Первый весогабаритный болт

О новой системе автоматизированного весогабаритного контроля изнутри: во сколько обойдется, зачем нужна, что умеет и при чем тут «Платон»

Виктория Чуланова Виктория Чуланова
шеф-редактор

Первый весогабаритный болт

Минтранс и Росавтодор планируют снизить количество нарушений правил движения тяжеловесными транспортными средствами в 4,5 раза за счет реализации обновленной федеральной системы автоматизированного весогабаритного контроля, об этом говорится в Паспорте проекта «Создание федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения», который есть в распоряжении «Логируса».

Какой будет обновленная АСВГК, сколько средств потребуется, чтобы обеспечить пунктами контроля всю страну. Какие цели преследует проект, и каким образом они соотносятся с интересами рынка логистики. Выясняем с помощью данных из Паспорта проекта и мнению экспертов, в числе которых:

Ольга Федоткина 
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ)
Ольга Федоткина
Тарас Коваль
Заместитель генерального директора по связям с органами власти компании Trasko
Тарас Коваль


Автоматизированный весогабаритный старт

Сейчас в России существует 25 автоматизированных пунктов весогабаритного контроля, работающих в пилотном режиме на федеральных и региональных трассах. А всего в нашей стране работают 74 пункта весогабаритного контроля. На федеральном уровне систему весогабаритного контроля сейчас регулирует Минтранс и Росавтодор, на региональном – постановления выносит ГИБДД.

Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина отмечает, что необходимо сформировать единые требования к работе данной системы на территории всей страны. Они позволят создать равные условия для представителей бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Такой подход должен навести порядок в работе действующих региональных АСВГК, обеспечить предсказуемость и справедливость требований по контролю за весовыми параметрами.

«Мы неоднократно говорили, что отсутствии единой согласованной государственной политики нормы законодательства в регионах трактуются по-разному, в результате чего возникает 85 точек принятия решений. Считаю, что реализация (развитие) данной системы контроля должна осуществляться при непосредственном руководстве Минтранса России и строго в рамках единой государственной политики. Данный подход признан целесообразным», − подчеркивает Ольга Федоткина.

По результатам анализа в Паспорте федерального проекта запуск системы автоматической фиксации весогабаритных параметров на федеральных дорогах Вологодской области позволил снизить количество нарушений от крупногабаритных транспортных средств с 23,1%, по состоянию на 1 полугодие 2016 года, до 3,9% в аналогичном периоде 2017 года. Речь идет о 3 автоматизированных пунктах весогабаритного контроля.

Аналогично, использование АПВГК на региональных дорогах Нижегородской области позволило снизить количество нарушителей с 25% до 4,7% среди всего грузового потока автотранспорта. В Рязанской области количество нарушений снизилось в 2,2 раза, в Новосибирской в 1,9 раз, в Саратовской области – в 2,6 раз, в Свердловской области – в 3 раза, в Костромской области – в 7,1 раз.

Активная стадия реализации проекта запланирована на 2019 год. В Паспорте также отмечается, что для достижения основных целей необходимо обеспечить на дорогах федерального назначения АПВГК в количестве не менее 387 единиц.

Дорожная цель оправдывает миллиардные средства

Кстати, о целях. Основной разработчики называют улучшение качества дорожного полотна. Для того, чтобы обеспечить сохранность дорог общего пользования, Минтранс и Росавтодор планируют к 2028 году в 4,5 раза снизить «количество нарушений правил движения крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств». На сегодняшний день эти данные являются прогнозными. Так, если в 2018 году среди грузовых транспортных средств 35% нарушителей, то к 2021 году показатель планируется уменьшить до 15%. А прогнозное значение по снижению к 2028 году составит 5%.

При этом ущерб, принесенный дорогам общего пользования нарушителями, планируется снизить до 3,1%, за 100% разработчики берут показатель 2018 года.

Однако заместитель генерального директора TRASKO Тарас Коваль отмечает, что любая технология контроля – это только инструмент в системе ограничения весогабаритных параметров. Этой технологии для успешной работы необходимы показатели, которые легко соблюдать. Он отмечает, что Паспорт проекта сформирован грамотно, но видит в нем два недостатка: слабо проработанная проблематика и отсутствие глубокого анализа положительного, и отрицательного опыта других стран. Во-первых, эксперт убежден, что весогабаритные ограничения в России давно не соответствуют реальности.

«Есть большие расхождения между используемым подвижным составом и нормативными осевыми ограничениями, из-за которых погрузка осуществляется таким образом, что возникает недостаточное сцепление ведущих осей с дорожным полотном. Значительно ухудшаются показатели управляемости и торможения грузовика, усложняются технологии крепления груза, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и способствует существенному недогрузу по разрешенной полной массе», − отмечает Коваль. Он также отмечает, что самые большие сложности испытывают перевозчики грузов с низким отношением стоимости к весу. В этих перевозках важен каждый килограмм, поэтому главными нарушителями остаются самосвалы и лесовозы.

В свою очередь, Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики считает необходимым провести переоценку обоснованности и целесообразности заявленных целевых показателей плотности постов АСВГК (1 пост на 120-140 км федеральной автодороги). Ольга Федоткина подчеркивает: «Минтранс информировал, что рамки будут устанавливаться в 3 этапа:

  1. этап - 100 рамок
  2. этап - 200 рамок
  3. этап - 100 рамок.

С учетом анализа динамики по каждому их этапов, количество комплексов будет корректироваться. Более того, под каждую точку сформулировано 11 параметров, которые каждый владелец автомобильной дороги должен защитить необходимость установки рамки на данной точке. Будет создан так называемый "рейтинг для весов"».

Еще одно предложение СЭЛ − дать право регистрировать в системе АСВГК коммерческие весы, прошедшие соответствующую поверку и аттестацию, и использовать показания этих весов при рассмотрении административных дел о нарушении весового контроля. По словам Федоткиной, данное предложение Минтранс считает целесообразным и принято решение о более детальной его проработке.

Не менее важным предложением Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики считает необходимость разработки и утверждения процедуры оспаривания вынесенных постановлений, особенно перечня аргументов и согласованных доказательств, которые сможет предъявлять перевозчик в поддержку своей позиции.

Помимо этого, необходимо учесть необходимость оперативного СМС-информирование нарушителей и возможность интеграции с системой выдачи спецразрешений, подчеркивает исполнительный директор СЭЛ.

Также в Паспорте автоматизированной системы весогабаритного контроля выделяются такие возможности проекта, как повышение транзитного потенциала в России (увеличение пропускной способности магистралей), повышение безопасности дорожного движения, снижение смертности на дорогах. Другие цели – улучшение качества автомобильных дорог в интересах пользователей и переориентация перевозки грузов с автомобильного на другие виды транспорта.

Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики полностью разделяет эти цели, но при этом высказывает серьезную обеспокоенность в связи с недостаточной осведомленностью участников рынка о порядке развития системы и отсутствием должного контроля над ситуациями возникающими в регионах. В связи с чем возникает мнение, что на текущий момент система работает с фискальной целью − собирает штрафы.

В Паспорте проекта отмечается, что его фискальная функция – обеспечение дополнительных поступлений в бюджет от СВП «Платон» к 2020 году, так как усиление контроля повлечет за собой увеличение количества поездок транспортных средств для перевозки одного и того же груза. Кроме того, в документе отмечается, что проект обеспечит дополнительные поступления в бюджет за счет штрафов, которые будут направлены на развитие и содержание федеральной сети автодорог.

Заместитель генерального директора по связям с органами власти TRASKO Тарас Коваль не может однозначно ответить, в чем основная цель системы: собирание штрафов или предотвращение нарушений. При этом он говорит о понятной логике: «Средства, выделенные на приобретение и установку весов, должны себя окупать. При высоких штрафах и хорошей работе АСВГК возможно резкое снижение нарушений. За счет чего будет окупаться работа АСВГК при таком развитии событий?»

К слову, в Паспорте проекта автоматизированной системы указана и стоимость 1 пункта автоматизированного весогабаритного контроля. Без учета подготовки дорожного покрытия она составляет от 37,5 млн рублей до 54,6 млн рублей. Стоимость зависит от конфигурации АПВГК. В документе сказано, что капитальные и операционные затраты федерального бюджета на создание автоматизированной системы весогабаритного контроля составят 2 трлн 402 млрд рублей. При этом подчеркивается, что оценка затрат может быть изменена, в зависимости от выбранного варианта обеспечения концессионных платежей. Также на сегодняшний день в расчетах не учитывались затраты на строительство Центра обработки данных.

Болт о болт, рядом с «Платоном»

По предварительной информации, оператором новой системы весогабаритного контроля станет администратор нашумевшего «Платона» − «РТ-Инвест Транспортные системы». Так, в числе планов Росавтодора в паспорте проекта выделяется «определение целесообразности интеграции отдельных пунктов АСВГК со стационарными контрольными рамками системы взимания платы "Платон"». Работа оператора с ведомствами будет осуществляться на основе концессионного соглашения.

При этом принятие Паспорта проекта запланировано на январь 2019 года.

Резюмируя, эксперт Тарас Коваль подчеркивает, что ключевая проблема проекта АСВГК на сегодняшний день остается неизменной – цель сохранности дорожного полотна стоит значительно выше безопасности дорожного движения и эффективности логистики, которая является важной частью российской экономики.

Кстати сказать, не факт, что это не к лучшему. Возможно повышение сохранности дорожного полотна приведет к тому, что и безопасность дорожного движения повыситься, а значит лесовозы и самосвалы станут потенциально менее опасными для общества.

Поглядим, друзья. Логизорро будет держать Вас в курсе!

Тэги: АСВГК, весогабаритный контроль, Trasko, СЭЛ
08.08.2018

Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости






Читайте также



Другие статьи по темам

Аналитика ВЭД Таможня Интервью Задача и решение Итоги года Итоги недели Колонка редактора Конкурс Контроль Логизорро Личные трудности Лучшие люди Раскопки Складская логистика Учись, студент Фоторепортаж

Возврат к списку

Вверх
Вверх