Александр Кибальников: «На первой работе я регулярно получал по шее»

О запойном трудоголизме, пользе факапов, тяжком бремени отличника и мечтах о мушкетерстве

Алена Лебединец Алена Лебединец
корреспондент




От мечтаний о карьере капитана дальнего плавания или фермера до поста генерального директора логистической компании LKTK Group Александр Кибальников прошел путь, похожий на смесь триллера с забористым боевиком. Ему довелось на собственном опыте пережить воровство клиентских баз, массовый уход сотрудников, жесткий прессинг со стороны фискальных органов и даже кибершантаж.

В предельно откровенной беседе Александр рассказал «Логирусу»:

  • • Что он ненавидел в школе больше всего?

  • • За что эксперт частенько получал «по шее» на первом рабочем месте?

  • • Почему в «трудовой» Александра всего две записи?

  • • До чего доводит руководителя желание понравиться подчиненным?

  • • Чем для LKTK Group закончились переговоры с хакерами?

  • • Почему экспедиторам не выжить без собственного автопарка?

  • • И кто в семье Кибальниковых главный трудоголик?


«Синий экран смерти», воровство клиентов и прочие наезды

– С 2020 года российский бизнес существует в формате бесконечного ЧП. Сначала коронакризис, теперь – тотальные санкции со стороны западных стран. Лично для вас какой вызов стал самым сильным шоком?
– Этот стресс я пережил совсем недавно. Как-то утром пришли мы в офис, включили компьютеры, а ничего не работает. Хакеры атаковали IT-систему LKTK Group и положили ее на обе лопатки. Все данные были либо «снесены», либо закодированы.

Мы на протяжении недели вели безуспешные переговоры со злоумышленниками, которые требовали баснословные деньги за возврат доступа к нашим базам данных. Однако в итоге мы не пошли на сделку с кибер шантажистами. Собрали всех сотрудников, распределили между собой задачи и практически с нуля восстановили утраченную IT-инфраструктуру. Параллельно мы усилили инфобезопасность и отработали процесс резервного копирования. Чтобы больше не пришлось с утра увидеть «синий экран смерти».

– Какие еще сложные ситуации приходилось преодолевать на профессиональном пути?
– Я сталкивался с воровством грузов и их гибелью, с жесточайшими нарушениями сроков доставки, потерей клиентов и сотрудников, воровством клиентских баз, с прессингом со стороны фискальных органов, взаимодействовал с правоохранительными структурами и порой по очень неприятным вопросам… Список пережитого можно продолжать бесконечно. И, к сожалению или к счастью, большинство этих факапов связаны с моим первым местом работы. Из-за недостатка опыта я совершил немало ошибок, которые потом приходилось исправлять.

Неудавшийся фермер и биатлонист

– А как вообще вы попали в логистику? Неужели с детства мечтали заполнять таможенные декларации и постигать тонкости крепления грузов?
– Конечно, нет. Я, как любой ребенок, мечтал стать всем, везде и сразу. Было желание стать капитаном дальнего плавания, путешественником, летчиком. Помню, даже был момент, когда я хотел стать фермером. А причина была в том, что я всегда взахлеб читал о приключениях и путешествиях.

В плане выбора будущей профессии родители не оказывали никакого давления. Первый предметный разговор на эту тему состоялся, кажется, классе в девятом.

Родители не давили на Александра в части выбора профессии, поэтому в разное время он мечтал стать то капитаном дальнего плавания, то летчиком, то фермером

– В школе страсть к чтению помогала или, наоборот, доставляла больше проблем?
– Начиная с первого класса я учился скучно – на пятерки. Во-первых, моя мама была учительницей, соответственно, я всегда был под чутким контролем. Во-вторых, у меня всегда были развиты ответственность и самодисциплина. При этом за свою школьную бытность сменил 5 школ. Три из них в Казахстане, а две – уже в России.

Мне очень нравились гуманитарные, литература и история, и точные науки – физика и математика. Единственное, что я ненавидел – это занятия лыжами на физкультуре. Родившись в Казахстане, снега я почти не видел. Поэтому первый раз на лыжи я встал в 1997 году, когда мы переехали в Россию. После третьей поломанной пары я понял, что эта ненависть навсегда.

Не староста, но командир взвода

– А как вы выбирали институт?
– Мой отец в юности пытался поступить в Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), но не получилось. В итоге, он поступил в автомеханический институт, а закончил строительный, но нереализованная мечта о МАДИ осталась. Поэтому, когда мне пришла пора выбирать вуз, отец посоветовал поступать на престижный факультет управления по специальности «организация перевозок и управления на транспорте».

Подавал документы я одновременно в три высших учебных заведения. Помимо МАДИ были еще Московский государственный институт стали и сплавов и Московский государственный горный университет. Но мне хотелось поступить непременно в самый престижный. Я был уверен в себе. И поступил-таки в МАДИ с первого раза.

В университете я учился так же скучно, как и в школе: все экзамены сдавал на отлично, никогда не филонил. Со второго курса после зачисления на военную кафедру меня назначили командиром взвода. Я очень обрадовался – это была моя первая руководящая должность. Еще на первом курсе хотел стать старостой, но меня почему-то не выбрали.

– Александр, как вы считаете, что помогло вам в карьере больше: университетские знания или приобретенные знакомства?
– К сожалению, академическая программа на тот момент явно не соответствовала реальной ситуации в экономике страны. Нас учили управлять глобальными предприятиями советского типа, но уже тогда их практически не осталось. Поэтому то, чему нас учили и то, чем мне пришлось заниматься в реальной жизни – очень разные вещи.

Единственное, что могу выделить для себя – транспортное право. Эта дисциплина очень помогала в работе. Позже еще был курс менеджмента. Но осознание важности этого предмета пришло позже. А когда тебе 22, то «менеджмент» для тебя – просто красивое иностранное слово.

Знакомства безусловно важны, но еще необходимо умение грамотно их использовать. Из института я вынес минимальное количество профессиональных знакомств, ведь очень мало ребят из нашего потока остались в логистике. Но, тем не менее, именно благодаря связям я получил свою первую работу в отрасли. Тогда, после третьего года обучения в МАДИ мой однокурсник предложил пройти практику на предприятии его отца, в транспортно-экспедиционной компании «СВ-ТРАНСЭКСПО».

Учеба на факапах, директорские страхи и новая «семья»

– Как складывалась ваша карьера в «СВ-ТРАНСЭКСПО»? С чего начинали?
– Первые полгода я чаще всего работал курьером. Изредка помогал специалистам по таможенному оформлению, ездил на СВХ, где оформлялись машины с грузами. В это время я получил возможность «прощупать профессию» с самых низов. Это дало мне понимание рабочих процессов.

Совмещая работу в «СВ-ТРАНСЭКСПО» с учебой, обычно мне приходилось начинать рабочий день в 7 утра. Первым делом закрывал горящие заявки, а к 10 часам уже мчался на пары. После занятий снова возвращался на работу.

Спустя 2 года, осенью 2008 года, мой наставник и первый руководитель Шумаков Александр Владимирович покинул ряды «СВ-ТРАНСЭКСПО». И меня назначили и.о. руководителя отдела логистики.

Учась в МАДИ, Александр параллельно работал в «СВ-ТРАНСЭКСПО». Чтобы все успевать, начинать трудовой день приходилось в 7 утра. Первым делом Александр закрывал горящие заявки, а к 10 часам уже мчался на пары. После занятий снова возвращался на работу

– Как восприняли назначение?
– Как любой нормальный человек, я испытывал чувство страха. Ведь тогда я еще не разбирался ни в международных автоперевозках, ни тем более в мультимодальных контейнерных. Основной проблемой на данном этапе для меня было отсутствие наставника. Я учился методом проб и ошибок. Вместо грамотной помощи от руководства, периодически «получал по шее». В принципе, тоже достаточно действенный метод. Тем не менее, именно это научило меня самостоятельности и профессиональной ответственности.

В тот период очень много приходилось принимать «непонятных решений». Непонятных в том смысле, что я не представлял, как они скажутся в будущем на компании. Были успехи и серьезные провалы, которые приводили к финансовым потерям.

Для меня работа в «СВ-ТРАНСЭКСПО» стала не просто стартом в карьере. Там я работал с 2006-го по 2013-е годы и прошел длинный путь от курьера до заместителя директора по логистике. И в итоге обрел надежных товарищей.

– Что же тогда стало причиной вашего ухода из «СВ-ТРАНСЭКСПО»?
– Я отношусь к той категории людей, которые приходят в компанию как в семью. В моей трудовой всего две записи: первая – «СВ-ТРАНСЭКСПО», вторая – LKTK Group.

И на самом деле, причины моего перехода из одной компании в другую взаимосвязаны. Работая в «СВ-ТРАНСЭКСПО», я в какой-то момент понял, что «уперся в потолок», которым стал наш директор по перевозкам.

Важной основой моего решения сменить место работы стало то, что в LKTK Group меня позвал мой первый руководитель, Александр Шумаков. В 2008 году он вместе со своим партнером создал логистическую компанию, которая специализировалась на внутрироссийских перевозках. За пять лет она «доросла» до открытия международного направления бизнеса. И в ноябре 2013 года я перешел в LKTK Group на должность руководителя отдела международных перевозок, а в 2019-м — занял пост генерального директора.

– Так значит, в ноябре этого года вы будете отмечать 10-летний юбилей работы в компании?
– Совершенно верно. За 10 лет удалось добиться определенных успехов. Среди ключевых для меня – выход на рынок международных перевозок, создание сети филиалов в Санкт-Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону, Владивостоке, а с января этого года еще и в Турции. Кроме того, компания получила лицензию таможенного представителя. Мы создали сервис по организации сборных грузов, а также у LKTK Group есть пусть и небольшие, но собственные складские площадки в Москве и Екатеринбурге.

В трудовой книжке Александра всего две записи: первая – работа в «СВ-ТРАНСЭКСПО», вторая – LKTK Group. А все потому, что компанию он считает второй семьей

– Какие планы на будущее у вас и компании?
– Их условно можно разделить на три основных направления. Во-первых, хотим полностью уйти от транспортных подрядчиков и создать собственный автопарк. Считаю, что быть «безактивным» экспедитором в наше время практически невозможно. Ведь большинство клиентов, с точки зрения безопасности, требуют наличия подвижного состава. Кроме того, деятельность перевозчика генерирует дополнительный доход. Таким образом увеличивается капитализация компании.

Во-вторых, хотим заняться международной закупочной деятельностью через Турцию. В-третьих, планируем открыть свою торговую компанию в Китае и дальше помогать нашим партнерам в поиске поставщиков, закупке оборудования. В какой-то момент планируем расширить эту услугу на сегмент B2C. Но пока побаиваемся это делать, потому что у «физиков» не всегда достаточно компетенций в области ВЭД.

Переговоры с пьяницами и нежелание работать

– Александр, расскажите, какое профессиональное решение вам далось сложнее всего?
– Наверное, это увольнение некоторых сотрудников. Это всегда эмоционально тяжело, когда ты понимаешь, что человек хороший, но он неэффективный работник. В данном случае я использую формулу Максима Батырева1, который говорит: «Прежде, чем уволить сотрудника, задай себе два вопроса. Если бы ты знал про человека все, что ты знаешь сейчас, принял бы его на работу? Если он перейдет в стан твоего отъявленного конкурента, расстроишься ли ты? Если на оба вопроса ты отвечаешь «нет», смело увольняй».

– А часто ли приходится расставаться с сотрудниками?
– В LKTK Group основу компании составляют люди, работающие 3-4 года. Поэтому, если мы расстаемся с кем-то, то это не от хорошей жизни. Чаще всего вынуждает тяжелая экономическая ситуация. Но бывают и конфликты.

Иногда мы сталкиваемся с неадекватностью некоторых сотрудников. И причина этому – банальный алкоголизм. К сожалению, периодически нам приходится сталкиваться с этой проблемой. Причем пьют не только линейные сотрудники. Этим страдают и логисты, и даже главные бухгалтеры.

Сначала мы пытались таким людям помогать, но после того, как пару раз обожглись, было принято строгое решение – никаких переговоров с пьяницами. Мы не увольняем таких сотрудников по статье, в «трудовой» компрометирующих записей не делаем, но настоятельно просим человека принять добровольное решение о смене работы.

– Каким был самый грандиозный факап в вашей карьере, который в итоге принес ценный опыт?
– Это произошло в тот момент, когда я только встал на путь руководителя. По своей неопытности пытался понравиться своим сотрудникам. И такое желание привело к тому, что я был уже не руководителем, а товарищем. Таким образом, когда я требовал исполнения важных задач, пару коллег просто сказали: «Мы делать этого не будем, потому что не хотим». Я не могу их винить за отсутствие чувства субординации, дистанции между руководителем и подчиненным. Но с тех пор, стараюсь не допускать близости с коллегами.

Единственное исключение – моя жена, которая уже 8 лет работает со мной в LKTK Group. Признаться честно, первое время, наши отношения тоже выходили мне боком.

На рабочем месте Александр твердо верит в то, что необходимо соблюдать субординацию и не допускать панибратства с коллегами. Единственное исключение - супруга, с которой он работает в LKTK Group уже 8 лет

Семейный подряд и токсичный синдром отличника

– А как вы познакомились со своей женой?
– О, это история для отдельного интервью (смеется). В 2011 году на работу в «СВ-ТРАНСЭКСПО» в качестве советника руководителя логистического департамента Торгово-промышленной палаты РФ пришел Олег Николаевич Дунаев. Будучи коллегами, мы периодически общались с ним по разным вопросам. Позже, уже работая в LKTK Group, я был участником отраслевой конференции и среди спикеров увидел Олега Николаевича. Мы встретились, и он пригласил меня еще на одно большое логистическое мероприятие. Это была глобальная отраслевая конференция, где нам выдавали гарнитуру для того, чтобы слушать синхронный перевод докладов иностранных спикеров. Взамен мы отдавали свои визитки. Помогали с организацией мероприятия студенты 3 курса Государственного университета управления. Среди них и была моя будущая супруга, в руки которой попала моя визитка, и она решила позвонить в LKTK Group, чтобы устроиться на практику.

Долгое время наши отношения были сугубо рабочими и только в 2018 году перешли в более романтические. Тогда я уже был в разводе.

– А кто в семье главный трудоголик?
– Жена. Она работает больше меня. Это человек, который, наверное, в силу особенностей характера, не может отпустить контроль. Она работает постоянно. В 8 утра мы едем на работу – она за ноутбуком в машине. В офисе, естественно, тоже. Едем домой – она снова за работой. Даже когда ездим в отпуск, она берет с собой ноутбук и работает в аэропорту, самолете, возле бассейна. Единственное место, где она не работает – там, где нет wi-fi. Но и тут она находит выход – заставляет купить меня местную сим-карту и подключиться к Интернету через телефон.

– Насколько сложно людям одной профессии находится вместе в режиме 24/7?
– Если честно, было много проблем, когда личное переходило в работу, а рабочее – в личное. Периодически я даже прошу ее сменить место работы, ведь сам уволиться не могу – генеральный директор, все-таки. Но для нее LKTK Group – это семья.

Еще год назад, я бы сказал, что минусов в отношениях с коллегой гораздо больше. Ведь любое неформальное партнерство приносит дополнительные сложности как в работе, так и дома. Но 2022-2023 года заставили меня переоценить взгляд на подобные вещи. Во-первых, безграничное доверие: я знаю, что мой любимый человек никогда не обманет и не будет замалчивать проблемы на работе. Во-вторых, гиперответственность моей супруги: любое порученное ей задание будет выполнено точно в срок. Кроме того, есть банальные бытовые вещи: мы можем работать удаленно вместе, свободно планировать отпуск. Поэтому сейчас для меня гораздо больше положительных моментов в наших отношениях. Главное, научиться понимать и принимать человека таким, какой он есть, а не ломать его.

– Интересуются ли ваши дети, чем занимается их отец? И готовы ли вы помочь им с карьерой в логистике, если у них возникнет подобное желание?
– Следует отметить, что текущий брак для меня третий. От первого у меня есть дочь, которой будет 12 лет, и сын, ему будет 7 лет. Сын в этом году пойдет только в первый класс, поэтому его мало волнует моя работа. Дочь о работе спрашивает частенько.

Безусловно, я как любой нормальный отец, постараюсь помочь, если кто-то из детей решит пойти по моим стопам. Но моя помощь будет не в том, что я приведу их к себе на работу и буду учить. Не хочу к ним предвзятого отношения. Поэтому, скорее всего, отправлю в какую-то другую компанию, где есть хорошая школа и опытные сотрудники. Но в любом случае, они будут учиться и работать на равных с остальными, без поблажек.

Работой Александра пока интересуется только старшая дочь, которой скоро исполнится 12 лет. Помочь детям освоится в профессии он согласен, но без поблажек. Учиться и работать им придется наравне с остальными

– Как вы считаете, что является самым важным в воспитании детей? Чему бы вам хотелось их научить?
– Знаете, здесь я рассуждаю с точки зрения собственных проблем, которые мешают мне во взрослой жизни. Мне очень часто приходилось «казаться», а не «быть». Всегда отличник, всегда молодец, которого ставят на пьедестал, приговаривая: «Не шелохнись и все время будь таким, как мы тебя представляем». Но на самом деле, это очень тяжело. Хотя в учебе и работе такой подход помогает. Но вот в личной жизни подобная установка – тяжкий крест.

Я хочу, чтобы мои дети жили так, как им хочется. К примеру, сейчас моя дочь хочет быть груммером. И я абсолютно не против, даже при условии того, что для этой профессии не нужно получать высшее образование. Хочу, чтобы у моих детей была свобода выбора.

Мне очень часто приходилось «казаться», а не «быть». Всегда отличник, всегда молодец, которого ставят на пьедестал, приговаривая: «Не шелохнись и все время будь таким, как мы тебя представляем».
Еще один момент, тоже из разряда собственных проблем. Мне часто говорили: «Дал обещание, сдержи его». Иногда это ломает жизни. Поэтому я хочу, чтобы мои дети научились обдуманно давать обещания и не боялись прийти и честно сказать, если вдруг обещанное сдержать не получается. Это нормально, мы не всегда можем выполнить данное кому-то слово.

Мушкетер с волейбольным мячом

– При такой напряженной работе, как у вас, наверняка иногда хочется отдохнуть и просто ничего не делать?
– Мой отдых, в основном, – это просто смена вида активности, с рабочих забот на домашние дела, семью и детей, на спорт, на мероприятия нашего «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний». Очень редко удается побыть в состоянии «ничегонеделания», и чаще всего я трачу такие минуты на чтение. При этом обычно читаю сразу по 3-4 книги одновременно.

К примеру, сейчас я читаю «Астрономию XXI века» Владимира Сурдина, параллельно – «Астронавты» Станислава Лема. Еще изучаю биографию Георгия Жукова и читаю Феликса Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым». Совсем недавно начал еще и пятую книгу – «Все, что движется. Прогулки по беспокойной Вселенной от космических орбит до квантовых полей» Алексея Семихатова.

История, жизнь замечательных людей, физика, астрономия и художественная литература – вот в таком ритме я и живу. Но ежедневно читаю какую-то одну из книг в зависимости от настроения. Единственное правило для меня: каждый день читать хотя бы по полчаса.

– Если вы так увлечены чтением, с каким литературным героем можете себя сравнить?
– Сейчас не могу назвать кого-то конкретного. Но отлично помню, как в юношестве я чувствовал себя мушкетером. Романтика, приключения и подвиги ради любимой женщины – все это находило отклик во мне даже в институтские годы. Одно время я даже сокрушался, что не родился в начале XVII века в Гаскони и у меня не было шпаги с голубым плащом.

– Вы рассказывали о том, что отношения с лыжами у вас так и не сложились. А как насчет спорта в целом?
– С 8 класса в мою жизнь плотно зашел волейбол. Сегодня мне 38 лет, и я продолжаю играть на достаточно хорошем уровне. Наша команда ITon – старейшая в Любительской волейбольной лиге Москвы, существует с 2006 года. Нашим наибольшим достижением был выход в высшую лигу ЛВЛ. Сейчас играем во второй лиге, больше для удовольствия. Ведь средний возраст игроков в нашей команде – старше 35 лет. А соперники – это в основном молодые ребята.

Александр Кибальников с 8 класса играет в волейбол. Сейчас выступает в Любительской волейбольной лиге Москвы 

Эта игра научила меня тому, что результата достигает команда, в которой действия игроков слажены и нет тянущих на себя одеяло нарциссов.

– Раз уж мы заговорили о том, чему научились вы, какой совет вы бы дали молодым логистам, которые только входят в профессию?
– При погружении в профессию нужно четко осознать, кто такой логист и что нужно сделать, чтобы им стать.

Когда я сталкиваюсь со студентами, приходящими на практику, задаю им простой вопрос: «Кто такой логист?». В половине случаев слышу что-то типа: «Я не знаю», «Не хочу отвечать», «Я логистом не буду». Главное – проработать внутри себя, готов ли ты стать профессионалом?

Мой совет прост: нужно обязательно посмотреть документальный фильм «Мечты Дзиро о суши». Это живой пример пути мастера и любви к своему делу. Чтобы стать успешным в любой профессии, нужно работать так, как это делал главный герой фильма.

– Дзиро мечтает о суши, а о чем мечтаете вы?
– У меня есть несколько желаний, и надеюсь, что они исполнимы. В профессиональном плане, я мечтаю о том, чтобы нам дали хотя бы 5 лет спокойной жизни. Вспоминая, что было со мной и компанией, начиная с 2015 года – это сплошные испытания и бег с препятствиями. Безусловно, все это закаляет. Но хочется хотя бы 5 лет спокойно поработать. Когда ты можешь создать план, придерживаться его и достигать поставленных целей.

Что касается личного, мечтаю о пополнении в семье. Моя жена – умница, многого достигла в карьере, но пора проявить себя и на другом поприще – в материнстве. Еще одно желание – чтобы все мои дети были рядом со мной, и я мог видеть их чаще, чем сейчас.


1Максим Батырев - российский менеджер, писатель, специализируется в жанре бизнес-литературы.

Тэги: LKTKGroup, 3PL операции, транспортная логистика, логистика в лицах, Александр Кибальников
05.09.2023

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх