Бондовые слезы и Калининградский транзит

О бондах сегодня и возможностях упрощенного оформления посылок через Калининград

Александр Иванов Александр Иванов
эксперт, президент НАДТ




Вряд ли стоит рассказывать друг другу о том, что, мол, «в сложное время живем», но вот то, что эти сложности, в частности, трансформировались в проблему с импортом, который, во времена бурного роста e-commerce, занимал не менее 80% виртуального «прилавка» — это факт.

Собственно, о том, что текущие таможенные режимы архаичны и достались нам в наследство от средневековых мытарей (при всем совершенстве технологий российской ФТС), было известно давно, поэтому правительство искало варианты разнообразить и осовременить ситуацию с перевозкой товаров через границу.

И нужно это было для того, чтобы российская экономика, в частности, торговля, как ее ведущая часть, и интернет-торговля, как локомотив роста, находилась бы в более конкурентной среде. Без которой, по мнению экономистов, путей для роста нет.

Так, в частности, появился кросс-бордер — перемещение товаров в посылках. Кросс-бордер очень удобен продавцу и покупателю, вот только государство прибыли (не косвенной, в виде развития экономики, а прямой, в виде поступлений в казну) не имеет, поэтому страна искала другие варианты.

Слезы по бондам

Несколько лет тому назад споров о том, что такое бондовые склады и насколько они нужны, было много. Одни довольно горячо говорили, что бондовые — это очень крутая новация (во всем мире уже давно существующая), которая позволила бы российской торговле и особенно российскому e-commerce выйти на новый качественный (и, чего уж там — количественный, если говорить о количестве товаров и денег) уровень, другие же, наоборот, в страхе перед возможной конкуренцией, кричали о «легальной контрабанде» и обивали пороги властных кабинетов в надежде, что какой-то облеченный властью дядя за них заступится.

В итоге никто не победил: правительство бодро заявило, что бондовые склады стране нужны и стало их создавать, при этом созданное (во всяком случае, то, что нам предложено считать бондовыми складами) никакого отношения не имеет к тому, что такое бондовые, то есть это вовсе не то, для чего все создавалось.

Позволим себе «злоупотребить» вниманием читателя и в двух словах сказать, что такое бондовые склады (а заодно, по сути, описать процесс, который мы все хотим видеть в идеале и к которому мы перейдем по ходу статьи).

Итак, важное: бондовые склады — это не помещения, а таможенный режим.

Особенности у него следующие: товар на бондовый склад поступает оптом, а выпускается оттуда в розницу. То есть приходит паллета с блузками и в нерастаможенном виде попадает на склад. Владелец товара сообщает неопределенной группе потенциальных покупателей (сейчас это делают маркетплейсы или сохранившиеся еще интернет-магазины), что у него есть блузки и принимает заявки на покупку, доставку.

Пришла заявка — вашу блузку вынимают из паллеты («расконсолидируют»), упаковывают и отправляют покупателю.
В момент отправки с этого рюкзака берут пошлину и налог.

Это — отличие от кросс-бордера №1.

Так как подсчет денег — занятие довольно сложное, то на бондовых складах устанавливают обычно единый таможенный платеж за выпуск единицы товара.

В разных странах платеж разный, но обычно составляет 7-11%. Китай постоянно снижает размер оплаты — это выгодно, чтобы больше товаров проходило через бондовые склады, в ЕС много лет платеж один и тот же — словом, по ситуации.

Есть страны, которые берут НДС (например, так делают в ЕС, в отличии от Китая, где его не берут вообще), но НДС, согласно самой логике этого налога, берется не с компании-продавца, а с конечного покупателя, частного лица.

В этом — отличие №2.

И, наконец, отличие №3: ввезенный и нераспроданный товар легко вернуть поставщику — он ведь не был растаможен, так что возврат не требует крайне утомительной и сложной процедуры обратного оформления.


Что из всего этого удалось реализовать в том проекте, которое в правительстве неофициально называют «бондовые склады»? Примерно ничего.

Неизвестно даже, отчего этому проекту, убитому стараниями Минфина (от лица правительства) и «Почтой России» (от лица монопольного владетеля проекта), дано было имя «бондового склада».

С момента его «открытия» прошло около года, и за истекший год название «бондовый склад» стыдливо предпочитают не упоминать, забыть и сделать вид, что убившие идею организации и персоналии здесь вообще ни при чем — то есть, де-факто, проект пошел «под списание».

«Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем о них и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались»   


Хорошо это или плохо?

Автор относится к тем, кто считает, что для торговли это вот прямо очень плохо, потому что отсутствие вариативности по таможенным режимам развиваться торговле не дает, конкуренции на прилавках, качественной и ценовой, не создает, а значит, и не стимулирует конечного покупателя тратить чаще и больше.

И не стимулирует покупателя зарабатывать, чтобы было что тратить — тратить-то не на что.

О том, как в других странах развивают конкуренцию между операторами бондовых складов, чем привлекают, чтобы финансовые потоки неизбежно «заворачивались» в казну и дождется ли Россия выгодных бондовых складов, читайте в статье «Бонды есть, но не в нашу честь».

Калининград: скромные радости для недорогих и легких

Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем об их умении портить даже прекрасные в своей сути вещи и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались.

Не станем увлекаться перечислением традиционных, со времен царя-батюшки, нам доставшихся, а посмотрим на то, что и как работает сейчас.

Много слов сказано о так называемом калининградском эксперименте. Эта территория как зона с особым экономическим режимом заявлена уже очень давно (что логично, учитывая её географические особенности), но вот, наконец, подоспело постановление правительства №1223 от 29 июля 2023 года, которое описывает упрощенные таможенные процедуры для товаров в адрес физического лица, стоимостью ниже 1000 евро и весом не более 31 килограмма.

Итак, что мы имеем.

Товар, ввезенный на эту территорию, растамаживается без НДС и пошлин. После чего поступает на склад, который вы выбираете по своим потребностям.

Складские площади сейчас, в данный момент, в регионе несколько избыточны, так что хранение товара недорогое.

Далее — товар заказывают покупатели из любого региона РФ.

Фулфилмент-оператор внутри склада пакует и адресует заказ (превращая товар в посылку), после чего он (напомним, без НДС и избыточных накруток) едет в любой регион страны.


Да, из Калининграда вывезти товар сегодня дороже, чем из любого другого региона страны, но отсутствие НДС и накруток с пошлинами делает эту операцию суммарно вполне рентабельной.

Чем не бондовый склад, со сравнения с которым мы начали рассказ?

Ну, по сравнению с бондовым, есть несколько «слабых мест» — растамаживается оптовый груз, а не розница в момент продажи, и как следствие, отсутствует возможность упрощенной отправки поставщику непроданной части товара.

«Есть несколько “слабых мест” — растамаживается оптовый груз, а не розница в момент продажи, и как следствие, отсутствует возможность упрощенной отправки поставщику непроданной части товара».

Однако, что называется — если нет гербовой, пишем на простой — сам механизм все равно удобнее, проще и дешевле, чем все существующие на данный момент.

Правда, пока для участия в эксперименте нужно стать таможенным брокером (Родина, как водится, склонна все на свете усложнять), плюс ко всему в нем работает всего несколько компаний, из которых, кажется, только одна в состоянии сделать фулфилмент (это часть их профессии) — СДЭК. Однако условия эксперимента настолько любопытны, что стоит ждать притока конкурентов (что для покупателя, само собой, хорошо). В отличие от планов правительства по бондовым, которые предусматривали, как мы помним, полную монополию Почты.

Пути обработки посылок: оптом нельзя в розницу

Идеальная схема обработки импортных посылок могла бы выглядеть примерно (в общем и целом) так, как выглядит в бондовых складах.

Сначала продавец (вне зависимости от того, кто он — интернет-магазин, маркетплейс или селлер на маркетплейсе) заказывает товар оптом (контейнер или паллета — в зависимости от аппетита, типа товара и много чего еще) и доставляет в Калининград.

Делает оповещение на своем ресурсе о том, что товар — есть, стоит столько-то и начинает собирать заказы.

По заявке интернет-магазина фулфилмент-оператор в Калининграде формирует посылку, отправляет её на «большую землю», откуда она уже летит себе к своему покупателю белым лебедем по вполне традиционным каналам доставки.

Выгодно? Пока все предварительные расчеты да и накопившаяся практика (а её немало) говорят, что — да.

Быстро? Быстро, даже с учетом того, что примерно +1 день добавляется к обычным срокам доставки, радости покупателя это не снижает, радости продавца, минимализировавшего свои расходы — тоже.

Логичный путь? Опять же — да, пусть Калининград и находится на «краю географии», суммарно плюсы перевешиваю минусы.

Есть на сегодня в стране что-то удобнее, рентабельнее и перспективнее?

Увы — нет.

«Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много. По той простой причине, что дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно»


Стоит ли очередь к таможенным брокерам в Калининграде?

Тоже (пока что) — нет, хотя самые внимательные и расчетливые пользуются этим каналом поставок уже довольно давно, чуть ли не со дня открытия режима (следим за движением с самого начала эксперимента) и успешно, так что, самое важное то, о чем говорим — это не теоретическая возможность, это практически реализованная схема, проторенная дорожка.

Ну и насчет прогнозов, которые так любит редакция, любит сам автор да и любой читатель, ибо, согласитесь — что за статья без прогнозов?

Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много.
По той простой причине, что хорошие условия — они лучше, чем плохие. Дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно.

Второе соображение — не стоит ждать, что правительство, в обозримом будущем, пойдет еще на какие-то эксперименты с льготными условиями и разумными шагами (хотя стоило бы, просто по той причине, что импорт для устойчивости экономики и создания конкурентности критически важен), а если и пойдет, то вовсе не факт, что все не закончится так же печально и даже разрушительно, как закончилась история с бондовыми складами.

Если вдруг кто-то ждет не только прогнозов, но и рецепта, то (отчего бы и нет, в такой-то ситуации) — пользуйтесь открывшимся возможностями, использовать хорошее — полезно. Со всех точек зрения.

Тэги: e-commerce, кросс-бордер, посылки бондовые склады, импорт, Калининград
20.12.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх