируйте. От комментариев мы не отказываемся, но все запросы через пресс-службу, – мягко, но категорично резюмировала наша собеседница.

«Альфа Банк»: ВЭД в корреспондентских сетях

Широкая сеть банков-корреспондентов за рубежом позволяет сократить сроки проведения платежей до 3-4 часов, рассказал начальник управления департамента продаж и развития малого бизнеса «Альфа Банка» Александр Ледяев

Главной задачей российских банков в 2023 году стало расширение корреспондентских сетей в СНГ, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и на других перспективных для российского бизнеса рынках, считает начальник управления департамента продаж и развития малого бизнеса «Альфа Банка» Александр Ледяев. Кроме того, кредитные организации искали способы и инструменты сохранения возможности проведения платежей в Европу. И с этой задачей успешнее справляются коммерческие структуры, уверен собеседник «Логируса». Так как они не находятся под таким жестким санкционным прессингом, как госбанки.

– У нас, например, широкая сеть банков-корреспондентов за рубежом. В том числе, в Китае мы сотрудничаем с Bank of China. Это позволяет проводить взаиморасчеты по всей территории КНР за 3-4 часа, – подчеркнул Александр Ледяев. – Мы также сохранились возможность перечисления платежей в европейские страны.

Из участия в Таможенном форуме бизнес может и должен извлекать практическую пользу, уверен наш собеседник. Например, выбрать максимально выгодные условия по валютным контрактам и ознакомиться с новыми технологичными решениями от негосударственных банков.

– Для некоторых компаний важно держать часть активов вне госбанков, чтобы обезопасить себя от возможных санкционных рисков, – пояснил Александр Ледяев.

Сахалинская таможня: нарушения и наказание

ФТС идет по пути смягчения наказаний за незначительные административные проступки, уверяет  заместитель начальника Сахалинской таможни Максим Мурашов. Например, объединяет несколько нарушений в одно

На форуме Сахалинская таможня была организатором одного из круглых столов, посвященного смягчению ответственности за незначительные нарушения таможенного законодательства.

Одно из главных изменений последнего времени – назначение административного наказания лишь за одно совершенное правонарушение, вместо нескольких, рассказал заместитель начальника Сахалинской таможни Максим Мурашов.

– Однако применение этой нормы имеет свои нюансы. Так, нарушения должны быть выявлены в ходе государственных проверочных мероприятий. Если по их результатам выявят 2, 5 или даже 10 нарушений, то наказание назначат как за одно и, как правило, минимальное. Например, выпишут штраф или вынесут предостережение, – пояснил собеседник «Логируса». – Например, подобные меры могут применяться за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ст. 19.7.13 КоАП РФ) или отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ).

При этом самым приятным для Максима Мурашова на форуме стала обратная связь от представителей бизнеса, которые высоко оценили стремление таможенных органов выстраивать диалог.

– Мы со своей стороны намерены увеличивать объем взаимодействия, чтобы и дальше друг друга слышать и слушать, – пообещал наш собеседник.

Трансформация таможни из электронной в интеллектуальную подразумевает упрощение прохождения контроля. В то же время бизнес должен понимать, что это не повод искать лазейки для уклонения от исполнения своих обязанностей, подчеркнул Максим Мурашов.

Белтаможсервис: ЕАЭС один, а пломбы разные


В «Белтаможсервисе» не исключают, что переход на навигационные пломбы для отслеживания перевозок по территории ЕАЭС, может затянуться. Так как до сих пор не принят единый формат электронной подписи

Важное событие предстоящего года – это применение навигационных пломб для отслеживания грузоперевозок на всей территории ЕАЭС, которое начнется с 1 января 2024 года. И «Белтаможсервис» к этому активно готовится, рассказал «Логирусу» сотрудник компании Вадим Полх.

– К сожалению, еще достаточно нерешенных вопросов. Например, до сих пор нет единого формата электронной подписи для всех государств Союза, – пояснил наш собеседник. – У каждой страны есть свои алгоритмы и сертификаты. И таможенные органы не могут проверять электронные подписи других государств ЕАЭС. Поэтому не исключаем, что будут задержки с реализацией инициативы.

Использование навигационных пломб в грузоперевозках потребует от бизнеса дополнительных вложений, но это минимизирует количество досмотров на границах. А это существенное упрощение, уверен Вадим Полх.

На выставке «Белтаможсервис» в том числе презентовал два типа навигационных пломб. Одна используется в настоящий момент, вторая – перспективная разработка, которая готовится к внедрению. В ней «заложена память на отдельном чипе, есть возможность преобразования данных и более доработанная версия ПО», пояснил собеседник «Логируса». – А какой вопрос чаще всего вам задают гости выставки?

– Практичный: сколько стоит оборудование, – улыбаясь ответил Вадим.

Если же с 1 января 2024 года навигационные пломбы начнут широко применять для грузоперевозок по территории ЕАЭС, то бизнесу нужно готовиться к дополнительным расходам, предупредил собеседник «Логируса». Платить придется за аренду оборудования, наложение и снятие пломб и т.д.

– Но в конце концов, мы стоимость меняем на время досмотра. Так как навигационные пломбы позволят пересекать границы в минимальные сроки без досмотров и лишних проверок, – резюмировал Вадим Полх.

«Логирус» завершил свое путешествие по «Международному таможенному форуму – 2023». Но мы не прощаемся. А говорим «до свидания и до новых встреч!


Тэги: таможенное оформление, уполномоченные экономические операторы, трансграничные платежи, навигационные пломбы, автовыпуск, электронное декларирование
27.11.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх