«Почта России»: дроном в цифровизацию

О том, как оператор моделирует и распознает посылки на своих сортировочных центрах

Владимир Максимов Владимир Максимов
руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус»




Добрый день, коллеги. Меня зовут Владимир Максимов, я – руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус». Мы – ключевой поставщик роботизированных и автоматизированных решений для сортировочных центров федерального оператора «Почта России». С удовольствием поделюсь с вами историей цифровизации оператора, которая уже идет полным ходом.

В 2018 году «Почта России» получила рекордную в истории предприятия прибыль − 190 млрд рублей. В основе этого показателя — почтовый и посылочный бизнес гиганта, который дал 73% выручки.

Как ни странно, успех компании, которая еще десять лет назад никак не ассоциировалась с инновациями, теперь обеспечивается новыми технологиями. Внедрена система автоматизации моделирования логистической сети, единая информационно-аналитическая платформа Data Cloud, куда стекается вся информация «Почты России». Также внедряется система управления транспортными потоками (TMS), интегрирована государственная информационная система ЖКХ и механизм управления автотранспортным парком (1С УАТ).

Но главным направлением инноваций стало строительство всероссийской сети логистических почтовых центров (ЛПЦ), основанных на максимальной автоматизации происходящих в них процессов, которая, среди прочего, достигается усилиями техники Toshiba.

Поэтому выясняем:

• Какая техника делает логоцентры «Почты России» еще более автоматизированными?

• Как зоркий глаз сортировочных линий распознает посылки?

• Зачем посылкам виртуальное моделирование?

• И когда «правая рука» логистики «Почты России» будет роботизированной?

Прижатая к стене посылками

В 2010-е г.г. до России докатилась революция в электронной коммерции: в страну хлынули миллионы посылок из Китая. В прошлом году на Поднебесную пришлось более 90% международных отправлений, сообщали в марте аналитики ФГУП «Почта России». Всего было обработано 320 млн посылок из Китая, что на 26% больше, чем в 2017 году.

Кстати сказать, когда китайские посылки только начинали завоевывать Россию, наша страна оказалась неготовой к мощному потоку товаров из новой «фабрики мира», и потребительский «бум» обернулся грандиозным почтовым коллапсом. В апреле 2013 года в московских аэропортах, принимавших почти всю международную почту, проходящую через Россию, скопилось 500 тонн посылок, которые «Почта России» не смогла своевременно обработать и отправить адресатам. Для ликвидации проблемы был даже создан оперативный штаб, который начал распределять почту по разным городам на «досортировку».

«Скопилось 500 тонн посылок, которые "Почта России" не смогла своевременно обработать и отправить адресатам»


Причин тому было немало, но одна из основных — логистическая инфраструктура, основанная на сети небольших сортировочных узлов с применением ручного труда. Такая система требует постоянной дополнительной «подсортировки» отправлений на маршруте, снижает скорость перемещения посылок и повышает себестоимость процесса.

Новое руководство «Почты России» в 2013 году сделало ставку на создание сети больших логистических почтовых центров (ЛПЦ) с глубокой автоматизацией сортировки.


Автоматизированная сортировочная линия в подмосковном Внуково. Обрабатывает до 1,5 млн отправлений в сутки

Теперь, помимо существующих ЛПЦ в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, «Почта России» собирается построить еще 38 логистических центров в 34 городах. Быстрой доставкой обеспечат 80% населения страны. Но распредцентры требуют грамотно подобранной техники и грамотно выстроенных бизнес-процессов.

Начиная с открытия первого ЛПЦ во Внукове в 2013 году, Toshiba активно помогала настраивать автоматизацию почтовых посылок с помощью своей техники.

В основе решений «Тошиба Рус» для «Почты России» лежат 3 технологии:

Распознавание объектов

Виртуальное моделирование

Роботизация

Наши машины различают посылки и письма (их форму, вес, габариты, штрих-коды) с помощью сенсоров. Затем машины строят виртуальную модель объекта, «глядя» на которую система понимает, какими силами и куда транспортировать посылку. Наконец, автоматизированные ленты и роботы воплощают план в жизнь.

Линий много – почта одна

Обновленный логистический центр «Почты России» во Внукове стал настоящим прорывом 2013 года. Всего он насчитывает 6 корпусов, и, к моменту открытия, на него было перенаправлена половина международной почты РФ. Но, чтобы не случился новый коллапс (как в 2013 году), этот центр был оснащен по последнему слову техники.

Ранее в распределительных центрах «Почты России» для всех типов писем обычно использовалась одна линия, и еще одна – для посылок, независимо от габаритов, веса, характера отправлений. Поскольку сортировка при этом шла в основном вручную, скорость ее была низкой.

Поэтому было решено распределить посылки на 4 линии сортера, в зависимости от размера:

Линия для писем (Letter Sorter)

Линия экспресс-посылок (Express Parcel Sorter, EPS)

Линия для небольших пакетов (Small Parcel Sorter, SPS) и

Линия для микропакетов (micro packet sorter (MPS).

Также у каждого автоматической сортировочной линии есть оптика, распознающая объекты. Отправления распределяются по разным линиям, ускоряя тем самым работу логистического центра.


«Чтобы обработать 200 тыс. отправлений в сутки требуется не более 12 человек»

К примеру, сортировочная линия в Санкт-Петербурге имеет 114 выходов, то есть она высокоточно распределяет посылки по почтовым отделениям города. Таким образом, удается избежать образования новой «кучи» корреспонденции на выходе из сортировочного центра. За каждым из выходов закреплены определенные почтовые отделения или пункты отправки.

Автоматика существенно снизила потребность сортировочных центров «Почты России» в операторах: чтобы обработать 200 тыс. отправлений в сутки требуется не более 12 человек. Общая же пропускная способность сортировочной линии составляет до 2 млн посылок в день.

Второе решение «Тошиба Рус» для сортировочного центра во Внукове — «умная» система таможенной проверки.


«Вся приходящие в Россию отправления взвешиваются и полученные данные сопоставляются с задекларированными».

Вся приходящие в Россию отправления взвешиваются и полученные данные сопоставляются с задекларированными. Раньше это делалось вручную. Если уже у таможенников возникали вопросы к какой-либо посылке, ее содержимое проверяли. Мы разработали линию, которая автоматически взвешивает все посылки, соотносит результат с заявленным весом, а также сканирует рентгеном. Таможенники получили возможность дистанционно контролировать поток посылок и их содержание.

«За пять лет с помощью наших японских коллег нам удалось превратить логистический центр Внуково в настоящий почтовый завод из шести корпусов, оснащенный по последнему слову техники. Сейчас центр способен обработать до 2 млн посылок в сутки», — отмечал руководитель «Почты России» Николай Подгузов.

Подобные автоматизированные системы «Тошиба Рус» установлены в логистических центрах Санкт-Петербурга, Новосибирска и Казани. Учитывая планы по расширению сети ЛПЦ, полагаю, мы продолжим модернизировать отрасль. Об этом «Тошиба Рус» и «Почта России» договорились в соответствующем меморандуме о взаимопонимании. Но качественно новым этапом на этом пути станет роботизация отрасли.

Робот тоже человек: что умеют рукастые машины

Несмотря на успехи автоматизации, нельзя не признать, что речь идет о технологиях, которые уже не являются передовыми или уникальными в масштабе планеты. Сейчас магистральным направлением развития логистики становится роботизация. Например, перемещение крупных партий посылок или писем уже осуществляют сортировочные линии, тогда как мелкие операции с отдельными объектами до сих пор выполняют люди, в ручном режиме.

Toshiba уже разработала и внедрила роботов, которые отчасти или полностью заменяют человека при сортировке посылок. К примеру, специально для Amazon был создан шестиосный робот, он распознает объекты с помощью 3D-камеры и захватывает грузы щупальцами вакуумного типа, проще говоря, «присосками».


«Для Amazon был создан шестиосный робот, который распознает объекты с помощью 3D-камеры и захватывает грузы "присосками"».

Робот справляется с ровными и большими коробками весом до 20 кг. Он перекладывает крупногабаритные посылки на сортировочную линию из транспортировочных боксов или передвижных лесов, а на другом конце линии – складируют посылки по их типам и видам в ящики или на стеллажи.

Для нестандартных посылок разработан робот SCARA, который захватывает пакеты, свертки и любые хаотично составленные отправления весом до 2 кг. Он орудует «рукой» с тремя присосками. Наконец, у нас есть роботы, которые могут разгружать и загружать грузовики, учитывая габариты кузова.

В общем, многие операции на складе и на сортировочном центре уже давно могут делать роботы, заменив человека. Однако этого пока не произошло. Почему?

Минус на минус дает тормоз роботизации

В России роботизированные решения приживаются плохо. И, тем не менее, именно на этом направлении в мире произойдут самые принципиальные изменения в логистике в течение ближайших 5 лет, по прогнозам «Тошиба Рус».

Прежде всего это связано с развитием технологий машинного обучения и интернета вещей, которые уже внедряются во многих отраслях промышленности. Машинное обучение позволит «учить» роботов более точно сортировать посылки, а интернет вещей (IoT) создаст на складе единую технологическую систему, куда будут включены и роботы, и сортировочная автоматика, и человек, что позволит автоматизировать почтовый центр на более высоком уровне, чем сейчас.

На сегодняшний день существует 3 основные сложности внедрения роботизированных технологий. Первая — чисто техническая. Почти любой робот необходимо затачивать под потребности конкретного клиента. Внедренные в практику логистических компаний мира машины, как правило, очень тонко настроены на их экосистему стандартов, типоразмеры грузов, помещений.

Так, в банковской сфере в России, не в пример почтовой логистике, роботизация идет относительно быстро. В «денежной логистике» робот имеет дело с максимально стандартизированными грузами — банкнотами. Для их сортировки, погрузки или разгрузки в кассовых центрах достаточно использовать столь же стандартизированных роботов.


Цитата: «В почтовой логистике требуются более «умные» и адаптивные машины, которые разрабатываются с учетом узкой специфики клиента. Это банально дорого».

И здесь же есть вторая проблема — международная почтовая стандартизация. Приведу конкретный пример. Когда мы начали работать в России, наклейки со штрихкодами на посылках были белого цвета. Это затрудняло сканирование сортировочными линиями, после чего мы заменили фон штрихкода на красный, что увеличило точность сканирования на 20%. Таких «национальных особенностей» в посылках по всему миру тысячи. Соответственно, либо мы вырабатываем единые стандарты под текущие возможности роботов, либо нам следует совершенствовать роботов (3D-сканирование, искусственный интеллект) под многообразие стандартов. В обоих случаях требуется время.

Причем, если мы выбираем второй и совершенствуем роботов, появляется третья проблема — кадровая. «Умной» технике требуется обслуживание недешёвых IT-специалистов. При этом «почтовая логистика» хорошо обеспечена недорогой рабочей силой. К сожалению, пока она выглядит привлекательнее некоторых инноваций.

Чтобы переломить тренд, во-первых, нужно продолжать наращивать инвестиции в новые технологии, причем не только экстенсивно, когда создается много логистических центров и вместе с ними тиражируются некоторые внедрения, а когда на базе имеющихся центров идет углубление автоматизации (через роботизацию, IoT и другие новые практики).

Во-вторых, необходимо одновременно улучшать международную стандартизацию почтовой логистики, то есть стандарты должны развиваться навстречу технологиям – так мы быстрее получим результат.

В-третьих, нужно повышать доходы работников, потому что чрезмерно дешевый труд – это объективное препятствие для развития технологий.

Тэги: Почта России, Тошиба Рус, логистические центры, сортировочная линия, посылки, экспресс-перевозки, e-commerce, посылки из Китая, Китай
24.07.2019

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх